Известия, 14:06, 25.11.08 Юрий Фатеев: "У балета появится хозяин, который будет следить за ним, как за собственной вещью" (фото: Игорь Захаркин, "Известия")
Директор балета Мариинского театра Юрий Фатеев: "По закону балетный танцовщик может работать до шестидесяти лет"
Светлана Наборщикова
В конце мая у Мариинского балета появился новый директор. Им стал
балетмейстер-репетитор Юрий Фатеев. Однако формально прославленную труппу продолжал возглавлять Махар Вазиев.
В ноябре наконец интрига разрешилась. Вазиев, приглашенный на должность директора балета "Ла Скала", объявил об уходе из Мариинского театра. А Юрий Фатеев, прервав долгое молчание, рассказал о своих тревогах и надеждах обозревателю "Известий".
вопрос: Вы уже заняли кабинет Махара Вазиева?
ответ: Если дирекция посчитает, что мне нужно переместиться в кабинет Махара Хасановича, я перейду туда. Он сейчас свободен. Но чисто этически меня можно понять - Махар Хасанович не был уволен из театра. Он был в отпуске, а я не так воспитан, чтобы прийти и занять чужое место. Я хочу быть на своем.
в: С уходом Махара Вазиева из Мариинского театра приставка "и.о." в вашей должности исчезнет?
о: Это прерогатива Валерия Абисаловича Гергиева. Его право решать оставлять меня исполняющим обязанности или переводить на должность заведующего балетом. Я думаю, что он ко мне присматривается.
в: Так долго? Вы уже полгода руководите.
о: Мне сложно делать прогнозы. Какой-то испытательный срок должен быть. Сейчас я веду абсолютно всю работу, которая подразумевает директорство балетной компанией.
в: То есть работу, которую вел Махар Вазиев, но без его амбиций по поводу формирования репертуара? Насколько мне известно, именно они плюс диктаторское начало, свойственное Гергиеву, рассорили Махара Хасановича с Валерием Абисаловичем.
о: Я не знаю глубины их конфликта, и вряд ли кто-то, кроме них, это знает. Думаю, вся проблема заключалась в общении. Нужно общаться. Валерий Абисалович - человек мира. Он достаточно гибок и прислушивается к советам. Не могу сказать, что Гергиев формирует репертуар всецело самостоятельно. Мы с ним много общаемся. Он сам выходит на связь и инициирует наши встречи. Некоторые мои предложения находят у него горячий отклик. В то же время у него есть свои пожелания. Несмотря на большую занятость в мире музыки и оперы, он хорошо знает балет. Единственное - у него не хватает на все времени.
в: Вам не кажется, что в такой ситуации хорошо бы распределить обязанности: есть худрук театра и есть худрук балета?
о: Гергиев говорил, что ищет худрука для балетной компании и ему хочется, чтобы им был Алексей Ратманский.
в: Ратманский уже нашел себе место приглашенного хореографа в АВТ. Значит, худрука у Мариинского балета не будет?
о: Все может быть.
в: В октябрьском интервью "Известиям" Ульяна Лопаткина сказала, что лично
ей не хватает художественного руководства. От его отсутствия страдает актерский уровень исполнения, и зрителю становится скучно. Вы согласны с этим?
о: Категорически нет. Не могу согласиться с Ульяной, хотя глубоко уважаю ее, как личность, как балерину. Применительно к конкретным артистам ее слова, безусловно, имеют смысл. Но говорить, что с уровнем актерского иастерства стало хуже в целом, я бы не стал. За последнее время у нас появились замечательные актрисы - Виктория Терешкина и Алина Сомова. Подросли исполнители второго плана. В осеннем американском туре два прекрасных молодых танцовщика - Константин Зверев и Карен Иоаннисян - поочередно танцевали Эспаду в "Дон Кихоте". Настолько хорошо, что люди спрашивали: а почему этот артист не танцует в последнем акте? Мы хотим смотреть только на него. Параллельно у нас был британский тур, где мы показывали программы Форсайта и Баланчина. Клемент Крисп, старейший балетный критик Великобритании, поставил за эти спектакли пять звездочек. Мне потом сказали: это небывалый случай, чтобы два зрелища подряд получили у него такую оценку. А про исполнение Игорем Зеленским "Аполлона" в тандеме с Валерием Гергиевым за пультом он написал, что за последние 60 лет не видел спектакля лучше.
в: Крисп часто пишет такие вещи. Он человек увлекающийся.
о: Мне кажется, это хорошо. Творческие люди должны увлекаться.
в: Безусловно, и вы тому примером. Но в данном случае вы говорите как худрук, следящий за качеством спектаклей. А директор балета - больше административная должность. В этом плане вы готовите какие-то новшества?
о: Одно очень важное дело мы уже сделали. Во всех четырех балетных залах настелили специальные полы. Артистам стало легче работать. Кроме того, я начал проводить организационные реформы. Их можно назвать художественными, а можно - административными. Одно нововведение касается контроля над классическими спектаклями. Сегодня каждый
репетитор отвечает за свой маленький кусочек. А я хочу, чтобы за весь спектакль отвечал один человек. Так, как сейчас принято в новых постановках. Это значит, что у балета появится хозяин, который будет следить за ним, как за собственной вещью, - вовремя чинить или менять то, что износилось. Ну и, наверное, самая болезненная реформа коснется распределения зарплаты. Я не считаю, что люди, которые числятся в труппе, но не несут большую репертуарную нагрузку, должны оплачиваться наравне с теми, кто дышит театром, не вылезает из репетиционного зала. Необходима дифференцированная оплата труда. Ввести ее в моей власти.
в: Как определить, дышит артист театром или нет? Если, например, вы ставите человека в спектакль, а он выезжает на личные гастроли, то автоматически попадает в разряд "не дышащих"?
о: С личными гастролями у нас больших проблем нет. Этот вопрос решается достаточно мирным путем. Во всяком случае, пока. Говоря о людях, не дышащих интересами театра, я в основном имею в виду артистов кордебалета, а он у нас достаточно обширный. При таком количестве народа мы можем иметь два, а то и три качественных кордебалетных состава. Их у нас пока нет.
в: Зачем вам столько?
о: Это важно, если мы хотим давать разнообразный классический репертуар. Возьмем лучшие западные компании. Там человек, получающий зарплату, качественно используется в каждом спектакле. Если в первом акте ты выносил поднос или подавал алебарду, то во втором надеваешь туфли и трико и танцуешь в полную силу. А у нас люди порой забывают о том, что они артисты балета, и перекладывают свою нагрузку на плечи других. Раньше у нас была действенная система переизбрания. Раз в пять лет собиралась комиссия, состоящая из балетмейстеров-репетиторов, педагогов, представителей руководства. И если комиссия считала, что человек не соответствует профессии, его могли просто уволить. Сейчас, если артист достиг 38 лет, ему можно предложить уйти на балетную пенсию. Но и это не всегда срабатывает - по российскому законодательству можно трудиться до шестидесяти.
в: Я понимаю, почему исчезла комиссия по переизбранию. Было много курьезов. Например, в Большом такое собрание
уволило вполне дееспособную Анастасию Волочкову, но оставило некондиционную дочку известного олигарха. Система дифференцированной оплаты - та же комиссия. Не нравится человек - платить не будем, и артист сам уйдет. Не боитесь скатиться во вкусовщину?
о: Я, как все люди, наверняка ошибаюсь и не боюсь признаваться в своих ошибках. Но судить об артистах мне легче, чем кому-то другому. Я даю уроки и репетирую спектакли. В труппе нет танцовщика, с которым я не встречался бы в классе или репетиционном зале. Как артисты работают, на что они способны, я знаю не с чужих слов.
в: Воспитываете в себе диктатора?
о: Нет, не могу так сказать. По натуре я человек
мягкий. Мне и хочется, чтобы все, кто работает в труппе, любили свое дело. Чувствовали, что руководителю с ними интересно. Таких людей немало. Я вижу девочек, которые приходят по выходным дням и занимаются самостоятельно. Они фанатики. Не замечают ничего, кроме балета. Мне кажется, это здорово. Русская балетная школа славится именно своей духовностью. Одухотворенностью. Тем, что дыхание неземное исходит со сцены в зрительный зал. Это чувство я испытал, когда мы показывали в Нью-Йорке "Тени".
в: Чем Мариинский балет порадует отечественного зрителя?
о: В декабре покажем возобновление "Темы с вариациями" Баланчина. В феврале - премьеру "Конька-Горбунка" в постановке Алексея Ратманского. Надеюсь, что возобновим "В ночи" Роббинса. Есть информация, что открыт к общению Ролан Пети, и я хотел бы вернуть в Мариинский репертуар "Юношу и смерть" и "Кармен". Думаю, что в этом вечере хороша была бы и его "Арлезианка". Если не помешает финансовый кризис, в конце сезона возможна премьера балета Кристофера Уилдона. Этот потрясающе музыкальный хореограф очень близок мне по духу. Он уже приезжал знакомиться с труппой.
в: Директорство уже стало для вас любимым занятием?
о: Привыкаю. Но репетировать и давать уроки мне нравится больше.
в: Если завтра Валерий Гергиев скажет: "Спасибо. Вот вам преемник", вы закроете за собой дверь кабинета и отправитесь преподавать?
о: Так и сделаю. Никаких проблем не будет.
Справка "Известий"
Юрий Фатеев родился в 1964 году в Ленинграде. По окончании Ленинградского хореографического училища им. Вагановой был принят в Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. На сцене выступал до 2003 года. В качестве балетмейстера-репетитора Мариинского театра готовил постановки балетов Джорджа Баланчина, Ролана Пети, Джона Ноймайера. Преподавал в Шведском королевском балете, в Pacific Nord-West Ballet (США), где поставил "Корсара" и "Раймонду". В Датском королевском балете осуществил постановку "Корсара".
URL:
http://www.izvestia.ru/culture/article3122897/