ПОСЛЕДНИЙ БОЙ АНДРЕЯ СМЫСЛОВА

Jun 01, 2017 13:59


...Пустынная, пыльная афганская дорога-лента. По ней идёт колонна боевой техники, замыкает её машина с ракетной установкой «Град». В машине двое - водитель и лейтенант Смыслов. Пыль мешает движению, липнет к лобовому стеклу. Какие-то мелкие песчинки, а сыграли роковую роль. Из-за пыли машина отстала, забуксовала в песке. И тут появились душманы.
Водитель погиб сразу. И Андрей понял: бандитам нужен «Град». А он один - против пяти машин вооружённых душманов.
У него была возможность вырваться. Отдать установку врагам, а самому скрыться. Но лейтенант Смыслов был защитником. И защищал он в ту минуту не только «Град» механический, но и свой град - далёкий родной Липецк. И град-родину, которая, захвати душманы установку, потеряла бы ещё многих парней. И парень остался. Он взорвал установку и в одиночку вступил в бой с пятью машинами вооружённых бандитов. Расстрелял все патроны - ведь в арсенале одного человека их явно меньше, чем у нескольких десятков людей...
...А вокруг бушевала весна, и Андрею всего-то 22 года. В этом возрасте Конфуций открыл свою школу. Пушкин написал «Кавказского пленника». Каспаров стал чемпионов мира по шахматам. А Андрей Смыслов принял свой последний бой. Оставшись с одной только гранатой, Андрей притворился раненным. Когда душманы подошли ближе, раздался взрыв - установка и её защитник окончили жизнь вместе. Погибли все.
А за две недели до трагедии в дверь семьи Смысловых постучала соседка и передала громадный букет роз. Это Андрей провожая домой сослуживца, попросил его купить цветы и передать маме.
http://www.liveinternet.ru/users/dmitryuspeh/post371221527/





В и­юле 1981 го­да, ког­да из Аф­га­нис­та­на ста­ями ле­тели в Рос­сию «чёр­ные тюль­па­ны» с «гру­зами-200», на своё оче­ред­ное за­седа­ние соб­ра­лось По­лит­бю­ро. Сус­лов, Ан­дро­пов, Ки­рилен­ко, Ти­хонов об­сужда­ли воп­рос о том, как хо­ронить на­ших маль­чи­шек, по­гиб­ших в Аф­га­не. Во­об­ще, ко­неч­но, хо­ронить нуж­но, рас­суждал Ти­хонов, к при­меру, дру­гое де­ло - сле­ду­ет ли де­лать над­пи­си… Мож­но бы­ло бы и каж­дой семье по ты­сяче на па­мят­ник вы­давать, да вдруг на од­ном клад­би­ще ока­жет­ся нес­коль­ко та­ких мо­гил, это уже с по­лити­чес­кой точ­ки зре­ния бу­дет не сов­сем пра­виль­но». И за­тас­ки­вали эти цин­ко­вые ящи­ки с на­шими маль­чиш­ка­ми глу­бокой ночью и хо­рони­ли по-ти­хому и не­замет­но…

Уже поз­же, пос­ле по­хорон, ро­дите­ли на­пишут в часть, что­бы уз­нать под­робнос­ти о ги­бели сы­на. И по­лучат пись­мо.

«Здравс­твуй­те, ува­жа­емые Ра­иса Алек­сан­дров­на и Ни­колай Кузь­мич, Сер­гей! Пи­шет вам лей­те­нант Скрип­ченко Игорь Пав­ло­вич. Мо­жет луч­ше, ес­ли бы это пись­мо на­писал по­лит­ра­бот­ник, но та­кого у нас нет, я та­кой же ко­ман­дир взво­да, как и Ан­дрей… В те дни я был с ним и один из пер­вых всё уз­нал и уви­дел…

Мы пе­рего­няли по до­роге в пус­ты­не ог­ромную ко­лон­ну ма­шин. Пыль бы­ла неп­рогляд­ная. Ко­лон­на рас­тя­нулась на мно­гие ки­ломет­ры.

Ма­шина Ан­дрея бы­ла обс­тре­ляна душ­ма­нами. Тех­ни­ка боль­шая и се­крет­ная. Ра­неный во­дитель не спра­вил­ся с уп­равле­ни­ем и пе­ревер­нул ма­шину в пе­ресох­шее рус­ло ре­ки. Во­дитель был убит. Ан­дрей про­дол­жал вес­ти бой. Но си­лы бы­ли не­рав­ны­ми: душ­ма­ны подъ­еха­ли на пя­ти ма­шинах. Расс­тре­ляв пат­ро­ны, он по­дож­дал, по­ка эти сво­лочи по­дой­дут поб­ли­же. У не­го бы­ло две гра­наты. Од­ной он по­дор­вал сек­ретную ма­шину. Вто­рой… Ког­да они по­дош­ли, раз­дался взрыв.

Нам ни­ког­да не по­забыть этот день. Вы мо­жете гор­дить­ся сво­им сы­ном. Те­ла по­гиб­ших то­вари­щей мы пе­реп­ра­вили в полк, а от­ту­да на Ро­дину.

Я знал Ан­дрея с мар­та. Это был нас­то­ящий офи­цер, со­вер­шивший под­виг. Вы мо­жете гор­дить­ся сво­им сы­ном. По­сылаю вам фо­тог­ра­фию, сде­лан­ную 27 мая ут­ром.

С ува­жени­ем лей­те­нант Скрип­ченко И.Л.»

память, Афган, СССР

Previous post Next post
Up