On-line «В кордебалете таланты держать не станем»
Интервью с главным балетмейстером Михайловского театра Михаилом Мессерером
Бывший солист Большого театра Михаил Мессерер недавно был назначен главным балетмейстером петербургского Михайловского театра. В этом качастве он уже выпустил первый спектакль - старомосковскую версию «Лебединого озера». Теперь новый глава балета занят не менее амбициозным начинанием под названием «Гран-при Михайловского театра». Это смотр-конкурс воспитанников российских хореографических академий и училищ. Об этом проекте, дальнейших планах труппы и о том, что такое михайловский стиль танца, МИХАИЛ МЕССЕРЕР рассказал корреспонденту РБК daily МАЙЕ КРЫЛОВОЙ.
- В чем суть Гран-при? Зачем проект, связанный со школой, нужен Михайловскому театру?
- Проект придумали мы с директором театра Владимиром Кехманом. Также в составе оргкомитета президент Общества друзей русского балета в Германии Беттина фон Сименс и известный английский покровитель искусств граф Джеймс Уолдгрейв. Не скрою, в проведении конкурса у театра есть собственные цели. Выпускники балетных школ должны знать о возможностях, которые сегодня существуют в Михайловском театре. Здесь молодые танцовщики не будут годами ждать ведущих партий, а смогут рано проявить свои способности.
- Кто участвует в Гран-при и как будет проходить этот конкурс?
- В конкурсной программе примут участие Санкт-Петербургская академия русского балета, Московская академия хореографии и Новосибирский хореографический колледж. Отбор претендентов в финал осуществляют члены жюри конкурса по видеозаписям. Судейскую коллегию возглавляет наш педагог-репетитор, знаменитый танцовщик Никита Долгушин. Среди членов жюри Фарух Рузиматов, худрук балета Большого театра Юрий Бурлака, председатель Ассоциации танцевальных критиков Великобритании Майк Диксон.
Финал пройдет 21 октября. Будут присуждены Гран-при, золотая, серебряная и бронзовая медали, а педагоги школ-участников получат гранты на сохранение и развитие традиций русского балета. В тот же вечер на сцене Михайловского вслед за конкурсными выступлениями финалистов появится именитый гастролер - Большой театр со спектаклем «Класс-концерт», причем впервые в истории в спектакле Большого примут участие ученики питерской Вагановской академии. А наш коллектив добавит жемчужину своего репертуара - балет Петипа «Привал кавалерии». Но на этом проект не закончится. Его победители примут участие в гала-концерте звезд мирового балета 24 октября, который приурочен к вручению конкурсных наград. В этот вечер у нас выступят танцовщики Мариинского, Большого, Михайловского и московского музыкального театров, Лондонского Королевского балета, Английского национального балета, балета Парижской оперы.
- Что будет с артистами-победителями?
- Выигравшему Гран-при несомненно будет открыт путь в наш театр. И в кордебалете такого человека держать не станем.
- Гран-при - ваш первый проект в качестве единовластного главы Михайловского балета. Как вас теперь называть - худрук или главный балетмейстер?
- Конечно, не в названии дело. Руководство труппой на мне как главном балетмейстере.
- Вы как-то сказали, что хотите создать михайловский стиль балета. Что это такое?
- Эти слова, помнится, были сказаны в контексте интервью, в ответ на вопрос журналиста о том, как я вижу унификацию наших артистов, учившихся в разных городах России. Мне кажется, стиль нашей труппы сформируется в результате тщательной педагогической работы с артистами и благодаря репертуару, повышающему исполнительский уровень.
- Есть ли собственные традиции у Михайловского театра? Или он всегда просто жил в тени прославленной Мариинки?
- Одно не противоречит другому. В Михайловском театре свои богатые традиции. На нашей сцене были осуществлены постановки интереснейших хореографов. Здесь творили Лопухов, Боярский, Бельский, Виноградов и Боярчиков, ставили Лавровский, Фенстер и многие другие мастера. Тем не менее можно считать, что театр, выражаясь вашими словами, находится в тени великого Мариинского балета, которому несомненно судьбой суждено затмевать нас - своего «младшего брата». Это делает еще более актуальной нашу главную задачу - иметь собственное творческое лицо и репертуар, отличающийся от Мариинского.
- Известно, что многие петербургские балетоманы и критики в балете обожают только свое, питерское, и не жалуют московские веяния. Говорят, многие в городе не приняли вашу недавнюю постановку «Лебединого озера»…
- Мне ничего не известно о неприятии. В моей работе с артистами труппы никакой ксенофобии или провинциального шовинизма не чувствую. Нет у нас этого. В противном случае в нашем балете артисты не смогли бы сработаться, ведь здесь собраны выпускники балетных школ многих российских городов, включая Петербург и Москву. Уж скорее в театре ко мне относятся как к «лондонцу» - я прожил на Западе тридцать лет, и это не может не сказываться на моем методе работы. Публика тоже довольна. Из производственной необходимости нам пришлось сделать этот огромный спектакль за какой-то месяц, что может показаться нереальным. Будем его дорабатывать в течение сезона.
- Вы начали работу в театре с классики. Что дальше?
- Одна из ближайших работ Михайловского театра - балет «Сенсориум» британского хореографа Алистера Марриотта, премьера которого с огромным успехом состоялась несколько месяцев назад в Лондонском Королевском балете. Переноса этого спектакля сейчас ждут несколько известных западных трупп, но наш театр стал первым, кому автор дал право на постановку. В качестве презентации «Сенсориума» мы скоро покажем дуэт из этого современного одноактного балета - на гала-концерте по случаю закрытия конкурса «Гран-при Михайловского театра». Хотелось бы также показать этот номер на наших гастролях в Лондоне в июле.
- У вас, кажется, были планы пригласить на постановки Матса Эка и Мэтью Борна - известнейших европейских хореографов.
- Были, особенно когда речь шла о выборе варианта «Лебединого озера», который не повторял бы версию Мариинского балета. Но идею сотрудничества с этими выдающимися хореографами я надеюсь все равно реализовать.
- В музыкальных театрах существует проблема старения публики. Как вы собираетесь привлекать молодежную аудиторию?
- У нас есть договоренность с современным канадским хореографом о постановке для нас детского сказочного спектакля, скорее всего в следующем сезоне. А пока дети валом валят на наш «Чипполино».
- Вы востребованы в мире как балетный педагог. Собираетесь ли продолжать педагогическую деятельность за границей?
- Расписание заграничных педагогических «гастролей» придется сильно сократить. Даю и, конечно, буду продолжать давать уроки артистам нашего театра.
- «Хочешь быть счастливым - будь им». Как этот ваш правильный жизненный девиз совместить с нервной работой главного балетмейстера, которым все всегда недовольны?
- Я счастлив и рад, что появилась возможность работать на посту руководителя одного из четырех ведущих российских балетных театров. Что может быть лучше!
21.10.2009
http://www.rbcdaily.ru/2009/10/21/lifestyle/437424