Архивы. О Новой сцене Большого

Feb 26, 2009 16:28

В 1995 году в фундамент нового здания был заложен первый камень, а в 2002 году была торжественно открыта Новая сцена Большого театра.
Открытие Новой сцены было совмещено с премьерой оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Зал не разочаровал зрителей. При его постройке особое внимание уделялось акустическим свойствам помещения. Его потолок - это, по сути, акустическая дека. Специалисты утверждают, что со временем Новая сцена по своим акустическим характеристикам приблизится к основной сцене. Вместимость зала - 960 мест, в его оформлении использованы реминисценции Бакста и Головина. Технический парк зала позволяет выпускать высококачественные видеозаписи спектаклей, а также вести прямые трансляции представлений. - http://biletportal.ru/theatre/216/


Ярослав Седов:
... подтвердились опасения по поводу акустики. Тембры голосов и инструментов здесь искажаются. Оркестр звучит глухо. Певцов слышно, только если они стоят лицом в зал. Едва артист поворачивается в профиль, возникает впечатление, что он поет где-то вдалеке за стеной. Но и в лучшем случае звук лишь доносится со сцены, а не охватывает слушателя со всех сторон, как это происходит в нормальных оперных и концертных залах. Артисты же, находясь на сцене, оркестра почти не слышат. Приходится использовать микрофоны, которые до сих пор не до конца отлажены.
...
не естественная акустика, а как раз та самая сценическая машинерия, микрофонная подзвучка и рекламный блеск интерьеров, которыми и располагает новый театр.
===
Андрей Хрипин:
...Неутешительный вокальный итог спектакля наводит на грустные размышления - русской вокальной школой утеряны многие краеугольные составляющие, в том числе такое важное качество, как искусство посыла звука и проекция его на зал; отсюда невнятное слово и бесхребетный вокал большинства певцов. Зато вполне отчетливо слышен шепот суфлера. А акустика в новом театре не самая плохая, хотя, конечно, со старым Большим ей не сравниться.
РЖ 02.12.2002. - http://old.russ.ru/culture/podmostki/20021209_hri-pr.html
===


Ярослав Седов
Призрак оперы

Наконец-то в Москве построен современный театр мюзикла. Это новая сцена Большого

Открытие новой сцены Большого постановкой «Снегурочки» предоставило публике и критике одну из лучших за последние несколько лет тем для шуток. Только ленивый не повеселился, описывая мраморные лестницы и вестибюли, отделанные в стиле турецких отелей, несоразмерные залу узенькие фойе и сам зал, являющий собой апофеоз «лужковского» китча. В дизайне совмещены хрусталь, позолота, массивная псевдоклассицистская лепнина, буро-соломенный орнамент портала, неуклюже намекающий на стиль арт-нуво, яркая роспись плафона, где Зураб Церетели объединил красно-желтые пятна а-ля Шагал с копиями эскизов костюмов Бакста, а также бледно-зеленые стены, диковато контрастирующие с этими буйными красками.

Незадолго до премьеры подтвердились опасения по поводу акустики. Тембры голосов и инструментов здесь искажаются. Оркестр звучит глухо. Певцов слышно, только если они стоят лицом в зал. Едва артист поворачивается в профиль, возникает впечатление, что он поет где-то вдалеке за стеной. Но и в лучшем случае звук лишь доносится со сцены, а не охватывает слушателя со всех сторон, как это происходит в нормальных оперных и концертных залах. Артисты же, находясь на сцене, оркестра почти не слышат. Приходится использовать микрофоны, которые до сих пор не до конца отлажены.
Таким образом, дорогущее здание, начиненное разнообразной сценической техникой, оказалось менее всего пригодно для оперных спектаклей, ради которых его строили несколько лет. Впрочем, действо, открывшее новую сцену, трудно назвать спектаклем. Оно представляет собой лишь демонстрацию аппаратуры, время от времени проецирующей на задник-экран цветные пятна и сполохи пламени, а также разные картинки: черное небо со звездами, зыбь на поверхности воды и заросли травы, некстати иллюстрирующие слова Снегурочки «какой красой зеленый лес оделся». В эпизоде, где Мизгирь ищет в лесу Снегурочку, на экране показано движение по туннелю, похожему на мерзкие внутренности чудовища, в котором почему-то маячит голова то ли быка, то ли гигантского насекомого.
Постановщик Дмитрий Белов и сценограф Алена Пикалова очень гордятся тем, что эти изображения смоделированы на компьютере, и утверждают, что приобщили театр к «высоким технологиям». Но обнаруживают младенческую неосведомленность о технологиях театральных, которые, к слову, до недавних пор существовали в Большом на самом высоком уровне. В «Снегурочке» сцена застроена скользкими пластиковыми лестницами, грохочущими при каждом шаге исполнителей. Костюмы Марии Даниловой увешаны гремящими и дребезжащими украшениями, так что любое движение заглушает музыку. Но даже если бы у певцов был шанс проявить актерские способности, им пришлось бы придумывать трактовки персонажей на свой страх и риск. Ибо Дед Мороз в сером балахоне с бирюзовыми ребрами и в короне морского царя похож на Кощея Бессмертного. Весна в платье цвета гнилой соломы и рубиновом кокошнике напоминает вампиршу или чучело Масленницы. Население берендеева царства щеголяет в пестрых нарядах цвета осенней листвы, но в густо-синем или оранжевом освещении эти одеяния выглядят как винегрет. И так далее.
Будь постановка пародийной, публика не терялась бы в догадках, почему на сцене нет аксессуаров, о которых говорят персонажи, и почему сокращены важные по сюжету фразы. Например, без объяснения Берендея, что смерть Снегурочки умиротворит Солнце и спасет от гибели весь берендеев род, остается совершенно непонятным заявление царя: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут».
Но постановщики не собирались что-либо пародировать. До премьеры говорили, что театр проводит эксперимент. Однако понять, в чем он заключается, было трудно. Ладно бы на постановку пригласили Стивена Спилберга - поди догадайся, что он придумает. Но Дмитрий Белов и Алена Пикалова не один год подряд демонстрировали на фестивале «Золотая Маска» свои спектакли, поставленные в Саратове и похожие на непритязательные детские утренники. И над «Снегурочкой» они работали, как привыкли. Оперу Римского-Корсакова с ее красивейшими музыкальными «пейзажами», забавными перекличками птичьих голосов и грозными завываниями ветра, праздничными гимнами и завораживающими темами любви постановщики просто не восприняли. Поэтому не смогли найти для нее театрального решения и даже не заметили, что им очень повезло с главной героиней. Хрупкая, грациозная и обаятельная Елена Брылева хорошо известна не только музыкальностью и вокальным мастерством, но и редким на нашей оперной сцене артистизмом. Однако вместо того, чтобы воспользоваться ее умением трогательно сыграть муки ревности и радость первой любви, постановщики умудрились запеленать певицу в бесформенный балахон и вынудили ее сомнамбулически расхаживать по сцене. К счастью, им так и не удалось помешать Брылевой предстать необычной Снегурочкой, которая не ограничивается серебристыми трелями, но с детской серьезностью стремится придать голосу тепло, надеясь испытать человеческие чувства.
Досадно, что неповторимый момент - открытие «новой страницы истории театра» - испорчен. Даже видимость праздника создать не удалось: небольшой - на 900 мест - зал был заполнен немногим более чем наполовину. В довершение выяснилось, что звонки не работают; капельдинершам пришлось созывать публику, бегая по фойе и кулуарам.
Но польза от злополучной «Снегурочки» есть: спектакль позволит скорректировать представления о проблемах нашего музыкального театра. Казалось, они состоят в том, чтобы приобщить его к европейской режиссуре и найти современные театральные решения для русской оперной классики (ради этого многие все еще готовы разломать старую сцену Большого, чтобы начинить ее всевозможной современной техникой, о чем с новой силой заговорили после премьеры). Но выясняется, что прежде нужно разобраться, где режиссура авангардная, а где попросту беспомощная.
Проблемы сценических площадок и их технического оснащения гораздо актуальнее сейчас не для оперного жанра, а для бурно развивающегося у нас мюзикла. И как раз для решения этих проблем новая сцена Большого подходит как нельзя лучше. Ведь в мюзикле нужна не естественная акустика, а как раз та самая сценическая машинерия, микрофонная подзвучка и рекламный блеск интерьеров, которыми и располагает новый театр. Зарубежные мюзиклы чаще всего идут именно в таких небольших помещениях. Сейчас хозяева «Норд-Оста», терпя убытки, спешно приводят в порядок пострадавший во время теракта театральный центр на Дубровке, «Московская оперетта» отвоевывает земельный участок для нового здания, Геннадий Хазанов ищет деньги на ремонт Театра эстрады, а продюсеры новых мюзиклов мучительно перестраивают старые дома культуры. А тут - готовая площадка в центре Москвы, где можно показать любой мюзикл, в том числе символ жанра - сложный в постановочном отношении уэбберовский «Призрак оперы».
Да и готовая «Снегурочка» пригодится. Для мюзикла ее оформление вполне подходит. Осталось только сократить и переоркестровать оперу так, чтобы в спектакле смогли принять участие и Николай Басков, и Анастасия Волочкова.

URL: http://pr.bolshoi.net/pressa/sneg/ej_sneg.htm

===================

http://pr.bolshoi.net/pressa/sneg/kom_sneg.htm#01
Коммерсант, 2 декабря 2002 года
Вечная мерзлота

"Снегурочка" на новой сцене Большого театра

Новая сцена Большого театра открылась. И открылась совсем не так, как обещали в прошлом сезоне. Загадочно исчезнувшую из репертуарного плана оперу Евстигнея Фомина "Американцы" заменили премьерой "Снегурочки" Римского-Корсакова, которую сослали с ранее предназначавшейся основной сцены. О судьбе первой ссыльной - ЕЛЕНА ЧЕРЕМНЫХ.

Приглашенные прошлой весной на "Снегурочку" режиссер Дмитрий Белов, сценограф Алена Пикалова и видеокомпьютерщики Андрей Сильвестров с Павлом Лабазовым в Большой пришли неслучайно. Предполагалось, что их творческие действия будет координировать и направлять куратор от театра. Что оперу будут ставить на главной сцене. И что "Снегурочка" станет первой заявкой театра на современные технологии.

Исходный замысел, однако, прошел насильную бюрократизацию. Куратора уволили. Постановщики получили на откуп каждый свою часть целого. Эффектный проект молодежной постановки, замешенной на союзе музейных (эскизы Николая Рериха) и современных арт-технологий, на сочетаемости оформительской новизны с царственным антуражем Большого театра, оказался зарублен. Понятно, что перед премьерой постановщиков сильно лихорадило. Все надеялись на одно: хоть бы срослось.

...
//////////////

СМИ, архивы

Previous post Next post
Up