Когда в журнале моего высоколобого френда я осмеливаюсь произнести это
не приличествующее месту слово «маркетинг», на том конце провода публика впадает в ступор.
Вот несколько дней назад зашла речь о духовных приоритетах, как растить наших детей, чтобы они хотели не только крутую тачку и классную телку, но и интересную, насыщенную интеллектуальным трудом жизнь.
Тут я и влезла со своим маркетингом.
А что собственно брезгливо морщить нос и алеть, как невинная девушка в разговоре о сексе, утверждая что маркетинга секса нет?
Мы давно потеряли свою невинность, еще тогда, когда завидовали уровню жизни на Западе, восторгаясь импортными сапогами, лифчиками и костюмами джерси, обмененными на нефть.
Мы были готовы принять этот новый образ жизни с его приоритетами, земля была вспахана и унавожена.
Хотя и в те времена советские идеологи по-своему не уступали западным маркетологам, сформировав спрос на все, от машин и телевизоров, до платной стоматологии.
Вся страна выстраивалась в длинный хвост очередей с чернильными номерами на руках и звонкими перекличками.
Открытые в начале девяностых границы, своевременно не прикрытые ввозными пошлинами, дали возможность свершиться "нравственному чуду".
И обязаны мы этим грамотным маркетологам всего мира. Среди них, конечно, нет фигур равных Декарту или даже Бэкону, маркетологи в тени, но это они изменили духовную составляющую сегодняшнего мира.
Они властители дум и сердец подавляющей части населения земного шара.
Тогда же, в том же журнале вспомнили Маркса. В принципе правильно вспомнили, это, видимо, он сформулировал главную маркетинговую идею - «все, что произведено, должно быть потреблено» и из его теории расширенного воспроизводства следует, что каждая фирма хочет производить и реализовывать все больше и больше продукции.
Но практически одновременно с этим, в середине XIX в. на Западе возник маркетинг.
Первым человеком, который указал, что маркетинг должен стать центральной функцией предприятия, а создание круга потребителей - специальной работой менеджера, был К. Маккоомик (1809-1884 гг.).
Он ввел в практику маркетинговые исследования и маркетинговый анализ, концепцию создания рынка, ценовую политику, сервисное обслуживание.
Как академическая дисциплина маркетинг впервые появился в Америке: в 1905 г. В. Е. Креузи прочел курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете. В 1910 г. в университете штата Висконсин Р. Ватлер начал вести постоянный курс «Методы маркетинга».
Мы опоздали со своими симпатиями и антипатиями к данному слову и стоящей за ним деятельности на сто лет.
Если Маркс говорил о потреблении, то маркетологи развили эту мысль, предлагая все новые товары, услуги, формируя новые оттенки спроса, расцвечивая его все новыми красками.
И тут главное либо устоять, либо нырнуть с головой в это море ярких красок, новых запахов, теплых прикосновений к телу тканей, мазей, кремов, к нёбу пищи, к спине автомобильных сидений, ко всем местам рук массажистов всех школ. Окунуться в оттенки звуков бесчисленной звуковой аппаратуры и бесчисленных визуальных впечатлений.
Броня была крепка и танки были быстры. Но гниют в лесах наши танки и горят в огне пожарищ.
Зато бегут по дорогам красавцы на резиновом ходу, по тем же самым дорожным покрытиям, которые сорок лет назад оккупировал горбатый запорожец.
И поздно призывать пить боржоми вместо пепси. Почки отвалились, необходима пересадка новых и коррекция душ.
Бесполезны призывы заместить духовными ценностями тягу к красивой жизни.
Можно только с детства пытаться объяснить, что надо долго и нудно учиться, чтобы суметь честно заработать себе на эти блага.
И еще объяснять и показывать собственным примером, что кроме пищевода у человека есть еще и мозг, мозг, который, если им умело пользоваться, дает радости жизни по мощи своей несопоставимые с телесными.