Jun 11, 2015 10:51
Наверное, стоит признать, что за всю мою жизнь меня не впечатлил ни один музейный шедевр. Хотя в любой моей поездке список "культурная программа" длиннее списка "программа бескультурная", и я многократно стояла в диких очередях в музеи, толкалась вокруг Джоконды, которую вообще не видно за бронированным стеклом, тратила заметные суммы на билеты на выставки и так далее.
Первый раз эта мысль пришла мне в голову, когда, оказавшись случайно в Осло, я поняла, что обязана увидеть оригинал "Крика". Ну что - распихав дела, добравшись до галереи, заплатив за вход по норвежским расценкам - я поняла, что оригинал ровно ничем не отличается от репродукций.
И так случалось каждый раз. Головку Нефертити я миллион раз видела на фото и в кино, и вживую она выглядит точно так же. Венера Милосская ничем качественно не отличается от сотен других Венер. Честно говоря, при любом обсуждении подобных артефактов я шепотом интересуюсь у своего неизменного спутника, видели ли мы предмет разговора.
При этом вышесказанное совершенно не значит, что меня в принципе не впечатляют предметы искусства - впечатляют, еще как (хотя, конечно, самые яркие воспоминания от музейных экспонатов у меня такие же, как и у всех ленинградских детей - мумия жреца Падииста. Пусть потом я этих мумий видала на целый некрополь).
Речь скорее про то, что мировыми шедеврами назначаются совершенно случайные штуки.