Согласно Писанию, жизнь растений - это первая проповедь Воскресения.

Aug 05, 2017 13:27

Земля - это нравственный спутник человека во все эпохи его бытия. В этом наша сила перед Западом.
В дополнение к предыдущему: http://irina-fadeewa.livejournal.com/1503333.html

Авдеенко Е.А. Жизнь и энергоносители// Библейские основания идеологии.

И сказал Бог: да израстит земля растение…
Быт. 1:11
«Израстит растение» - вновь перед нами оборот внутреннего содержания: тадше дéше דשׁא תדשׁא [1]. Естество земли «изращать» происходит от слова Божьего: да израстит земля растения.
Далее Священное Писание, которое ботаникой не занимается, дает нам разделение растительного мира на две части: трава - éсев и дерево - эц, и показывает, в чем эти две разновидности жизни сходны. И дальше, сколько ботаника ни будет находить разных видов жизни, но мы, по Библии увидев, что между травой и деревом есть общность, будем знать, какова природа растительной жизни вообще.

И сказал Бог: да израстит земля растение травы, семенящей семя по роду, и древо плодовитое, производящее плод по роду своему, в котором семя его на земле. И бысть так.
Быт. 1:11
Три оборота внутреннего содержания - в одном стихе. Они помогают понять, в чем естество растительной жизни. Земля должна «изращать растение», трава «семенить семя», дерево «плодовитое плодить». Жизнь такова в землю Богом вложена, что человеку беспокоиться не надо. Естество растений (сеять семя, плодить плод) таково, что по Слову Божию через землю проходит самовоспроизводящаяся жизнь.

Жизнь сама себя воспроизводит, причем, в своих границах - в «роде своем» [2].
Через землю проходит жизнь, сама себя воспроизводящая. Поэтому в другом месте Писания сказано, что земля имеет силу (по-еврейски кóах כּח, по-гречески ἰσχύς; Быт. 4:12). В этом смысле, человек, когда ест растение или плоды деревьев, он «ест землю» (Быт. 3:17). 
Бог что сказал делать земле? Растить растения. А земля что сделала?

И извела земля растение…
Быт. 1:12
Земля не израстила, а произвела - извела, выпустила - растение (так в LXX и в ТМ). Как вода, которой было названо ее естество (собираться в собрание едино), начала действовать как бы от себя, по своему естеству (собралась в «собрания свои» и «системы вод»), так и земля, о которой было сказано: «да произрастит растения», начала действовать как бы от себя, по своему естеству («произвела растение»).

Удивительно, что не только в духовном мире, не только в мире свободы (человеческом и ангельском), но и
в феноменальном мире Бог творит самодеятельные существа.
На уровне стихий - вода собралась в собрания свои, и возникли ландшафты. Земля - живородящая, тоже нечто творит от себя, согласно заложенной в нее «силе» кóах. В результате жизнь воспроизводит себя. И это «хорошо».
И извела земля растение травы, семенящей семя по роду своему, и древо, производящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.
Быт. 1:12, 13
Каждый раз, когда в истории сотворения мира звучит «хорошо» - это слава Богу. Что мы узнаем о славе Божьей из третьего дня?

Трава и деревья были созданы до Солнца. Так была крепка богозданная жизнь: она существовала до солнечного света. Жизнь - не от земли и не от солнца, жизнь от Слова. Об этом говорит евангелист Иоанн: «В Нем (Слове) была жизнь» (Ин. 1:4). Солнца еще нет, а жизнь есть... Звезды Солнце не будет, а жизнь будет, и не только высшая психическая жизнь, а самая простая, телесная, органическая, клеточная, ибо мы в теле воскреснем.

Согласно Писанию, жизнь растений - это первая проповедь Воскресения.
Уже на первом уровне творения феноменального мира и растительной жизни мы можем понять, что Бог творит самодеятельные существа - самоорганизующиеся стихии, живородящую землю и самовоспроизводящуюся жизнь.

Жизнь сотворена первичной по отношению к энергоносителю и сама себя организует и воспроизводит.
И в этом третий день творения связан с Евангельской проповедью:
Не заботьтесь для души вашей, что вам есть или что пить… Ищите же сперва Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам.
Мф. 6:25, 33

Оказывается, что мир первой жизни как-то говорит о Царстве Божьем. Мир первой жизни - это земля.
Земля станет нравственным спутником человека во все эпохи его бытия.
Эпохи - до грехопадения, после грехопадения, после человекоубийства, перед Потопом, после Потопа, до Рождества, после Воскресения, перед Вторым пришествием... В каждую эпоху земля будет показывать человеку, кто он такой есть на самом деле. Через отношение к земле будет поверяться отношение человека к мирозданию в целом.
Библейская «земля» - центр мироздания.
От этой очевидной истины можно переходить к солнцу и светилам. Писание дает нам утвердиться в правильном самочувствии, что небо - над землей, а не земля - среди небесных тел.
*
Первое ощущение жизни - это растительный мир. Первое определение рая - растительное царство, главные ощущения человека в раю - растения… Из жизни растений на земле мы узнаем нечто важное о своей душе и нечто важное для библейского мировоззрения. Из жизни растений мы узнаем, что жизнь сама себя воспроизводит с такой мощью, что она первее Солнца.

Жизнь не зависит от энергоносителей, если жизнь - с Богом.
Вывод из этого следует простой - настолько, что его не видят. Как растение - до солнца, так жизнь - до хлеба. «Хлеб» - символ энергии жизни и символ труда, который человек (после грехопадения) должен затратить, чтобы жить: хлеб - это условие, энергоноситель жизни.
Человек может жить хлебом единым. Человек может жить не хлебом единым. Есть библейское мировоззрение, а есть ему противоположное. Среди христианских народов это как два полюса на земле: Восток и Запад - библейское мировоззрение и западное мировоззрение. Западная идеология начинается там, где не жизнь на первом месте, а условия жизни на первом месте: экономика - и комфорт, медицина, права человека, страховка - и комфорт, мировой порядок - и комфорт. «Вся жизнь проповедуется в комфорте» [3].

Противоположное мироощущение - библейское, соответствует последовательности дней творения: сначала жизнь (это третий день), а потом - условия жизни, это общий всей жизни энергоноситель - Солнце (четвертый день творения). Жизнь - первичнее энергоносителя, если жизнь с Богом.
Жизнь в сотворенном мире - первична как Бог в отношении к творению в целом.

Ищите сперва Царствия Божия и правды его, а остальное все - что есть, что пить, во что одеться - все приложится вам (Мф. 6:25, 33). Это - важнейший элемент идеологии восточно-христианского мира.
Утрата опоры на библейское мировоззрение и потеря ориентации на христианские ценности создает обособленную от религиозности идеологию Западной цивилизации. Этот мир предлагает человеку комфорт как «утешение» (comfort означает «утешение»), и он имеет свойство вовлекать в свою орбиту страны восточно-христианского мира…

В современном мире происходит борьба за пост-византийское пространство, и вопрос стоит, прежде всего, в духовной плоскости: существует ли такая историческая общность (народ или страна), которая по своей природе ставит организацию земной жизни - энергоносители, экономику, право - не на первое место, а ощущение жизни - души и спасения - сохраняет первичным? В такой стране (как наша) и в народной психологии можно наблюдать пренебрежительное отношение к простейшим вопросам жизненной организации, что непохвально, однако необходимо учитывать, что мы экономику никогда не поднимем, если не будем понимать себя…

Потеря идеологического ориентира на христианском Западе привела к тому, что был отстроен пост-христианский мир и возникло новое качество жизни - зависимость от условий жизни и комфорт.
Потеря идеологического ориентира на христианском Востоке ведет не в постхристианский мир, а - к гибели.
Так погиб Второй Рим. Византия погибла не от завоевания, а от безумия… Безумие - это отказ от своей собственной природы. Если говорить о правящем классе и большинстве епископата, Восточная Римская империя обменяла чистоту православия на мифическую западную помощь. Запад только обещал и никогда ничего не давал. В Византии последних веков была возможность иметь боеспособную армию за счет внутренних ресурсов, однако всю свою деятельность и упование императоры Восточной Римской империи последних веков направили - на переговоры с Западом. Такая ориентация на Запад стала гибелью.

Для страны, которая, как Россия, обеспечена энергоносителями, библейский взгляд на жизнь может послужить для историософского понимания современности и для осмотрительного поведения в геополитике. Жизнь не зависит от энергоносителей, если жить по Божьи… А если нет, то нужно помнить, что
для Запада энергоносители - это его жизнь.
И Запад будет биться за энергоносители. Мы содержим жизнь, на Западе - условия жизни. Нам Запад предлагает не товары и услуги, а потребности в них. Основа восточно-христианской идеологии возвращает нас к первым истокам: ищите сперва это, а другого не ищите, другое придет. Христос сказал:

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Мф. 6:28-30
И опять-таки, желая показать, как обеспечена жизнь, Христос поминает жизнь травную.
История сотворения мира говорит нам, что с сотворением Солнца энергия, нужная для жизни, пошла через эту точку, однако жизнь - первее Солнца и всех энергоносителей. Прежде, чем обратиться умом к солнцу и светилам, нужно ощутить землю, и жизнь растений, и то, что есть жизнь по существу…

Человек может иметь корень на земле, он может не иметь корня и ощущать себя космополитом.

Согласно библейскому мировоззрению, только тот, кто имеет в земле корни, может с чувством смотреть на звезды.

[1] Оборот внутреннего содержания не имеет аналогии в греческом тексте. LXX: «да испустит земля растение».
[2] Категория «род» применительно к растениям и животным называется по-еврейски мин מין - «отличие, разновидность, отдел». Это те границы, в которых возможна изменчивость биологического вида. Нет перехода от одного вида мин к другому, вновь мы видим, что для каждого живого существа жизнь дана в своих границах.
[3] Из Достоевского («Преступление и наказание»).

(Авдеенко Е.Е. Жизнь и энергоносители
http://avdejenko.ru/projects/articles/pochemu-vliublennost-prinosit-stolko-goria


о мироустроении, Русский мир, цивилизационный код, Часть и Целое, философия жизни, наука и христианство, Авдеенко, Библия

Previous post Next post
Up