Каменный цветок 13ноя2008г. КЦ-1.

Dec 15, 2008 05:33

Отклонения от "Каменного цветка" Бажова стали минимальны, только частично использованы "Северьяновы подошвы" (причем дословно! "пульку-то Она рукой поймала, в колено бросила и легонько так говорит - по сих пор нет его")

1 картина - Изба. Данила мыслит над чашей, Катерина+дуэт
2 - В избе помолвка, хороводы, перепляс+Северьян требует чашу
3 - Данила на Змеиной горке, Хозяйка-змеящерка+дуэт
4 - В горе - аметисты, самоцветы
Антракт
5 - В горе. Данила сам учится обращаться с камнями Хозяйки, та его делает Горным Мастером
6 - Изба Данилы. Катерина тоскует+насильник Северьян, она прогоняет его серпом, убегает искать Данилу. (Какова Кардаш!)
7 - Ярмарка, Северьян кутит, от Катерины его отвлекает Хозяйка, подошвы, погоня Северьяна за Хозяйкой
8 - Змеиная горка. Хозяйка+Северьян, его гибель, прибегает Катерина, дуэт, трио, счастливый конец

Динамично и захватывающе. Драгоценные камни, самоцветы-аметисты - феерически кристаллические, какие они молодцы! Ярмарка - скоморохи и цыгане на потребу публике, но не оторваться!
Использовал современную лексику, танец не выглядит устаревшим. В начале непривычно было видеть нежный девичий хоровод, и перепляс "неженатиков" (не разудалый, а балетный ) - пришлось напомнить: "Милая, это ведь твой народный танец" - вот до чего дело дошло стараниями критиков!

Как это у Крыловой (Кузнецовой-Ъ): нет балета, кроме американского (европейского-Ъ), и я (и я-Ъ) все вам о нем расскажу.

13 был 2-й, молодежный, состав. Прелестная (какие нежные ручки! какие красивые ножки-стопы) Катерина-Оксана Кардаш, ослепительная (одновремено вся изломанная, как малахит, струящаяся, как змея и вдобавок как ящерка вокруг Змеиной горки перемещается), властная и нежная Хозяйка-Мария Семеняченко, замечательный Данила-Алексей Любимов (вот уж не думала, что сейчас сумеют блестяще мальчики танцевать Григоровича, у него же столько сложных поддержек!), яркий (злодей подошвами-то грохочет, но не переигрывает) Северьян-Дмитрий Романенко.
А аметисты-самоцветы как хороши были, острые, кристаллические
Исключительный был спектакль.
Овация, стоячая, за занавес вызывали множество раз (что для этого театра стало не характерно). И Коробову с оркестром - браво!

А ЮНГ - спасибо и слава!...

===
Действующие лица и исполнители:
Данила, мастер-камнерез - з.а.Р.Георги Смилевски (12), Алексей Любимов (13)
Катерина, его невеста - н.а.Р. Наталья Крапивина (12), Оксана Кардаш (13)
Хозяйка Медной горы - Ольга Сизых (12), Мария Семеняченко (13)
Северьян, барский приказчик - з.а.Р. Антон Домашев (12), Дмитрий Романенко (13)
Обережные Северьяна - Алексей Карасев, Дмитрий Жук, Денис Перковский
Подружки Катерины - Валерия Муханова, Марианна Кононенко
Дружки Данилы - Денис Дмитриев, Дмитрий Петров (13)
Танцы на ярмарке:
Купчиха - Галина Иващенко
Купцы - Леван Касрадзе, Сергей Орехов
Торговки - Кира Бринюшина, Наталия Клейменова
Скоморохи - Денис Акинфеев, Дмитрий Муравинец, Илья Урусов (13)
Гармонист - Алексей Попов
Танцы цыган:
Молодая цыганка - Ирина Белавина (12), з.а.Р. Инна Гинкевич (13)
Молодой цыган - Дмитрий Хамзин (12), Сергей Мануйлов (13)
Горбун - Сергей Гоман
Цыгане-гитаристы - Сергей Кузьмин, Иван Кузнецов
АМЕТИСТЫ:
Юлия Белова, Мария Бородинец, Виктория Капитонова, Анна Хамзина,
Иван Кузнецов, Сергей Мануйлов, Дмитрий Петров, Артур Пютсеп, Илья Урусов, Александр Селезнев
САМОЦВЕТЫ:
Анна Арнаутова (очень заметна почему-то!!), Кира Бринюшина, Александра Дорофеева, Юлия Горюнова, Ирина Колобаева,
Леонид Блинков, Вячеслав Кондратьев, Эльмар Кугатов, Илья Павлов, Денис Тригуб

фото - http://community.livejournal.com/iri_inf_ballet/38272.html

===UPD 24дек2008 г.

Новый КЦ.

У меня сложилась своя концепция нового КЦ - насколько она соответствует замыслу ЮНГ, это совсем другой вопрос...

История о взаимоотношении человека с властями, а властей, земной и высшей между собой в мире, где главенствует индивидуализм и небожественная власть.
Несколько линий: Данила (творчество, познание мира), Катерина (жертва, любовь, семья), Северьян (земная власть), Хозяйка (власть высшего порядка, персонификация мощи Природы). И мелодраматически счастливый конецю

1-е действие: мечты и тайны
2-е действие: постижение тайны и реальность (одиночество - и у Данилы, и у Катерины; насилие власти, самозащита, ярмарочный праздник-торговля, непослушание Северьяна и его наказание, воссоединение любящих=счастливый конец)

Содержание.
1 картина - В избе. Данила мучается над чашей, приходит Катерина+дуэт
2 - В избе - помолвка, хороводы, перепляс+Северьян требует чашу, все поспешно расходятся, Данила, разбив чашу, бежит за новым малахитом
3 - Данила на Змеиной горке, мечтает о помощи Хозяйки, Хозяйка-змеящерка+дуэт
4 - В горе - аметисты, самоцветы.

Антракт

5 - В горе. Данила научился обращаться с камнями Хозяйки, та его делает Горным Мастером. Каменный цветок.
6 - Изба Данилы. Катерина тоскует+насильник Северьян, она прогоняет его серпом, убегает искать Данилу. (Какова Кардаш!)
7 - Праздник, ярмарка, Северьян кутит-куражится, от Катерины его отвлекает Хозяйка, подошвы-предупреждение, погоня Северьяна за Хозяйкой
8 - Змеиная горка. Хозяйка+Северьян, выстрел, наказание Северьяна, появление Катерины, дуэты, трио, счастливый конец.

Действие захватывает, развивается стремительно, оторваться невозможно - весь балет смотрела на одном дыхании.

Сценография.
Темный черно-зелено-коричневый колорит естественен в мире без искры божией. Самое яркое в их реальности (праздник)- ярмарочное разноцветье.
Краски в царстве Хозяйки иррациональны. Не земная красота.

---Resume.
Реальность отвлекает художника от творчества
Чистые мечты юности разбиваются при столкновении с земной властью
Стремление художника к совершенству приводит его к единению с силами природы
Высшие реалии земного мира - это торговля: Ярмарка - самое яркое действо.
Земная власть наказана за непослушание высшей
Непреходящая любовь позволяет девушке приблизиться к сокровенным тайнам природы
Стремление художника к совершенству, приведшее его к единению с силами природы, уступает реальности

Счастливый конец - тайны забыты обоими, художник будет жить-поживать и добра наживать, а Катерина - детей рожать и хозяйство вести.

===

---
Сценография.
Темный черно-зелено-коричневый колорит естественен в мире без искры божией. Самое яркое в их реальности (праздник)- ярмарочное разноцветье.
Краски в царстве Хозяйки иррациональны.
---
1-е действие: мечты и тайны
2-е действие: постижение тайны и реальность (одиночество - и в мире самоцветов у Данилы, и в мире людей у Катерины; насилие власти, самозащита, ярмарочный праздник-торговля, непослушание Северьяна и его наказание, воссоединение любящих=счастливый конец)

=============
UPD: 27дек2006

... очень важный для понимания КЦ (не только балета, но и сказа Бажова) аспект восприятия - это существование в обществе идеала или веры: ведь написан сказ был в верующей стране, а христианство требовало от человека совершенствования души согласно заповедям божиим. Возвращение Данилы к людям было событием желанным и как возвращение к духовным идеалам в т.ч. и к религиозным.
Балет же КЦ был создан в государстве официально атеистическом, но не отрицавшем духовного совершенствования (существовавшая идеология требовала труда на благо всех, звала к "светлому будущему всего человечества", где этот труд будет радостью - тоже своего рода стремление к идеалу).
Сейчас глобализация в области культуры заменила стремление к духовному совершенствованию - на стремление к общности как таковой, на культурную интеграцию или унификацию (и в балете, оказалось, существует "евростандарт"). Возможно, как нечаянное следствие, но возник вполне реальный девиз "Обогащайтесь!" - духовный идеал канул в Лету, остались земные радости.

И впечатление от возвращения Данилы к людям разнится в эти времена (уже эпохи):
при существовании Веры у Данилы после возвращения к людям остается христианское стремление к идеалу,
при "устаревшей социалистической эстетике" - Данила будет "творить на радость людям совершенные вещи, согретые теплом его сердца и рук", как уже цитировал уважаемый МА,
индивидуалистам достаётся "поживать и добра наживать", - и отказ Данилы в новом КЦ от постигнутых тайн Природы сейчас выгладит именно таким

... Может быть, именно в этом дело, в том, что ЮНГ, так изменив постановку 50-летней давности, обнажает проблему исчезновения духовного идеала. Тогда становятся понятны заклинания СМИ: опровергнуть идею невозможно, надо объявить автора вне общества - как Чацкого.

===

стасик, Григорович, балет

Previous post Next post
Up