Художник Айвазовский - биография и картины, посвященные Крыму

Aug 02, 2016 16:26



Пост содержит 48 фото.

Сейчас в Третьяковской галерее в Москве проходит выставка картин, посвященная 200-летию со дня рождения художника Ивана Константиновича Айвазовского. На выставке представлены картины из разных музеев,  разных стран, частных коллекций, более 200 экспонатов, выставка будет проходить до 20-го ноября.

Свой подбор картин художника я сделала в этом посте по тому принципу, что  все картины  посвящены  исключительно Крыму и его морским пейзажам (это так или иначе указано в названии картины), эти картины находятся теперь   тоже на территории разных государств и в  музеях разных стран.
А еще художник писал картины на тему своих поездок: по странам Средиземноморья, в Америку (у него есть интересные картины водопадов этого континента), Египта и реки Нил, Северного Ледовитого океана, морских видов Петербурга и Балтики, русского Поволжья, Украинских степей и быта украинских крестьян, морских  сражений России, на Библейские темы,  на темы истории армянского народа, есть у него даже пейзажи Москвы.

Вряд ли  все   картины из этого поста присутствуют на выставке (я на ней еще не была), но, думаю, что тех картин, которые  сейчас находятся на территории Украины  - уж точно на выставке  в Москве нет, это картины № 4, 9, 12, 14, 34.

1. А. В. Тыранов Портрет И. К. Айвазовского. 1841 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва





Я давно полюбила творчество художника, первые впечатления от его творчества  связаны с посещением музея  в Феодосии, куда мы с родителями ходили, находясь  на отдыхе, когда мне было пять лет.  И, вот, наконец, настал достойный повод, выпустить пост на эту тему. С тех пор я всегда, когда мне встречались, покупала альбомы с репродукциями его картин. К сожалению, альбомы советского времени не все обладали тем качеством печати, когда можно снять ксерокопию с такой репродукции и разместить в ЖЖ.

Прежде обратимся к истории.

В 18-ом  веке  на юге Польши сложилась крупнейшая в Европе армянская колония, армяне бежали сюда в свое время из Трапезунтской империи. Среди них и были предки художника, здесь же нашли пристанище  также многие армянские семьи из Крыма.
Это были армяне, которые покинули свои дома в 1475 году, когда турки захватили Феодосию, которая тогда называлась Кафой, когда генуэзцы, которые правили Кафой в те времена,  сдали город туркам. Турки начали истребление армян, отказывавшихся принять ислам.

Тогда, в 14-15 веке, Феодосия была крупным центром армянской культуры, здесь действовало 27 армянских церквей и известный монастырь Святого Креста, основанный в 1358 году, развивались традиции национального армянского зодчества, рукописного искусства, крымской школы миниатюры. Многонациональная Феодосия была  второй родиной для многих армян, эти места в генуэзских источниках, сохранившихся в архивах Италии,  зовутся "приморской Арменией".

После присоединения Крыма к России, в конце 18-го века, родственники художника переселились  из Европы в Феодосию.

Сохранившийся с 14-го века в Крыму  монастырь Святого Креста (армянское название монастыря - СУРБ-ХАЧ). Монастырь принадлежит Армянской Апостольской Церкви, он действует  с 2008 года,  в нем ведутся реставрационные  восстановительные работы, при нем есть музей, его разрешено посещать  туристам:



Вход в монастырь, на территории монастыря съемка запрещена:



На этой карте можно видеть Трапезундскую империю, откуда были родом предки художника:



Судьба, казалось,  не сулила будущему живописцу великого будущего. Он родился 17 июля 1817 года в семье разорившегося купца, который ко времени рождения третьего сына, Ивана, работал старостой феодосийского рынка. Древний город, основанный в 6-м веке греками на черноморском побережье, к тому времени превратился в заштатный провинциальный городишко.

Семья Айвазовских жила в небольшом одноэтажном домике с белеными стенами,  поглощенный заботами о добывании  "хлеба насущного", отец семейства мало занимался воспитанием детей, однако был человеком образованным, знал несколько языков, много читал, и это, несомненно, отложило отпечаток на нравственную атмосферу семьи.

В раннем детстве у мальчика проявились незаурядные музыкальные и художественные способности, он без чьей-либо помощи научился играть на скрипке и хорошо рисовал. Первыми его детскими рисунками были копии с гравюр, посвященных греческой революции 1821-1829 годов. Айвазовский перерисовывал портреты греческих патриотов и эпизоды вооруженной борьбы против турецкого владычества.

Рисование, начиная с ранних лет, было главным смыслом его существования, у него не было зачастую  бумаги и поэтому он рисовал углем на стенах своего дома. Один из рисунков случайно попал на глаза  градоначальнику Феодосии Александру Ивановичу Казначееву. Казначеев принял горячее участие в судьбе талантливого мальчика: подарил ему ящик с красками и бумагу и пригласил его учиться рисованию  вместе со своими детьми у городского архитектора Коха.

Впоследствии, когда Иван заканчивает феодосийское уездное училище,  Казначеев  помогает ему определиться в симферопольскую гимназию.

В Симферополе Айвазовский много занимается копиями с картин и рисует с натуры, достигая очень существенных успехов в этом.  Знакомая Казначеева, графиня Нарышкина, начинает хлопоты о зачислении Ивана в Петербургскую художественную академию на казенный счет.

В 1833 году юноша приезжает  в столицу  и поступает в академию в пейзажный класс к профессору Максиму Никифоровичу Воробьеву. Тогда обучение в академии длилось семь лет, от студентов оно требовало большого напряжения.
Профессор Воробьев был не только хорошим пейзажистом, но и баталистом, маринистом, он воспитал плеяду  известных художников, таких как:  Лагорио, Боголюбов, братья Чернецовы. Воробьев как художник более всего известен своими видами Петербурга.

Так работали «социальные лифты» во времена царизма. Мальчик, дед которого погиб, воюя против Российской государственности, стал одним из величайших русских художников. Хороший пример для нашего времени.

Айвазовский во время учебы  много времени проводит в своем родном Крыму, он  получил  Большую золотую медаль в академии, эта награда  позволила поехать ему в качестве пенсионера на два года в Крым, а потом и за границу.

В Крыму молодой художник знакомится с известными  прогрессивными людьми своего времени: флотоводцами Лазаревым, Корниловым, Нахимовым,  с декабристами Одоевским и Нарышкиным.

После учебы в академии художеств Айвазовский путешествует по Европе.

Когда снискавший европейскую известность художник возвращается в Россию, его удостаивают звания академика и назначают художником при Главном военнооморском штабе.
Впоследствии его не раз награждали орденами и он получил чин тайного советника, таким образом войдя в высшую прослойку общества. Айвазовский вплоть до 80-ти лет трудился и исполнял свой долг.

Как художник он всегда был выразителем  идей романтизма, а также свободолюбивых идей, которые в его время также выражали  поэты и писатели Пушкин, Гоголь, Крылов, Белинский, Достоевский, композитор Глинка, декабристы, художники Репин, Крамской.

Художником владела тоска по детству, по Черному морю, по матери. Он часто ездил в Феодосию, параллельно путешествовал по всему миру: жил в Америке, Франции,  Голландии, Англии,  Грузии, Турции, Италии.

В Феодосии художник содействовал не только открытию армянской школы и типографии, он строил и ремонтировал церкви, основал художественное училище, археологический музей, способствовал проведению в город питьевой воды,  прокладке железной дороги, помогал турецким армянам и армянским студентам.

_______________________________________

Россиянам некоторые  эти картины сейчас воочию увидеть или невозможно, или сложнее, чем раньше. Так, например, друг мужа,  генерал российской армии, не может навестить своих стареньких родителей во Львове, а приехать  к сыну они также не могут по причине преклонного возраста.

2. У берегов Ялты,1874 г. Музей Луганск (Украина, Донецкая область)



3. Морской вид города Ялты.  1867 г. Воронежский художественный музей (Россия)



4.  Крымский берег, 1986 г. Музей Львов (Украина)



5. Вечер в Крыу. Ялта. 1848 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)



6.  Наводнение  в Судаке. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Россия, Крым)



_________________________________________

На следующих трех картинах - вид на гору  Аю-Даг в Крыму, и со стороны теперешнего Артека (слева) и справа, с той  стороны, где находится сейчас поселок Партенит. По иронии судьбы, после распада СССР, все три  картины находятся теперь в разных государствах, хотя изображают то, что было когда-то в одном государстве.

7.  Вид Крыма. Аю-даг. 1865 г. Национальная галерея Армении (дар А. Хаммера)



8. Ночь на берегу  моря в Крыму. 1852 г. Русский музей в Санкт-Петербурге (Россия)



9.  Ночь в  Крыму, вид на Аю-Даг. 1859 г. Одесский  музей (Украина)



10.  Вид на Гурзуф. Частное собрание 1854 г.



11.   Пушкин в Гурзуфе. Продано в Лондоне



12.  Пушкин на берегу Черного моря. Николаевкий музей 1887 г. (Украина)



13. Прощание А. С. Пушкина с морем. 1887 г. (выполнено совместно с И. Е. Репиным). Музей имени А. С. Пушкина. Санкт-Петербург (Россия)



14. Пушкин в Гурзуфе. 1880 г. Одесский музей (Украина)



А  это современные фотовиды на гору Аю-Даг, со стороны Гурзуфа и со стороны поселка Партенит:





__________________________________________

15. Старая Феодосия. 1839 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)



16.  Вид Феодосии. 1845 г. Национальная  галерея Армении



17. Феодосия. Восход солнца. 1855 г. Национальная галерея Армении



18. Пристань в Феодосии. 1856 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)



19. Феодосия. Закат солнца. 1865 г. Национальная галерея Армении



20.  Корабли на Феодосийском рейде. 1897 г. Центральный Воннно-морской музей. Санкт-Петербург



21. Море.  Коктебель.  1853 год Феодосийская галерея им. Айвазовского (Россия, Крым)



22.  Кораблекрушение во время Крымской войны.  1855 год. Местонахождение неизвестно



23. Кораблекрушение у Крымских берегов.  1870 г. Местонахождение неизвестно



24. Крым. Берег моря.  1860 г. Частное собрание



_________________________________________

25. Бухта Коктебеля.  1874 год. Частное собрание



26. Прибой у берегов Крыма. 1880 год. Иваново, музей (Россия)



27. Крымское побережье у Ай-Петри. 1890 г. Петрозаводск, музей (Россия)



28. Буря во время Крымской войны. Крушение английского корабля (фрагмент). Частное собрание



29. Смотр черноморского флота. 1886 г. Центральный Военно-морской музей. Санкт-Петербург (Россия)



30. Прибой у крымских берегов. 1892 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Россия)



31. Восход солнца у берегов Ялты. 1878 г.  Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)



32. Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846 г.  Русский музей. Санкт-Петербург (Россия)



33.  Севастопольский рейд. 1952 г.  Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)



34.  Вход в Севастопольскую бухту. 1850-е г. Феодосийская галерея им. Айвазовского



35. Закат солнца у крымских берегов. 1856 г. Русский музей. Санкт-Петербург (Россия)



36.  Вид в Крыму при закате солца.  1862 г. Русский музей. Санкт-Петербург (Россия)



37.  Ночь в Крыму. 1871 г. Одесский  музей (Украина)



38. Автопоррет.  1892 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)

Художник прожил долгую и счастливую жизнь, умер он в возрасте 83 лет, рисуя море.



___________________________________________________________

Официальный ролик выставки, он длиной чуть более минуты:

image Click to view



________________________________________________________

ДРЕВНИЙ МОНАСТЫРЬ СУРБ-ХАЧ

Монастырский комплекс Сурб-Хач (Святого Креста, постройки 14-19 века) расположен в трех  с половиной километрах к юго-западу от города Старый Крым (средневековый - Солхат) в лесистой долине северо-западного склона горы Святого Креста (Грыця, Святая, Монастырская) на высоте 500 метров над уровнем моря.

Монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольной Церкви был основан в первой половине 14 века. Согласно строительной надписи храм Сурб Ншан (Святого Знамения) - древнейшее из сохранившихся зданий комплекса, построен в 1358 году от Рождества Христова иноком Ованнесом Себастаци и его братьями.

Армянские рукописи 17 века сообщают о привнесении отцом Ованнесом в укромную долину частицы святого Креста - святыни, привезённой с родины, из Армении.

Со времён Средневековья и Нового времени сохранились храм обители (1358 г.), притвор с башней (конец  14 века), братский корпус (1694 год), трапезная (18 век), а на территории усадьбы монастыря - гостиница для паломников (вторая  половина  19 века), три фонтана (18-19 века), лестница (19 века).

Усадьба монастыря Сурб-Хач открыта для посещения. При осмотре обители просьба соблюдать приведённые здесь правила.

Правила поведения на территории усадьбы монастыря

1. Паркуйте машины на специально отведённых для этих целей участках. Проезд в охранную зону памятника закрыт для всех видов транспорта, кроме служебного.

2. Установка палаточных лагерей и устройство пикников допустимо с разрешения администрации и в строго определённых для этих целей местах. Непозволительно посетителям громко включать светскую музыку.

3. На всей территории усадьбы без соответствующего разрешения запрещены: рубка деревьев и кустарника, выпас домашнего скота, покос, сбор фруктов в монастырском саду, ягод и лекарственных растений. Выгул собак разрешён только на поводке.

4. Посещение строительных площадок без разрешения запрещено.

Правила поведения в монастырском комплексе

1. Вход на территорию комплекса без разрешения и сопровождающих служащих монастыря запрещен.

2. Всем входящим в монастырь надлежит иметь одеяние, приличествующее церкви.

3. В связи с проведением в монастыре реставрационных работ и аварийным состоянием отдельных строительных конструкций запрещено:

-   посещение лестничных маршей, ведущих на второй этаж, башни, подвала; келий нижнего этажа братского корпуса; строительных площадок;
-   хождение по парапетам опорных стен, каменным кладкам;
-   недопустима самовольная перестановка объектов лапидария.

4. Без благословения отца-настоятеля не разрешается фото- и видеосъёмка в храме и притворе; посещение Святого алтаря и амвона.

5. Запрещено: курить в стенах обители; посещать монастырь в нетрезвом виде, с животными и с оружием.



Это - резные деревянные кресты, ХАЧКАРЫ, каждый имеет свое посвящение:



План-схема строений монастыря:



Купол храма Святого Знамения:



Гостиница для паломников:
 

image Click to view

художник Айвазовский - картины в Украине, #брендыРоссии, Крым - Айвазовский, брендыРоссии, КРЫМ, Крым - достопримечательности 1, монастыри, Крым - картины, художник И. К. Айвазовский, художники, Крым - среднев. монастырь СУРБ-ХАЧ, брендыРоссии - художник_И.К.Айвазовский, картины

Previous post Next post
Up