В Милан по делу срочно
Руководителем балета "Ла Скала" назначен Махарбек Вазиев, заведовавший труппой Мариинского театра
Махарбек Вазиев долгое время пребывал в тени своего знаменитого шефа, руководителя Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева. Кроме личных дирижерских заслуг Гергиеву принадлежат лавры лидера, который вывел свой театр на передовые мировые позиции. И это правда, но не вся. Важная часть уважающего себя оперного дома - балетная труппа, и на этом фланге у Гергиева был грамотный профессионал и преданный ему лично человек - Махарбек Вазиев. Блистательная часть гергиевской епархии - Мариинский балет обновился именно под руководством Вазиева. Воспитанник ленинградской школы и бывший солист Кировского балета, он стал шефом родной труппы с подачи Гергиева и данными ему правами-обязанностями распорядился очень достойно. Вазиев сумел сделать так, что смена поколений в труппе прошла безболезненно: и на место прежних звезд Kirov-ballet пришли нынешние во главе с триадой Ульяна Лопаткина - Диана Вишнёва - Светлана Захарова (одновременно поднять и развести в репертуаре трех таких харизматичных див смог бы не каждый), а знаменитый питерский кордебалет вновь стал неподражаем. Вазиев хорошо сориентировался на мировом балетном рынке и прислушался к дельным подсказкам по части художественной политики (кстати, его советник Павел Гершензон в результате кадровых перетрясок теперь тоже оказался вне театра). При Вазиеве Мариинский театр первым в России взял в афишу неоклассические шедевры Джорджа Баланчина, первым заманил на оригинальную постановку живого классика Джона Ноймайера и первым освоил сумасшедшие трудные балеты футуриста Уильяма Форсайта. Быстро набрал высоту фестиваль балета "Мариинский", собиравший в Петербург звезд ведущих театров и поклонников от Сиднея до Лондона. Театр первым вошел во вкус реконструкций старинных спектаклей, поставив "Спящую красавицу", "Баядерку", "Пробуждение Флоры". Словом, за тринадцать лет службы Махара Вазиева Мариинский балет стал таким, каким мы его сегодня знаем.
Вопрос в том, что вертикаль власти плохо терпит усиление автономий: коса на камень в отношениях Валерия Гергиева и Махарбека Вазиева находила и раньше. Темпераментные разборки на родном осетинском языке касались кадровой и художественной политики, и причина была очевидна: отвечая за решение сложнейших организационных и репертуарных проблем, Вазиев официально числился... заведующим труппой. То есть почти техперсоналом, балетным завскладом, что входило в явное противоречие со здравым смыслом. На правах художественного руководителя всего театра Гергиев директивно вмешивался в балетные дела. И, будучи искренне уверенным, что балет проще оперы (а опера проще симфонической музыки), маэстро не всегда верно выбирал приоритеты. В результате в афише появлялись вкусовые ляпы вроде нового декоративного "Щелкунчика" (в народной версии - "Шемякунчика"), публика недоумевала, а и без того сложный в управлении балетный люд ставил под сомнение полномочия своего шефа. Понятно, что ситуация должна была как-то разрешиться. Вазиев подал заявление об уходе накануне важных гастролей, Гергиев его не подписал, но положил в стол, назначив исполнять обязанности завтруппой штатного балетного педагога. Поскольку подписанного Гергиевым заявления никто так и не видел (а вывешивать такого рода приказы для всеобщего обозрения в театрах принято), можно догадываться, что расставание было болезненным для обеих сторон и сжигать все мосты не хотелось. Последствия Москва могла наблюдать на балетных концертах последнего Пасхального фестиваля - знаменитую труппу было не узнать.
И хотя репутацию театра парой неудачных концертов не испортить, но все же… Если балет Мариинки утвердился в звездном статусе, значит ли это, что мавр сделал свое дело и его надо "уйти"? Если маэстро Гергиев совмещает позиции маэстро и директора, значит ли это, что и в балетном цехе нельзя допускать самоуправления? Нет и нет. Как и вся труппа Мариинского театра, балет сейчас ожидает закрытия основной сцены, а это сильнейший стресс и в более мягкие времена, не подогретые сводками о кризисе. Как бы ни старалось руководство театра уверить публику, что художественный уровень и статус труппы не изменятся (хоть обещания и подкрепляются поиском альтернативных сцен), верится в это с трудом. Практика показывает, что лучшие силы обычно разбегаются в поисках лучших условий, а остальные тихо пережидают, оставив заботы о качестве спектаклей на потом. Расставаться в этот момент с успешным балетным менеджером очень рискованно. Тем более что бывший артист балета Вазиев на своем поле такой же уникум, как Гергиев - на своем. И тем более что профессионалы такого класса тут же приходятся ко двору в конкурирующем театре. Поговаривали, что в Большом. Оказалось - в "Ла Скала".
Из всей этой истории можно вывести две морали. Во-первых, привычно грустная, об отсутствии пророков в своем отечестве. А во-вторых, отчасти позитивная: при любых кризисах в любых сферах скорее разрушаются институты, чем специалист. Даже оставшись без родного театра, без дела он точно не останется.
P. S. По информации "Итогов", в Милане Махарбеку Вазиеву дан полный карт-бланш и по формированию афиши, и по распределению составов. Вопреки бытующей в российской прессе информации, его уже представили труппе и к работе он приступит 16 января.
Лейла ГучмазоваИтоги
№47 / 649 (17.11.08) http://www.itogi.ru/iskus/2008/47/134628.html