Ольга Лепешинская. Ушла... ВП.

Dec 21, 2008 03:02

Ушла предпоследняя из легендарных - Ольга Лепешинская.
Они танцевали - для зрителей, оставляя все свои проблемы - за кулисами.
ВП.
http://www.youtube.com/watch?v=REKu3XahS2E


Китри.
Портрет работы Александра Герасимова. Собрание Третьяковской галереи.
====

Интервью 3-х летней  давности, http://rosvesty.ru/1794-01/culture/?id=241
Ольга Лепешинская: Весь смысл жизни в танце

Выдающаяся русская балерина, народная артистка СССР Ольга Лепешинская в последние годы практически не дает интервью. Исключение она сделала только для «РВ» и приняла нашего корреспондента в доме своего старейшего друга художника - всемирно известного карикатуриста Бориса Ефимова. Они оба отмечали совпадающий день рождения. 105-летний художник называет Ольгу Лепешинскую ласковым именем «Замшечка». Оказывается, что когда- то они были заместителями председателя правления ЦДРИ. Поэтому Лепешинская зовет Ефимова «Шевро». Так эти прозвища и остались на долгие годы.

-
Вам не мешает это мало кому известное прозвище?

- Вообще-то страшно даже мыслить, не то чтобы говорить. Я ведь не только «Замша», но и четырежды академик, четырежды Лауреат государственных премий, доктор наук, профессор. Четырнадцатикратный орденоносец и даже «Ворошиловский стрелок».

В 11 лет, в 1927 году, я приняла символическую балетную эстафету из рук не менее знаменитой Екатерины Гельцер. Дебютировала в балете «Красный мак». Там смертельно раненая Тао Хоа - героиня Гельцер - передает красный мак девочке. То есть мне, тогда еще ученице балетной школы Оле Лепешинской.

- Рассказывают, что именно с этой ролью у вас связаны не только теплые воспоминания.

- Намек понятен. В 1946 году я играла Тао Хоа и во время танца сломала ногу. Треск был такой, что моя сестра, сидевшая в первом ряду, решила, что треснула подошва моей туфли. Но я довела сцену до конца. До сих пор удивляюсь, как мне удалось такое сделать с тремя переломами. Зато сейчас приходится расплачиваться. Хожу с большим трудом. После первой травмы я отдыхала в Серебряном Бору. И там Ефимов сочинил стихи про то, как «с поврежденной ножкой гуляет бедная Лепешка». Лепешка - это я.

В 1925 году юная Ольга Лепешинская часами тренировалась у балетного станка. Когда в 1932-м Москва отмечала 40-летие артистической деятельности Л. Собинова, балетное училище на концерте представляла его лучшая ученица - Леля Лепешинская. Через год на сцене Большого театра она выступила в балетах «Три толстяка» и «Тщетная предосторожность». Это был блестящий дебют 16-летней танцовщицы.

Известная балерина и педагог Серафима Холфина писала, что «Ольга Лепешинская была сама жизнерадостность, искрометность, обаяние, артистизм. Ее техника в то время - 30-е годы - казалась фантастической. Она летала по сцене Большого театра, словно пушинка... Лепешинская, первая из московских молодых балерин, демонстрировала в своих танцах высокий класс вращения. Казалось, что преодолевает она все трудности шутя, что нет предела ее технике».

Ольга Лепешинская стала исполнительницей ведущих партий. В 1936 году в балете «Спящая красавица» она создала трепетный образ Авроры: танцевала с виртуозным блеском, передавая в каждом движении неподдельный восторг юности, радости бытия. Критиков уже тогда поражала особенная музыкальность примы.

-У вас было очень много ролей в балете. А вот в двадцатые-тридцатые годы в моде были балеты на героико-революционные темы, вроде «Красного мака». В каких спектаклях вы еще участвовали?

- Был такой балет «Светлана», где я танцевала свою современницу-комсомолку. Надо сказать, что я и сама была пламенной комсомолкой, единственная в нашей дворянской семье регулярно читала газету «Комсомольская правда». В комсомол вступила в 1937-м. В тот год на сцене очень гремел балет «Пламя Парижа». Сталин шесть раз приходил на этот спектакль. Он ему нравился.

- Рассказывают, что в Кремле не были равнодушны к балеринам. А сам «вождь народов» любил балет. Так ли это?

- Должна быть объективной: Сталин любил музыку, чувствовал ее, сопереживал. Не знаю, насколько тонко он разбирался в балете, но нас приглашали почти на каждое кремлевское празднество. Лично я танцевала на всех кремлевских банкетах. Сталин проявлял внимание к артистам, за нами присылали машину. Мне часто приходилось ездить в одной машине вместе со знаменитым тогда басом Максимом Михайловым. Однажды был такой курьез. Кремлевская охрана проверяла нас чрезвычайно внимательно, обыскивала все вещи. И вот в чемоданчике Михайлова нашли банку с солеными огурцами. И мы, и охранники никак не могли взять в толк, зачем ему, едущему на кремлевский концерт и шикарный банкет, соленые огурцы. Оказалось, что бас для улучшения своего голоса перед выступлением должен поесть соленых огурчиков.

- А как кормили в Кремле?

- На банкетах была великолепная еда. Это имело для нас немаловажное значение в те несытые годы. Сталин любил во всем помпезность: многочисленный ансамбль Моисеева, большие хоры. Балерины, как правило, получали высокие награды. Я, например, получила свой первый орден «Знак почета» в совсем юном возрасте. Был тогда такой смешной случай: на гастролях во Львове меня остановил милиционер, решивший, что я прицепила на платье чужой орден, ведь я была маленькой и молоденькой. Мы, конечно, орденами гордились. Например, балерина Викторина Кригер свой орден даже зимой цепляла на шубу. Вместе с Галиной Улановой я одна из первых получила Сталинскую премию. К званию Героя Социалистического Труда нас тоже представляли вместе. Но тогда награду получила только Уланова. Потому что к тому времени моего мужа репрессировали, он сидел в тюрьме.

Но Сталин ко мне благоволил. Однажды пришел за кулисы во время антракта. Мы все его обожали и трепетали перед ним. Я сидела и отдыхала. Он наклонился надо мной и что-то сказал. Я так взволновалась, что даже не запомнила его слова. Он постоял секунду-другую и ушел. Саша Царман, мой первый балетный партнер, потом описал мне эту сцену и перевел слова Сталина: «Как живешь, стрекоза?» «Вождь народов» был веселым, приятным, милым.

- А кто еще из руководителей страны проявлял повышенный интерес к балету?

- Кажется, больше никто. Никита Хрущев больше интересовался кукурузой, Брежнев «пропадал» на охоте.

- А министры культуры?

- На моей памяти лучшим министром культуры была Фурцева. Она часто к нам приходила, была в курсе всех наших дел. Жаль, что именно она не разрешила хореографу Сержу Лифарю, сподвижнику Дягилева, поставить спектакль в Большом театре. Он так этого хотел, что предлагал в обмен на разрешение передать СССР имевшиеся у него рукописи Пушкина из своей коллекции.

- Вы лично встречались с Лифарем?

- Помню, в прекрасный солнечный день Серж угощал меня обедом в ресторане на десятом этаже Эйфелевой башни в Париже и рассказывал мне об этой истории. Еще поведал, как танцевал в Гранд-опера «Жизель» с Мариной Семеновой и как они выходили на поклон поодиночке - он не пожелал делить с ней бурные аплодисменты. После Фурцевой, как мне кажется, хорошим министром культуры может стать нынешний Соколов. Он не просто внимательно относится к балету и артистам, но и чрезвычайно интеллигентен и образован. В День Победы он лично заехал за мной и отвез на кремлевский прием.

- Чем отличается сегодняшний балет Большого театра от того, каким он был в тридцатые годы?

- Должна сказать откровенно, что тогда искусство балета было более демократичным, доступным широкому кругу людей. Мы выступали не только на своей столичной сцене, но и на разных площадках перед рабочими и молодежью в разных городах страны. Я танцевала на песке, на мазуте. Я уж не говорю о том, как и где выступали мы во время Великой Отечественной войны.

Марис Лиепа писал в своей книге: «Какое это было счастье в начале творческого пути работать рядом с таким мастером, как Ольга Васильевна Лепешинская. Наблюдать и учиться у нее постоянной собранности на уроках, репетициях и спектаклях. Видеть, как она, балерина, владеющая в совершенстве всем арсеналом вращательной и прыжковой техники, с предельной серьезностью перед спектаклем множество раз повторяла весь «текст» балета. И не потому, что какое-нибудь движение не получалось. Такого у Лепешинской не могло и быть. А чувство ответственности перед зрителем, перед сценой Большого театра, перед собой, перед своим именем - вот что все время держало Ольгу Васильевну в идеальной форме».

В 1963 году, покинув сцену, балерина переходит на педагогическую работу. Римская академия «Санта-Чечилия» по дипломатическим каналам попросила Лепешинскую провести с ученицами несколько показательных уроков. Артистка начинает с изучения итальянского языка. Аналогичные приглашения поступили из Берлина, Дрездена, Вены, Будапешта, Белграда, Стокгольма... В эти города Ольга Васильевна выезжала регулярно. С показательными уроками бывала в Нью-Йорке, Токио...

- Что вам не нравится сегодня в Большом?..

- Не хочу брюзжать, да и не часто там сейчас бываю, но жаль, что не ставят «Красный мак», или «Медный всадник», что балет подменяют какими-то капустниками, вроде » Светлого ручья». Жаль, что нет в Большом театре Бориса Васильева. Я - не поклонница современных танцев, но постановки Бориса Эйфмана, основанные на классическом баете, мне нравятся.

- Вы преподавали балетное искусство во многих странах мира, у вас сотни учениц во всех концах планеты. Есть ли у вас любимая ученица?

- Да, есть. Констанция Вернон. Она из Германии. Сейчас сама возглавляет Академию хореографии. Очень яркая индивидуальность. Я всегда стремилась развивать в своих девочках Личность. Самое ужасно это тогда, когда ученики повторяют учителей. Я пришла в ужас, когда в Италии в своих ученицах из Академии танца стала узнавать саму себя. А так, в целом, полагаю, что жизнь вообще и жизнь в искусстве у меня состоялась.

Беседовала Татьяна БАСОВА.

===

http://news.ntv.ru/146850/video/

Ушла из жизни легендарная балерина 20.12.2008, 21:18

Длительность: 3:45 мин
Размер: 23,1 Мб

Ольга Лепешинская, по словам ее родных, уснула и не проснулась. В последних интервью она говорила, что не считает себя великой, а просто «танцует легко».

В молодости она могла подряд прокрутить 64 фуэте. И это вместо положенных 32, а за кулисами всегда просила придержать ее за платье, потому что боялась раньше времени выскочить на сцену.

Она отдала Большому театру 30 лет, пять из которых провела в первой фронтовой бригаде Большого, выступая в палатах госпиталей и на борту грузовиков.

Сталин называл ее Стрекозой, а Галина Уланова - пламенной москвичкой. В сентябре Ольге Лепешинской исполнилось 92 года.

Танцевать научилась раньше, чем ходить. Так шутили о маленькой девочке, которую даже не приняли в балетный техникум с первого раза. Отказ только укрепил желание попасть на сцену, а за совсем не женское упрямство, волю и энергию родные с детства Олю Лепешинскую звали Лешкой.

Потом, добившись места у станка, она еще будет после всех занятий оставаться в классе, чертить мелом круг и до изнеможения крутить не удававшиеся 32 фуэте. Став балериной, она станет и стахановцем сцены. В советской прессе о Лепешинской чаще всего писали «бьет рекорды» и даже просто на спор - 64 оборота.

Светлана Захарова, заслуженная артистка России: «Она вылетала просто бесшабашная такая, вся публика ее любила. Эти темпы, которые она держала, музыкальные темпы, сегодня, наверное, никто не сможет их повторить».

Уже в 24 года она получит сталинскую премию первую из своих четырех. И сталинское прозвище - Стрекоза. Вождь любил бывать на спектаклях Лепешинской. Правда, уже через год молодая прима оставит сцену Большого, променяв ее на театр военных действий.

Медсестрой ее не взяли, хотя она всерьез занималась даже боевой подготовкой, сдав все нормы ГТО, но все же она вырвется на фронт. Пусть и не медсестрой, а балериной. В кузове грузовика, в госпитальной палате или просто на земле свои фуэте она будет крутить все также отчаянно.

Ольга Лепешинская, народная артистка СССР: «Через кустики какие-то прыгать на руки к партнеру. Да еще так рассчитать, чтобы не попасть к какому-нибудь командиру в руки».

9 мая 1945 года она встретила в Варшаве, уже на следующий день отправилась за новой победой. Лепешинской сообщили о начале репетиций «Золушки». Этот балет станет одним из лучших в ее жизни. Про «Золушку» потом говорили, что это балет про войну. Лепешинская танцевала не просто сказку, критики напишут: «Она показала надежду, показала, что после страданий и горя обязательно придут любовь и счастье».

Это была первая послевоенная премьера Большого театра. Только в жизни балерины все случилось наоборот. Любовь и счастье в послевоенные годы пришли - она вышла замуж за генерала Алексея Антонова, но продлились недолго. Через шесть лет Антонов умрет, а Ольга Лепешинская едва не ослепнет от горя.

Ольга Лепешинская, народная артистка СССР: «Я оставила балетные туфли, и больше никогда их не одевала».

Сделав блестящую и типично советскую карьеру звезды балета, на которую без конца сыпались звезды наград, почетные должности и знаки внимания от высшего руководства страны, Ольга Лепешинская не стала советской по духу, сохранив весь индивидуализм от рождения творческого человека. И все последующие годы стремилась, чтобы из балетной школы Лепешинской выходили артисты со своими именами.

Ольга Лепешинская, народная артистка СССР: «У меня было 8 девочек, и вдруг экзамен. И выходят сдавать экзамен 8 Лепешинских. Это был такой ужас, это было так страшно. Манера, реверансы… После этого я никогда не навязывала свое собственное талантливому человечку маленькому».

Похоронят балерину 23 декабря на Введенском кладбище Москвы.
===
Ольга Васильевна Лепешинская: 05.09.1916 года. Киев - 20.12.2008 года. Москва.

балет, Лепешинская

Previous post Next post
Up