Премьера оперы Берлиоза в БТ: амуры, черти, змеи

Jul 26, 2016 23:07

Оперная премьера в Большом театре. Берлиоз 'La Damnation de Faust' БТ 24 июля 2016, утро.

Фауст - Мавлянов, Маргарита - Дудникова, Мефистофель - Казанский.
Дирижер-постановщик - Туган Сохиев. Постановка - Питер Штайн.

Пишу La Damnation de Faust, а не "Осуждение Фауста", т. к. "Проклятие Фауста" мне импонирует больше "осуждения": стремление к недостижимому - вот проклятье Фауста. Действительно, отдать душу бесу, попасть в ад для спасения души и тела любящей его Маргариты - сейчас Фауста за это трудно осуждать.
Трудно осуждать Фауста и его романтические метания в нынешние жёсткие времена
иллюзорности интернет-знаний, интернет-общения, войн престолов, квазиреальности покемонов - приправленные кровавостью терактов.

...Романтический герой Берлиоза (это вовсе не Фауст Гёте!) оказался анахронизмом. Героем старинной легенды. Постановка великолепно соответствует этому тезису: на первый взгляд - провинциальная ретро иллюстрация оперных эпизодов, сдобренная наивными театральными эффектами вроде пляски чертей в аду или полета ГГ с бесом под театральными небесами - в люльке на канатах, как на адских чёрных конях. Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят...
Современность проникла-таки в постановку старинной легенды, и представление оживлено искусными видеопрекциями: чудовища вокруг летящих героев или воплощение мечты любовной пары - воспаривший домик (привет из Витебска! от шагаловских влюбленных ) - и проч.
Работа режиссёра вызывала уважение к его интеллекту. А постановка оказалась соответствующей наивности XIX века с точки зрения режиссёра века XXI :))

Мне кажется, публика доброжелательно приняла такую театральную клиповость)
Ещё мне кажется, что оперу можно было дать и в концертном исполнении.

...Всё это затмевается музыкальной частью постановки.
Сложный и для оркестра, и для исполнителей опус Берлиоза Большой исполнил так же успешно, как Гергиев "Троянцев" в Мариинке !!
Оркестр и дирижер сумели восхитительно представить драматическую легенду Берлиоза. Как нежно, как изящно звучал оркестр, сопровождая терзанья души, мучительные раздумья Фауста. Как блестяще прозвучал венгерский марш. Как фантастически - менуэт блуждающих огней, захватывающе - скачка в бездну...
Несмотря на клиповую постановку, рискну пойти еще раз - на Сохиева и при отменном Фаусте :)


Исполнители пели очень прилично. Хоры, в основном, звучали музыкально, особенно детки с их небесными, ангельскими голосами. Мавлянов в первых частях пленил - серебристый бархатный лирический тенор - да, это был Фауст- романтик " с мятущейся душой, терзаемый противоречиями и мучительными раздумьями, нигде не находящий покоя и счастья". А воззвание к природе было проникнуто безнадежным одиночеством...
Дудникову второй раз слышу в Большом, второй раз поражаюсь её волнению на знаменитой сцене: она кричит. А ведь изумительная в стасике Амнерис, Нерис в "Медее". "Легенду о короле" спела хорошим тембром, но невыразительно. Зато оч. проникновенно спела прощальный романс. Досадно, что дуэт с Мавляновым у неё не сложился.
Мефистофель-Казанский пел хорошо, мне нравится тембр этого баса... но Мефистофель оказался мелким бесом: ирония с Мефистофелем не ассоциируется, а здесь она была основой образа.
Жаль, на Мефистофеля-Виноградова не попала: ансамбль не подошёл. С ансамблями беда. Т. к. второсортным приглашенным исполнителям предпочитаю хороших или известных мне. Маргариту-не знаю и не хочу узнать, а одного из Фаустов не хотела слушать уже слышала.
Собственно, из представленных на премьере Фаустов, внимания заслуживал только Мавлянов. ) ИМХО, разумеется) Ах, если бы ещё Маргарита не каркнула ему в ухо :)

===
БТ можно поздравить с оперной премьерой. Желаю театру в дополнение к замечательному дирижёру обрести труппу замечательных солистов.

премьера, Сохиев, БТ, Мавлянов, смеяться_право_не_грешно, МАМТ

Previous post Next post
Up