Интересно, как же можно не обратить внимания на "новую, но уже невероятно крупную фигуру".
Editorial & Opinion. Форум, мнения, комментарии
Не обращайте вниманья, маэстро…
Ситуация, связанная с гражданином Плетневым Михаилом Васильевичем, с начала июля прояснилась достаточно, чтобы все мнения, которые могли разделиться, разделились и застыли в ожидании новостей о том, как он там будет общаться с правоохранительной системой Королевства Таиланд и о чем они договорятся.
При всем уважении к этой азиатской стране, к ее традициям, нравам, законам, к принципиальности и строгости ее полиции, главное, что еще может произойти в этой печальной истории, будет происходить в Москве. А в Москве задаются вопросами: «Неужели все подстроено?» и «Состоится ли отставка Плетнева М.В. с поста главного дирижера Российского национального оркестра (РНО)?».
Весной 2010 года при обновлении состава Президентского совета по культуре Плетнев перестал быть его членом, что само по себе нормально: ротация вполне логична. Но вскоре после этого Плетнев заметно изменил присущий ему немного отстраненный тон и публично «нагрубил» властям. Он заявил, что оскорблен неприсуждением гранта оркестру, который уже 20 лет нарицательно и кратко все называют именно «плетневским». Ясное дело, что никакой «нейтральной» шкалы тут нет и быть не может, к тому же процедура-то и не конкурсная, никого ведь не просят доказывать государству с цифрами в руках, чей звук лучше, репертуар богаче, а строй чище. Но еще один факт, опубликованный не вчера и даже не в этом году в серьезном английском журнале Grammophone, уже сам по себе означал репутационную угрозу для основателя и худрука первого в России негосударственного оркестра. В двадцатке лучших оркестров мира, составленной «граммофоновцами», единственный московский оркестр - это РНО. Разумеется, представлен Петербург, но с Москвой получилась проблема. И если хотя бы на пару лет РНО выпал бы из этого красивого перечня, где он соседствует с коллегами из Вены, Мюнхена, Будапешта, Амстердама и Берлина, многие испытали бы облегчение. Да, там критерии отбора спорные, да, Запад нам не указ, но все, что произошло дальше с гражданином Плетневым, можно рассматривать именно как признание - более того, «принятие очень близко к сердцу» правоты лондонских экспертов.
Чем закончится эта история? Выбор будет сделан между двумя сценариями одного почти очевидного события: ухода Плетнева из РНО.
И затруднительно назвать другую цель, оправдывающую затраченные средства, в том числе и пиаровские. Даже время для обеспечения ему бешеной «популярности» выбрано исключительно удачно: приключения Плетнева в Таиланде с гарантией стали первой новостью везде, где есть телевизор и интернет. Какой там футбол, когда тут «их нравы» в действии…
В первом случае маэстро может уйти так, что от оркестра в довольно сжатые сроки не останется почти ничего и сработает та формула: «А кому они нужны без шефа?» - которая в прошлые годы услаждала слух многих советских худруков, хотя ничего приятного и правильного в ней нет. Ну побарахтается кораблик без руля и без ветрил, да и тихо пойдет ко дну - жалко, хороший был, фирменные диски писал, но что же делать, сами виноваты.
Но во втором случае оркестр не успеет загрустить или разбежаться - есть вариант продуманной, грамотной расчистки именно этого места, этого бренда под некую совершенно новую, но уже невероятно крупную фигуру.
А теперь давайте оценим, какова вероятность того, что гражданин Плетнев почему-либо останется главным дирижером РНО. В этом случае существуют простые, но эффективные способы сильно сузить, например, географию его гастролей, поколебать ставки оркестровых гонораров, сделать еще что-то незабываемо прекрасное, но оба первых варианта такая история все же заблокирует. И оркестр, который этого вполне заслуживает, останется жить и даже, возможно, работать. А вот тогда может еще пригодиться поэзия, которая, конечно, не имеет отношения к делу: «Не обращайте вниманья, маэстро, не убирайте ладони со лба».
Артем Варгафтик*
*Автор - музыкальный критик.
26.07.2010
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/080/16.html