Сергей Филин в интервью "Ъ"

Dec 03, 2008 10:52


Одной ногой в шедеврах



Газета «Коммерсантъ»   № 219(4036) от 02.12.2008 


Балетный худрук «Стасика» Сергей Филин мечтает о светлом будущем своего театра

Художественный руководитель балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Сергей Филин в интервью "Ъ" впервые обнародовал репертуарные планы вверенной ему балетной труппы. По мнению ТАТЬЯНЫ Ъ-КУЗНЕЦОВОЙ, перспективы "Стасика" не имеют мировых аналогов.
Сергей Филин говорил с обозревателем "Ъ" ровно пять часов, поэтому представить содержательную беседу публике можно лишь в пересказе. Возможно, многословность худрука объясняется обилием перспектив, о которых он заговорил впервые после своего вступления в должность. 38-летний премьер Большого театра, официально возглавивший труппу "Стасика" в сентябре этого года (о назначении господина Филина "Ъ" написал 7 марта), был связан с гендиректором Владимиром Уриным двумя обязательствами: прекратить артистическую карьеру и не раскрывать планов театра три месяца с начала сезона. Блюдя договор, господин Филин последний раз станцевал с родным ему Большим театром и впервые заговорил как руководитель второй по значимости труппы Москвы.

Впрочем, обрисованные им лучезарные перспективы не снились не только первым театрам страны, но и самым влиятельным балетным компаниям мира. В ближайшие сезоны на афише музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко должны появиться главные имена современной балетмейстерской иерархии. Прежде всего это неведомый России культовый испанец Начо Дуато, глава Национального балета Испании, который он превратил в авторскую труппу. Выходец из знаменитого Нидерландского театра танца (NDT), он, как и все, кто работал под руководством Иржи Килиана, ставит преимущественно бессюжетные балеты в манере этого гениального хореографа. Однако с поправкой на средиземноморский темперамент: спектакли испанца более контрастны, разнообразнее по жанрам и агрессивнее по лексике. Премьеру его известного балета "Na floresta" музтеатр Станиславского запланировал на 24 июля. Причем, по словам худрука Филина, испанец, лично проводивший кастинг, так вдохновился москвичами, что пообещал впоследствии поставить совершенно новый балет - уже специально для "Стасика".

В один вечер с испанским спектаклем будет представлен английский - легендарный балет Фредерика Аштона "Маргарита и Арман". Тот самый, в котором на сцене лондонского "Ковент-Гардена" в начале 1960-х блистали Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев, игравшие любовь так захватывающе, что уже немолодой замужней даме и юному беглецу из СССР приписали любовный роман в жизни. Балет, продливший карьеру знаменитой английской балерине, призван послужить творческому долголетию московских народных артисток - 42-летней Татьяне Чернобровкиной и 40-летней Наталье Ледовской, которая, правда, пока беременна, но сразу после родов приступит к работе над ролью чахоточной куртизанки. Третьим в этом вечере станет "Призрачный бал" Дмитрия Брянцева - один из лучших балетов покойного худрука музтеатра Станиславского предназначен для молодого поколения труппы.

Программная эклектика отличает и другие проекты театра: первой премьерой этого сезона станет "Каменный цветок", поставленный Юрием Григоровичем более полувека назад. Балет, после которого 30-летнего автора признали главной надеждой отечественной хореографии, покажут 12 декабря. А уже в марте будет представлен балет совершенно иного стиля - уникальный "Неаполь". Трехактный спектакль датского классика XIX века Августа Бурнонвиля на сцену "Стасика" переносит Фрэнк Андерсен, до сего года возглавлявший Королевский балет в Копенгагене.

Следующий сезон обрадует ревнителей балетной старины реставрацией "Эсмеральды" - одного из знаковых спектаклей Владимира Бурмейстера, под руководством которого музтеатр Станиславского в 1940-1960 годы пережил свой "золотой век". А любители современности будут ошарашены явлением Иржи Килиана. Великий чех, так и не простивший русским "пражской весны", неизменно отказывал нашим труппам в своих постановках, а тут предоставил "Стасику" два своих шедевра на музыку Моцарта: шутливые "Шесть танцев" и философскую "Маленькую смерть". В последнем балете артистки выступают топлес, но опасения относительно внутренней театральной цензуры худрук Филин развеял решительно: "Нашим девочкам есть чем гордиться".

Планы еще более отдаленного будущего совершенно ослепительны. С театром согласился сотрудничать финн Йорма Эло, который пользуется репутацией одного из самых перспективных хореографов США. "Он уже приезжал к нам, труппу посмотрел, выбрал людей. Он будет ставить нам оригинальный балет, осталось определиться с музыкой и темой",- явно радуясь пойманной удаче, сообщил худрук. Готов ставить в "Стасике" и лучший французский хореограф - глава "Балета Монте-Карло" Жан-Кристоф Майо. С французом только одно затруднение: названия двух самых известных его балетов, "Золушки" и "Ромео и Джульетты", уже имеются в афише театра, но в постановках совсем других хореографов. Придется выбирать что-либо, повтор исключающее.

На горизонте маячит еще и современная постановка для детей. Господин Филин уже нашел композитора Аллу Павлову из США. На постановку будущей "Дюймовочки" (или "Белоснежки") пробуются хореографы из-за океана, лидируют пока неизвестные нам японец и американец. Господин Филин успел охватить вниманием даже своего бывшего шефа из Большого театра - Алексея Ратманского. Но у самого талантливого российского автора на ближайшие годы все расписано по минутам - просвет ожидается не раньше 2012 года.

В планах музтеатра Станиславского лишь одно но: эта сугубо московская труппа не владеет "иностранными" языками танца. Первая серьезная попытка их изучения была сделана в прошлом году: театр показал "Чайку" Джона Ноймайера. Краткий курс современных пластических наречий артистам "Стасика" дадут ассистенты названных хореографов, но хватит ли этого, чтобы выражаться достаточно внятно, еще вопрос. Неожиданностью для Сергея Филина стало то, что все приезжающие хореографы выбирают одних и тех же артистов, как правило, молодых и нетитулованных. Впрочем, грядущие премьеры разнесены по сезонам, так что прогрессивное ядро труппы успеет поучаствовать во всех, став предметом зависти для коллег из именитых театров, в планах которых нет ничего равного по смелости и креативности.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1087544&NodesID=8

МАМТ, СМИ, Филин

Previous post Next post
Up