Сбились мы. Что делать нам? В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам...

Jun 01, 2017 13:01



01 июня (19 мая) 1905 года




В "Прав. Вестн." напечатано:
"5-го апреля сего года особым присутствием Правительствующего Сената рассмотрено дело о мещанине Иване Платонове Коляеве, преданному суду за предумышленное убийство Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича. Особое присутствие, признав Коляева виновным, приговорило его по лишении всех прав состояния к смертной казни через повешение. <...> 10-го сего мая приговор приведен в исполнение <...>».

***

Л.Н.Толстой закончил новый рассказ из жизни деревни. Героями нового произведения Л.Н. являются старик-отец и два его сына, из коих один все время живет в деревне "при земле", а другой долгое время живет в городе и воспринял фабрично-заводскую цивилизацию.
http://starosti.ru/1905.php

Бердяев Николай.
Духи русской революции.
1918г.

Сбились мы. Что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
(Пушкин)
III. Л.Толстой в русской революции

Нравственное сознание Толстого требует, чтобы не было больше человека как самобытного, качественного бытия, а была только всеобщая, бескачественная "божественность", уравнение всех и всего в безличной "божественности". Только полное уничтожение всякого личного и разнокачественного бытия в безликой и бескачественной всеобщности представляется Толстому выполнением закона Хозяина жизни. Личность, качественность есть уже грех и зло. И Толстой хотел бы последовательно истребить все, что связано с личностью и качественностью. Это в нем восточная, буддийская настроенность, враждебная христианскому Западу. Толстой делается нигилистом из моралистического рвения. Поистине демоничен его морализм и истребляет все богатства бытия. Эгалитарная и нигилистическая страсть Толстого влечет его к истреблению всех духовных реальностей, всего подлинно онтологического. Не знающая границ моралистическая претензия Толстого все делает призрачным, она отдает под подозрение и низвергает реальность истории, реальность церкви, реальность государства, реальность национальности, реальность личности и реальность всех сверхличных ценностей, реальность всей духовной жизни. Все представляется Толстому нравственно предосудительным и недопустимым, основанным на жертвах и страданиях, к которым он испытывает чисто животный страх. Я не знаю во всемирной истории другого гения, которому была бы так чужда всякая духовная жизнь. Он весь погружен в жизнь телесно-душевную, животную. И вся религия Толстого есть требование такой всеобщей кроткой животности, освобожденной от страдания и удовлетворенной. Я не знаю в христианском мире никого, кому была бы так чужда и противна самая идея искупленья, так непонятна тайна Голгофы, как Толстому. Во имя счастливой животной жизни всех отверг он личность и отверг всякую сверхличную ценность.
...
Личность потому только и существует, что в ней есть сверхличное, ценное содержание, что она принадлежит к иерархическому миру, в котором существуют качественные различения и расстояния. Природа личности не выносит смешения и бескачественного уравнения. И любовь людей во Христе менее всего есть такое смешение и бескачественное уравнение, но есть бесконечно в глубь идущее утверждение всякого лика человеческого в Боге. Толстой не знал этого, и мораль его была низменной моралью, притязательной моралью нигилиста.

==============
п.с.
Не совсем там с Бердяевым согласна, но он точно показал главное - лукавый и безумный дух забродившей эпохи, и откуда ноги растут. Сам он тоже не избежал трагических заблуждений, но уже в другом направлении, не случайно он Ницше превозносит ((( ...

толстовщина, Великая Смута 2, бесы русской революции

Previous post Next post
Up