(no subject)

Apr 02, 2009 19:05




Артур (Авраам Грин), «Это слова…» Словарь еврейской мистики и духовной жизни, 2006 год, издательство Гешарим.

Достаточно интересная и полезная книга по каббале и в целом по иудаизму (её первый раздел в особенности, в нём мы можем встретить слова, которыми насыщены не только чисто еврейские книги по каббале). Нельзя сказать, что очень глубокая - многие термины, которые требуют не одного десятка, а то и сотни страниц, помещаются на двух-трёх. Недаром это словарь. Однако же, некоторые вопросы здесь освещаются с несколько иной точки зрения чем мы привыкли, что даёт повод задуматься, цитирую:

Клипа
(букв. «скорлупа»;
В позднем иврите и идише - идиоматическое обозначение сил зла; мн. ч. клипот)

Излюбленным символом средоточения смыслов у еврейских средневековых мистиков был орех. Важную роль в этой ассоциации играл стих из Песни Песней (6:11): «Я сошла в ореховый сад». Скорлупа и внутренние перепонки грецкого ореха, в представлении мистиков, соответствовали черепу и тканям, окружающим мозг; считалось, что клипа защищает сокровенные истины от недостойных.
Образ клипы как защитной оболочки, окружающей ядро истины, претерпел коренные изменения в новой каббале Ицхака Лурии, или Ари. Лурия утверждал, что творческая энергия Божественного света была ниспослана в некоторые «сосуды» первоначальных сфирот новосотворённого мира из таинственных глубин Божественной бесконечности Эйн Соф. Однако «сосуды» эти были разобщены, а каждый из них по отдельности был не в состоянии воспринять полноту Божественного света. Поэтому сосуды разбились, а искры света рассеялись. Паразитические силы клипот скрывают эти искры т обломки священных сосудов, чтобы использовать Божественный свет в собственных эгоистических целях.


Элохим
(Бог)

Зогар, величайший компендиум каббалистичекой мысли, начинает с толкования слова Элохим. Мы узнаём что имя состоит из двух коротких слов: эле и ми (אלהימ = ימ + אלה). Эле означает «эти» и относится ко всем эпитетам и свойствам Бога, проявляющимся в сфирот . Ми означает «Кто?». Зогар учит, что, несмотря на все старания человека, несмотря на полёт его мысли и воображения, сущность Бога остаётся окутанной тайной. Если вы решаете, что познали Бога, то теряете вторую половину - «Кто?», ми, - и становитесь идопоклонником, который почитает только созданные им самим образы, подобно создателям золотого тельца, провозгласившим, согласно Зогар лозунг ложной веры: "Вот - Бог твой, Израиль".

Previous post Next post
Up