Радостное и грустное

May 11, 2016 14:20

Хотела написать про Дашу.
Она огромная молодец. Просто умница. Мы радуемся ее успехам каждый день, каждый день она как будто взрослеет и умнеет.
И пускай это совсем маленькие шажочки, иногда микроскопические, но они у нас есть и это наша надежда.

Даша занимается дважды в неделю со специалистом по ABA, скоро добавим еще один раз, плюс сами дома стараемся. Если честно, я вот так говорю - мы занимаемся, а на самом деле это уже давно перешло в стиль жизни. Я стараюсь все подчинять этой системе, даже какие-то мелочи в быту. Мне кажется, у меня уже мозг трансформировался и превратился в какой-то дефектологический компьютер %) который постоянно думает - о, сюда тоже можно ввернуть тренировку такого-то навыка.

Начали мы заниматься по этой системе осенью. Что я могу сказать в результате. Основная задача - это развитие мотивации. У Даши совершенно нет обычной детской потребности в обучении, нет интереса. И главная задача, чтобы человек понял, что учиться чему-то это здорово, это придумать ему такую мотивацию, которая была бы понятна. В качестве промежуточного поощрения за задания используются яркие жетоны. Когда весь набор жетонов собран, выдается главный приз. В нашем случае это и какие-то вкусные штуки, которые просто так в обычной жизни не едим каждый день. Вы будете смеяться, у Даши это внезапно оказалась вяленая рыбка :-)) знаете, такие палочки, они часто к пиву продаются. Спасибо, мне одна из наших мам посоветовала, я бы не додумалась, а ведь знала, что Даша это любит. Сладкое ребенок не ест, а вот за соленую рыбу готов сделать многое :-) Еще в качестве мотиваторов выступают какие-то игрушки, например она обожает своего поющего Лунтика, теперь он тоже убран (потому что подолгу его слушать все равно невозможно), и выдается только за дело. Или еще что-то такое, что ей очень-очень нравится. И получает она это исключительно за работу. Да, вероятно это выглядит как дрессировка, но только на начальном этапе. И, к сожалению, по другому у этих детей не сформировать желание заниматься, только искусственно.
Так вот по результатам занятий можно уже сейчас сказать, что мы очень хорошо продвинулись на этом пути, потому что дочь сама стала пытаться делать что-то конструктивное, например собирать пазлы. Ей скучно просто слоняться и листать книжки, она постоянно пристает, чтобы мы что-то поделали вместе. Да, сама она пока не умеет себя занять, но это нормальный этап, как у двухлетнего малыша, просто затянувшийся.
Опять же, концентрация. Раньше она не могла высидеть и пяти минут, сразу истерила, отказывалась работать. А сейчас может час сидеть с небольшими перерывами и полноценно заниматься.

Даша собирает парные картинки, раскладывает карточки по категориям (пока до трех категорий одновременно, но практически без ошибок), может продолжить последовательность из двух предметов, может выделить основные действия и привязать их к объектам (самолет летит, мальчик играет и т.п.), может собрать небольшой пазл, повторяет основные действия за взрослым (похлопать по животу, постучать по столу, поднять руки вверх), может показать нос, голову, живот, у себя и у другого, повторяет звуки (а, о, у, простые слова дай, мама - и в быту стала использовать изредка), и так далее, еще много всякого. Для ребенка, который был полностью погружен в себя и на любые занятия реагировал только истерикой, это колоссальное продвижение. Особенно то, что касается коммуникативных навыков, повторения.

Даже в поведенческом отношении мне кажется это влияет, потому что Даша стала понятливее, адекватнее себя ведет в обществе, лучше понимает то, что ей говорят и т.п. Мы ездили в наш мини-отпуск в апреле с ней вместе, ну так получилось, хотя должны были ехать вдвоем. И я, если честно, была практически уверена, что никуда мы не сможем сходить, не сможем погулять, нигде не посидим, и так далее. Удивительно, но правда много гуляли, обедали в кафешках и вообще прекрасно провели время. Даша умница.

А теперь о грустном.
Общалась я тут со специалистами в садике, которые Даше писали характеристику для комиссии, которую мы проходим перед школой. Характеристика конечно ужасная. И прогресса нет, и в красках расписано сколько всего ребенок не может, не умеет, не делает. А что может - да почти ничего. Ну, допустим, дефектолог новая, пару месяцев как пришла, и вообще она какая-то странноватая, говорит одно, делает другое, даже воспитатели на нее жалуются. А логопед давным давно работает, с Дашей уже получается год там занимается. И вот она мне сегодня утром на мой вопрос о характеристике сказала, что Даша не делает у нее на занятиях ничего. Не повторяет звуки, не выполняет задания, большей частью смотрит отсутствующим взглядом куда-то вдаль или скандалит. Вот как, как можно работать год с ребенком и иметь такой результат? Почему наша АВА терапист с первого занятия смогла установить контакт и вытащить из ребенка какие-то знания, обратную связь? И эти специалисты призваны государством реабилитировать наших детей. Печально.
Самое ужасное, что они сами считают это нормальным. И вешают сразу на ребенка ярлык - ну вы же понимаете, это умственная отсталость. И развести ручками, мол, что я могу сделать. Так же гораздо проще. Спихнуть причину с себя на ребенка.
Именно поэтому я не хочу в коррекцию идти дальше. И теперь я уж точно буду всеми руками, ногами, и зубами биться за наш инклюзивный класс. Потому что это единственный путь вперед и единственная надежда на будущее.

инклюзия, детсад, этапы большого пути, Даша 7+

Previous post Next post
Up