Овация. Зрители стоят - и уже долго!
На поклоны вызвали всех, и участников и готовивших спектакль, репетиторов вызвали первыми.
Запоздала с откликом на балет, потому что имела неосторожность просмотреть рецензии, и в результате надолго потеряла дар речи. Дамы-обозревательницы балета в СМИ сомкнули ряды и бросились в атаку - "морально устарел" у кого-то собственно КЦ, у кого-то сам ЮНГ, у кого-то хореография - здесь они расходятся во мнениях. Интересно, что же они от "Каменного цветка" со всем пылом своей лексики защищают... Неужели ценности постмодерна, и этот их король - голый? Или таким умилительным единодушием хотят еще раз напоминить о существовании установок для СМИ? Или просто - Григорович не подражает гениальным "мистеру Би" и проч., а позволяет себе быть собой, Григоровичем - и именно это непереносимо для обозревательниц, предпочитающих евростандарт? (или евроремонт ??).
Как бы там ни было, СМИ и публика оказались на редкость единодушны, но - по "разные стороны баррикад": зрительские стоячие овации после премьерных спектаклей - и дружное "морально устарел" штатных балетных обозревательниц, считающих себя не то "прогрессивной интеллигенцией", не то "продвинутыми критиками", не то маяками балетной Вселенной. Не могу отказать себе в удовольствии продемонстрировать их образ мыслей и лексику, достойные персонажа "12-и стульев":
«НГ»-"Юрий Григорович перетанцевал сам себя": «Каменному цветку» - 50. И никакими круговыми подтяжками возраста не скрыть.
«Газета» - "Время собирать камни": ...хватает первых 15 минут. Дальше становится очень скучно. ... новые формы, которые Юрий Григорович подает под прикрытием традиции, давно неактуальны.
«Ъ»-"Окаменевший цветок": ...Типичная для советского балета эстетика "Каменного цветка" сегодня кажется до того пресной и однозначной, что трудно представить, чем этот балет сразил всех 50 лет назад. Еще труднее понять, от чего пришла в восторг сегодняшняя публика.
«Новые Известия»- "Малахит в кокошнике":...танец как раз скудный, к тому же сильно похожий на другие балеты Григоровича ...От балета еще требуется эстетически актуальный отклик.
...Теперь порадоваться возобновлению морально устаревшего опуса могут главным образом клакеры и сентиментальные зрительницы, обожающие, когда на сцене все наглядно, просто и о любви.
«Газета.Ru» - "Пуант и лапоть": ...хореограф отменил километры пантомимы, заменив ее тоннами танца. Но какого?... Вопрос упирается в качество хореографии. А она, уж извините, мощью не блещет... Жизнь обтекает этого хореографа, как река - валун.
«Ведомости» - "Окаменелость": ... был создан на волне оттепельного энтузиазма...Революционной выглядела образность спектакля, найденная с помощью художника Симона Вирсаладзе, и его стиль ...Танцевальные идеи Григоровича требовали от исполнителей виртуозности и выдержки порой в ущерб академичности, смелости вместо изысканности, убедительности, а не актерских нюансов....Теперь «Станиславский» дрейфует к евростандарту....
«Время новостей» - "Обветшавшая легенда":...То есть относительным новаторством его «Каменный цветок», безусловно, был. Что касается новаторства абсолютного, то в 1957 году Джордж Баланчин поставил, например, ...
...легенда о «Каменном цветке» жила. О новаторстве хореографа, об удивительной сценографии Симона Вирсаладзе, о грозовой энергии спектакля...Но это радости для ученых балетоманов, обычный же зритель заснет к середине первого действия.
...Детей на этот спектакль не поведешь. Во-первых, он все-таки достаточно условен ... ну, в общем, не стоит вести детей. Отправить пожилых родственников? Да пожалуй -- если они из провинции. Там такое еще ценят.
===
Если отбросить словесную эквилибристику московских обозревательниц (критики оказались не столь однообразны, как они), если отбросить их запрещенные приемы (пародийный пересказ спектакля, противопоставление Москвы и провинции, стенания о новизне или демагогические перлы - "детей на этот балет не поведешь") - что останется? Единодушное осуждение Ю. Н. Григоровича. Расходятся в причине и объекте осуждения, противоречат сами себе, но субъект един - ГРИГОРОВИЧ.
Они торопятся наперебой объявить Григоровича устаревшим, совсем как на балу у Фамусова объявили сумасшедшим Чацкого:
- "Кто первый разгласил? - Ах, друг мой, все! - Ну все, так верить поневоле".
И таким единодушием балетные обозревательницы в электронных СМИ действительно напомнили старые времена, с обязательной для прогрессивного интеллигента позицией: "газеты ругают, значит, непременно надо смотреть", - в данной ситуации у них получилось невольное свидетельство гениальности Григоровича. Невольное - потому что, нищие духом, они гениальность сами не умеют увидеть.
"Все то же солнце ходит надо мной, но и оно не блещет новизной".
.
Впрочем, успокоил меня пустячок: до сих пор театр существовал не для газетных обозревательниц, а для публики и жил ее вниманием и денежными вливаниями :)
===
Возвращаюсь к премьере.
13 декабря, молодежный состав.
Катерина - Оксана Кардаш, Хозяйка - Мария Семеняченко, Данила-мастер - Алексей Любимов, Северьян - Дмитрий Романенко. Великолепны все четверо - и танец и созданные образы. Оказывается, нынешняя молодежь умеет танцевать Григоровича, что далеко не всем по силам!
Катерина-Оксана Кардаш прелестна; какие нежные руки, какие красивые стопы! Хозяйка у Мария Семеняченко получилась ослепительной, властной и нежной. Одновремено изломанная, как камень, струящаяся, как змея и вдобавок как ящерка вокруг Змеиной горки вьется.
И если в начале спектакля на месте героинь перед глазами возникали силуэты Максимовой, Плисецкой - то индивидуальности юных исполнительниц их скоро заслонили.
А драгоценные камни, аметисты-самоцветы как хороши были - острые, феерически кристаллические! Какие они - балет стасика - молодцы!
Ярмарка, как всегда, проходила "на ура" и не скатилась в пошлую цыганщину, была ярморочным разноцветьем.
И Коробову с оркестром - браво! Ф.К. вообще держит своих балетных в ежовых рукавицах авторских темпов :)
А ЮНГ - спасибо и слава!... Цветок жив.