консервативный русский зритель наконец-то признал этого хореографа своим

Dec 11, 2010 09:43

http://infox.ru/afisha/theatre/2010/12/08/france_danse.phtml

Балетный Петербург дорос до авангарда

текст: Вита Хлопова/Infox.ru

опубликовано 8 дек ‘10 19:06

Чувственный дуэт кентавров и двойная победа мужского начала над женским. В рамках Года России-Франции и фестиваля FranceDanse в Мариинском театре прошел вечер спектаклей Анжелена Прельжокажа.


Хореографа Анжелена Прельжокажа можно назвать персоной года России-Франции: русские не только научились произносить имя без запинки, но и доверили ему открыть сезон в Большом театре. Спектакль «А дальше - тысячелетие покоя. Creation 2010», надо полагать, останется в афише на несколько сезонов.

Судя по новым лицам и даже типажам (в прежней труппе Прельжокажа не было столько длинноногих девушек), его компания немного обновилась и расширилась. Пока одна часть труппы участвует в трехмесячных гастролях по всей Франции с уже упомянутой постановкой Большого, другая ездит по остальной Европе с «Белоснежкой», а молодежь изучает классическую хореографию Прельжокажа и показывает ее на сцене Мариинского театра.
Кентавр вместо Архангела

Выбор «Весны Священной» и «Свадебки» для России очевиден - это современные, но уже вполне обкатанные версии балетов легендарных «Русских сезонов» Дягилева. Кроме того, постановки входят в число лучших творений хореографа. Вместо «Кентавров» в Питере анонсировалось «Благовещение», вызвавшее негодование на фестивале «Гран-Па» в 2003 году в Москве. Тогда представители православной церкви устроили пикет около Малого театра, протестуя против того, что архангел Гавриил в балете Прельжокажа стал женщиной.

Вероятно, вспомнив тот неудачный опыт, хореограф решил заменить женский дуэт «Благовещения» на мужской дуэт «Кентавров»: тут хоть и есть намек на плотскую любовь, но нет претензий на интерпретацию священных писаний. Именно 13−минутные «Кентавры» восхитили нынешних зрителей Мариинки больше всего. Как отдельный номер этот дуэт был поставлен в 1998 году, но вырос он из балета «Кожа мира». В 1992 году Прельжокаж был так впечатлен путешествием в пустыню, что решил не только написать об этом стихи, но и поставить балет. В дуэте «Кентавры» хореограф вообразил то время, когда на Земле не останется ничего, кроме песка, пустыни и ветра. В этой пустоте появляются два всадника, потерявшие коней, которым приходится учиться жить заново. В итоге получился мощный чувственный дуэт о любви, соперничестве и смерти.
Невинный эпатаж

Показанные вместе, три балета Прельжокажа приводили к мысли об архаичности всех наших чувств, а также постепенном и непреложном перерождении человека под влиянием обстоятельств. В «Свадебке» читается мысль о трагическом перерождении женщины после свадьбы, в «Весне священной» доминирует первобытная суть отношений полов, а в «Кентаврах» - почти животное взаимодействие двух тел.

«Свадебка», открывшая вечер, на сей раз вышла довольно робкой и нескладной. Впервые балет был поставлен еще в 1989 году, но до сих пор собирает полные залы. Этот спектакль о судьбе девушки, которую отдают замуж без любви (в прологе подруга ведет невесту на свадьбу, прикрыв ей глаза, а в финале мужчины уводят своих партнерш в пустоту, снова прикрыв им глаза), не мог не появиться в творчестве хореографа с балканскими корнями. Прельжокажу всегда казалось, что свадьба - это некая трагедия для женщины - она теряет индивидуальность и становится лишь частью декорации в жизни мужчины. Потому и балет он сочинил весьма пронзительный.

Однако на этот раз на сцене Мариинки юноши двигались вразнобой, а девушки не научились выполнять сложные финальные прыжки. В прошлых составах танцовщицы бесстрашно кувыркались со скамеек - доли секунды отделяли их от травматического падения на пол. Здесь же они готовились к прыжку заранее, отстучав ножкой и как бы предупреждая юношей о том, что их надо ловить. В итоге партнеры подхватывали их вовремя, но эффект неожиданности пропал.

Закрывал вечер балет «Весна священная», визитная карточка хореографа. Нашу публику уже не удивить балеринами, которые в начале спектакля первым делом кокетливо снимают трусики. Если в 2003 году это было эпатажем, то сейчас выглядит вполне невинно по сравнению со многими экспериментами современных европейских хореографов. Сама тема спектакля с годами немного сдвинулась к плотским отношениям между мужчиной и женщиной. Прельжокаж говорил, что как бы далеко в духовном плане не пытаются зайти его герои, все равно все сводится к вопросам пола. Весь спектакль - демонстрация мужской силы, доминирования мужского над женским. А 10−минутный финал с полностью обнаженной и побежденной Избранной, которой остается просто смириться и спокойно лечь на землю, не оставляет никакого намека на противостояние.

Приятной неожиданностью стал выход хореографа на поклоны. Зная о гастролях Большого театра по всей Франции с «Creation 2010», можно было предположить, что в Петербург Прельжокаж не приедет. Но  он был явно доволен вечером в Мариинке и даже преклонил колено перед Виржини Коссен, исполнительницей роли Избранной. Несмотря на некоторые шероховатости, новый состав труппы Прельжокажа очаровал питерских театралов, трижды вызывавших молодых артистов на поклон.    Но самое приятное «послевкусие» вечера - осознание, что консервативный русский зритель наконец-то признал этого хореографа своим.
http://infox.ru/afisha/theatre/2010/12/08/france_danse.phtml

МТ, Прельжокаж, СМИ

Previous post Next post
Up