Удерживающее

Aug 25, 2014 15:47

Оригинал взят у sergeylarinв post


Член Межсоборного присутствия РПЦ, бывший секретарь Одесской епархии - а ныне настоятель Троицкого храма на Воробьёвых горах в Москве, протоиерей Андрейя Новиков prot_a_novikov; богослов, автора нашумевших работ о том, почему нельзя снять анафему с укропатриота Мазепы и ответа-статьи о.А.Кураеву о еретичестве католиков и отстутствии у них таинств (публиковали у нас в apologet-spb-ru

- Считаю Россию “Катехоном” (τò κατέχον - удерживающий) (2 Фесс. 2:7), Удерживающим из посл. Ап. Павла Солунянам в Библии. Убеждён, если Россия падет - придет антихрист.



Мой (бывший) интернет-друг, Семен Кулагин из Одессы 23 апреля написал в фейсбуке - прошелся по Одессе, сфоткал город - дескать, никаких бандеровцев нет. 2 мая произошла трагедия в Доме профсоюзов. Что Вы могли бы сказать одесситам, не верящим в репрессии властей Украины?

- Да на их глазах в Одессе сожгли людей! Это показывали в прямом эфире местного телевидения. После этого по городу прошел марш «победителей», которые открыто радовались и гордились, что это сделали. В «Фейсбуке» активисты украинских националистических организаций, кстати, до сих пор разгуливающие на свободе, хвастались и смаковали детали совершенных зверств, абсолютно неприкрыто. И нацистка депутат Ирина Фарион признала, с гордостью, что это сделали украинские «патриоты»: “молодцы, в Одессе, наконец, появилось национальное сознание”! Я помню жуткий момент из видеозаписи событий 2 мая: из окна Дома профсоюзов - истошный женский крик, в окне ухмыляющееся лицо украинского националиста, озверевшие соратники внизу орут: «Заткни эту сепаратистку»! Крик обрывается, тот же националист вывешивает в окне государственный флаг Украины, и заходящаяся в восторге толпа, как бы, питаемая человеческой кровью, вопит: «Слава Украине»! Потом в том помещении нашли женщину, по-видимому, беременную, задушенную телефонным шнуром. С этих пор для любого нормального человека в Одессе украинский флаг стал символом фашизма и человеконенавистничества. Пару дней спустя Гончаренко (доверенное лицо Порошенко) с товарищами ходили по этому зданию и тыкали в умученных, обожженных людей - “о, смотри, негр! А здесь Ромео и Джульетта,-ха-ха-ха! (это по поводу молодого мальчика, прикрывшего собой в последнюю минуту также сгоревшую девушку)”. Все это было выложено в интернете. Жгли людей живыми, на Майдане до этого жгли (беркутовцев - С.Л.) Знаете, Холокост у евреев - это всесожжение. А это тоже всесожжение, холокост русских, ставший недобрым стилем современной неонацистской Украины и ее власти. Если человек, зная факты, поддерживает майданную Украину, то на нём лежит ответственность за поддержку фашизма, он становится соучастником массовых убийств, и это уже можно остановить только силой.

-Что происходит сейчас на Украине? Какова причина случившегося? И каковы обстоятельства Вашего переезда?

- Причина - отход от Бога, люди перестали верить голосу Церкви, святым отцам, они повелись за фашистской и евросодомской пропагандой. Произошло массовое осатанение на Западе, в Центре страны. Могу сказать, что несколько лет назад Ваш покорный слуга и многие другие поднимали вопрос с проблемами на Украине - что надо как-то воспитывать население в братских чувствах ко всем православным народам, поддерживать русский народ в борьбе за его законные права, влиять на систему образованию, полностью находившуюся под влиянием оголтелого укронацизма и управлявшуюся купленными западными фондами людьми. Но к нашим голосам не очень серьезно относились, в том числе, многие и в самой России. Что касается меня, в Одессе изначально я не боялся духовно окормлять всех верующих, в том числе, лидеров и участников Антимайдана, при этом, сам я не принимал участия в митингах, собраниях и т. п. Затем начались аресты священства, не поддерживающего хунту, вызовы на допрос со спецназом и обысками. Все уже прекрасно знали, что к так называемым «политическим» в заключении украинские спецслужбы применяют запрещенные методы допроса (например, накачка наркотиками, чтобы ослабить сознание). Когда меня вызвали на допрос в киевское СБУ, я испросил благословение священноначалия, как мне поступить, и во исполнение этого благословения приехал в Россию. В конце Поста и на Пасху служил в замечательном храме при гимназии “Радонеж”, а в конце мая 2014 г. был назначен настоятелем храма Троицы Живоначальной здесь, на Воробьевых горах.

-Как Вам служится здесь в Москве, на Воробьёвых горах? Есть ощущение, что Вы дома?

- Для меня сильно ощущение единой Родины, единой Русской Церкви. Я просто переехал из оккупированной русофобами и антиправославными силами части исторической России - Одессы, первой столицы Новороссии, в столицу того же самого единого Отечества - Москву. Поэтому я дома. На нашем приходе есть возможность трудиться в деле миссии и в благоукрашении исторической святыни, молиться в старинном храме, что является огромной честью, за которую я благодарен глубоко почитаемому и трепетно любимому мною, как и миллионами православных русских, украинцев, представителей других национальностей, духовному Отцу Русского Мира и Предстоятелю Русской Церкви - Святейшему Патриарху Кириллу. Здесь мы стараемся помогать народу Новороссии (при мне в храме по просьбе о. Андрея жителю Юго-Востока выдали материальную помощь-С.Л.), привлечь внимание к их проблемам, собираем и пересылаем средства, гуманитарную помощь, особенно лекарства, по возможности, помогаем беженцам. На базе прихода Троицкого храма на Воробьевых горах планируем создание некоего центра - культурного, общественного, приходского. Планируем на его базе воскресную школу, центр для встреч, и может быть даже диспутов - почему нет? В Москве не так много мест, где можно было бы сделать возможными такие встречи. Можно будет попить чаю, пообщаться. Существует в Москве центр “Покровские ворота”, который принадлежит, по-моему, ордену иезуитов, римско-католической церкви. Неудивительно, что оттуда многие люди выходят модернистами, филокатоликами. Даст Бог, создадим наш центр «Воробьевы горы», и станем приглашать туда на встречи и презентации православную интеллигенцию, богословов, писателей, журналистов, всех неравнодушных людей. Также мы начали беседы и раздачу православных листовок среди многочисленных посетителей Смотровой площадки, байкеров. Из-за недостатка в волонтерах пока делаем это лишь иногда, но в планах - постоянная миссия, она нужна как воздух. Планируется также в ближайшее время ремонт старинных паникадил храма, древнего покрытия пола, по которому ходил еще Кутузов перед советом в Филях, чтобы вновь благолепие храма вернулось в первозданный вид. Весь рельеф здесь, на Воробьевых горах сползает, это еще одна большая проблема, которую предстоит решать, а тогда - 200 лет назад об этом знали и построили храм на скале. Если всё сползёт, будем как в Метеорах в Греции, забираться по веревочной лестнице(смеется). Тут, кстати, так построен пол, чтобы замаскировать неровности рельефа, его проседание, так что все кажется идеально ровным. Вот как наши предки строили!



Тот самый Троицкий храм на Воробьевых горх в Москве, c зигзагообразными узорами, скрывающими неровности рельефа, на котором построено церковное здание.

-Отец Андрей Кураев написал в своё время в интернете “Качественных семинарий на Украине просто нет. Но из имеющихся Одесская и в самом деле лучшая.”http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=66263&order=asc Ответил ли он Вам на Вашу богословскую работу по критике модернизма?

- Нет, не ответил. Насколько я знаю, отца Андрея Кураева огорчил тон архимандрита Рафаила, он защищал, если так выразиться, “русское богословие от грузинских нападок”. Я считаю, что дело тут не в принадлежности к Поместной Церкви, и отец Рафаил, как раз, очень любит и Церковь Русскую, и русскую духовную традицию. Как я слышал от пресс-секретаря Одесской епархии, когда протодиакон Андрей ознакомился с моим ответом на его книгу, он признал, что это “одна из точек зрения, корректно, без личных выпадов, изложенная и имеющая право на существование в современном богословии”.

-Нет ли ощущения, что есть гонения со стороны темных сил на православную веру?

- Как раз недавно ко мне обратилась датская журналистка, чтобы взять интервью для будущей книги о русской православной традиции и современном положении нашей Церкви. Она заинтересовалась моими статьями на тему значения Русского Мира и Русской Церкви. Я пытался, зная западных журналистов, очень осторожно открывать ей правду на духовный характер нынешней антиправославной и русофобской кампании на Украине, а она прямо спросила: «Не говорит ли, по Вашему мнению, происходящее на Украине в контексте роли Запада, что мы имеем дело с апостасией на этом самом Западе и что борьба против Русского Мира - это борьба против Христа, ведущая к антихристу?» Вы знаете, мне нечего было добавить.

-Как Вы относитесь к жизни и творчеству о. Даниила Сысоева? Для Вас - он святой или просто современный богослов?

- Святой. С оговорками, правда, о его богословии. Это как со свт. Илларионом Верейским, викарием свт. Тихона, патриарха Московского. Который, безусловно, священномученик, но у него есть ошибочные идеи анти-юридизма, почти оскорбительные по отношению к жертве Христовой. Подобно этому я считаю уранополитизм (см. далее отношение к патриотизму и России у о. Андрея-С.Л.) и веру в таинства у инославных у о. Даниила - ошибками в его богословии. Мы с ним встречались и разговаривали, я спрашивал, например, откуда он взял, что таинства у инославных есть. Изучая акты Вселенских соборов я убедился, что, к примеру, на VII Вселенском соборе иконоборцев как считали страшными еретиками, так и подвергали сомнению их таинства (см. богословскую работу о. А. Новикова о модернизме - вот ответ-статья о.А.Кураеву о еретичестве католиков и отстутствии у них таинств). В остальном - это выдающийся человек, который горел верой, шел напролом, к мусульманам несмотря ни на что и проповедовал им Христа! И - сбылась его мечта, умереть за Спасителя.

-Отче, что такое модернизм, упоминаемый в Вашей статье? Почему жития святых считают сказками, а св. отцов - устарелыми?

- В семинарии в курсе апологетики, сравнительного богословия нас учили как раз ниспровергать подобные идеи. А на Западе - наоборот, получилось нечто вроде преклонения перед скепсисом в отношении веры. Светскость и либерализм это породили. Думаю, это не результат глубокого изучения Писания и Предания, а личный выбор, вкусовщина. Есть примеры неточностей в житиях святых, например, в житии, св. Людмилы Чешской и Вячеслава Чешского - разные версии авторов двух житий, кто виновен в убийстве св. Вячеслава. Но говорить из-за этого, будто жития сами по себе неподлинны - значит дерзко противопоставить себя Преданию Церкви. Жития имеют подлинную основу, многие вещи вполне объясняются без огульного критицизма, и необходимо относится к ним с благоговением. По поводу святых отцов: действительно, они иногда ошибались - но это было не часто; как в вопросответах преподобных Варсонуфия и Иоанна разъясняется - когда имели дерзновение вопрошать у Духа Святого - не ошибались; когда говорили по своему разумению - могли ошибаться, но, повторюсь, что было это совсем не часто. Надо сказать, что восточные патриархи в послании 1848 г. указывали, что наши церковные богослужебные сборники - минеи, триоди создавались водительством Духа Святого, они также являются сокровищем православного богословия, имеют бесспорный авторитет.

-Вы писали кандидатскую богословскую работу на тему РПЦЗ? Ваше мнение - было ли РПЦЗ расколом и в какой период?

- Ни в какой период. Всегда РПЦЗ была частью Церкви. То, что с середины 1990-х Сербская Церковь юридически не сослужила с РПЦЗ не отрицает сослужения де-факто. Можно привести десятки подобных случаев. В 1997 году, помню был вполне будничный репортаж в «Вестнике Германской епархии РПЦЗ» с фотографиями о сослужении архиепископа РПЦЗ Марка и экзарха Средней Европы Сербской Церкви. Другой пример: отец Марк Сахади из Антиохийской Церкви передавал мне такой факт, что в 1990-е священники РПЦЗ служили вместо священников Антиохийской Православной Церкви на их приходах во время их отпусков, и наоборот, это было чем-то само собою разумеющимся. Иерусалимские Патриархи благословляли и утверждали настоятелей монастырей РПЦЗ на Святой Земле. Таких примеров множество. Остроты отношений за рубежом не было. Она искусственно раздувалась безбожным режимом с одной стороны и ревнителями не по разуму с другой (многие из последних впоследствии ушли в настоящий раскол от самой РПЦЗ).

-Вы преподавали древнегреческий язык в Одесской семинарии. Как Вы считаете, куда должна развиваться наша библеистика - к толкованию Библией св. отцов или к новым археологическим и филологическим открытиям?

- Я бы поспорил с теми, кто считает, что исчерпана тема библейских толкований святых отцов. Нет человека, который бы вник достаточно в толкование Писания св. отцами - каждого из отцов. Комплексное осмысление Священного Писания в контексте святоотеческих толкований в современном православном богословии является тем духовным и интеллектуальным подвигом, который по-прежнему ждет своих подвижников. Вышедшее недавно издание “Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков” мне очень понравилось, это определенный шаг в данном направлении. Филологические толкователи библейского текста должны помнить, что есть 19 правило VI Вселенского собора, обязующее понимать Священное Писание только в русле святоотеческого подхода. Если возникает противоречие между нашим пониманием и святоотеческим, то для верующего в Церковь Христову богослова совершенно очевиден вывод - не святые отцы не разобрались в Божественном Откровении, а мы что-то недопонимаем, ошибка в нас. Современные либеральные «православные» библеисты (сами понятия «либерализма» и «ортодоксия» антагонистичны) на самом беле являются не более чем последователями теорий крайних направлений протестантской библеистики, причем, не первой свежести, иногда 19 века. Эти либералы говорят об «объективности» в подходе к библейскому тексту, но сами толкования их кумиров, западных библеистов, на библейский текст не беспристрастны, поскольку имеют ярко выраженную конфессиональную окраску. Да, археология и филология важны в деле изучения Священного Писания, археологические исследования бибилейских мест сделали многое для апологии Священного Писания. Необходимо, однако, подчеркнуть, что сторонники археологических и филологических подходов к толкованию Писания должны основываться на глубинном убеждении правоты Православной Церкви и ее духовного опыта.

-В 2016 г. в Турции патриархом Варфоломеем созывается т.н. 8-ой Вселенский собор. Неужели действительно будет раскол из-за т.н. греческого папизма?

Вселенским собором это назвать нельзя. И не потому, как говорят некоторые филокатолики, что в этом соборе не будут участвовать католики его нельзя назвать Вселенским - нет. Вселенским от слова “ойкумена” (οἰκουμένη-греч.) он назывался от созыва собора византийским императором. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл абсолютно верно подчеркивает, что это будет не Вселенский, а Всеправославный Собор. Предсоборные мероприятия ознаменовались победой позиции делегации РПЦ, которая заключается в праве вето для любой Поместной Церкви на любое решение Собора, что особенно важно в таких важнейших вопросах, как дисциплина поста, различные изменения модернистского характера. По всем этим вопросам РПЦ занимает последовательно ортодоксальную, святоотеческую позицию.

-Вы говорили в различных интервью, что русский народ спас тех же грузин от полного физического уничтожения; говорили, что снять анафемы с украинца Мазепы невозможно. Какова роль русского народа и РПЦ сейчас?

- Считаю Россию “Катехоном” (τò κατέχον - удерживающий) (2 Фесс. 2:7), Удерживающим из посл. Ап. Павла Солунянам в Библии. Убеждён, если Россия падет - придет антихрист. на упреки в т. н. «политическом православии» отвечу - его осуждение Архиерейским Собором УПЦ в 2007 г. под давлением режима Ющенко и его агента Драбинко само по себе является догматическим и каноническим отступлением. не был четко сформулирован предмет осуждения, под него всегда подгонялись только основывавшиеся на святых отцах поборники единства Русской Церкви и Русского Мира, а «богословие Майдана» не только не преследовалось, но и его маргинальные представители стали занимать ключевые посты; решение догматического характера вообще никак не было согласовано с Матерью-Церковью. Местный Собор самоуправляемой Церкви (УПЦ) напрямую нарушил запрет великого Поместного Собора РПЦ 1917-18 гг. накладывать прещения за политические убеждения. Если следовать логики осудителей «политического православия», то под их прещения попадает и свт. Тихон, Патриарх Московский, т.к. он был против отделения Украины от России и даже осуждал его в пастырских посланиях всей полноте РПЦ. Читали ли Вы интереснейшее издание Каптерева (я всё из Одессы никак не привезу), 2-ухтомник? Это собрание переписки восточных патриархов 16 и 17 веков и восточных церковных соборов с русскими Царями. Там много говорится о вселенской миссии Руси, о роли Третьего Рима в православном мире. Провиденциальная роль Русского мира в Божественном домостроительстве спасения - это объективный факт, вытекающий из богослужебных текстов, святоотеческих писаний, соборных актов. Если бы я был, как о. Серафим (Роуз), американцем, то, безусловно, стал русским имперским патриотом. И он тоже им был, кстати, даже написал книгу “Будущее Россия и конец мира” (1981).

-Считаю Вас одного из духовно значимых богословов. Что Вы могли бы посоветовать молодому православному поколению?

- Сейчас огромные возможности в нашей Церкви. Особенно для тех, кто постигает богословие и любит Церковь. Для таких деятельным союзником является Святейший Патриарх Кирилл, который “горит” тем, чтобы взросло поколение молодых людей, дышащих Церковью и важно, чтоб вступающие на эту стезю - познавали, читали, впитывали, становились сведущими. Важно быть связанным с духовной преемственностью Русской Церкви, быть человеком, знающим традиционное богословие и защищающим его. Важно также, чтобы на этом пути у молодого человека был духовный руководитель, живущий в святоотеческой традиции. Спасение - это целостный путь христианской жизни. Почему так важны святые отцы, аскетика, традиция? Церковь Христова, скажем современным языком, гарантирует, что святой - это человек, который достиг Царства Божия, и путь его был верным. Звучит очень просто, но это так. И если я буду идти той же дорогой, которой шли Отцы, то имею серьезную возможность в итоге и своего пути достичь того же пункта назначения, что и они. Богословие - это бескрайний океан, в котором огромное содержание, подчас, противоречивое с виду, в котором легко потеряться. В этом смысле сразу приходят на память слова свт. Игнатия (Брянчанинова), рассказывавшего об одном докторе богословия, который сомневался, а существует ли Христос. Почитаешь некоторых нынешних горе-богословов и понимаешь, что не далеко они ушли от этого недоброго примера - что для меня очень грустно. Итак, важно следование святым отцам, важен опытный “традиционный” духовник, и верность Церкви (против раскола и ереси, сомнения и проч. - С.Л.) А ещё верность Церкви подразумевает жизнь человека по его высокому богословию, и это немаловажно.

10 авг. 2014г., Москва, Троицкий храм на Воробьёвых горах, протоиерей Андрей Новиков.

отцы наши, Удерживающее

Previous post Next post
Up