Дайджест, июль-август

Aug 26, 2013 15:42

Балетная труппа Монте-Карло анонсирует сезон 2013-2014
22 Июля 2013 - http://www.atworld.ru/ru/news/98620.html
"В 2013 году художественный руководитель балета Монте-Карло празднует профессиональный юбилей - 20 лет на должности главы балета Монте-Карло.

Балетная труппа подготовила множество новых, невероятных, представлений. Сезон 2013-2014 начнется 25 и 26 октября представлением «Неожиданное», подготовленным Академией Принцессы Грейс.

Опера Гарнье также будет принимать артистов на своей сцене. 14 и 15 декабря пройдут спектакли «Соло времени», а 18 и 19 декабря на сцене оперы будет представлено произведение «Женщина в комнате».

В честь профессионального юбилея, хореограф Жан-Кристоф Майо создал новую интерпретацию всемирно известного балета «Щелкунчик»! Легендарный балет будет показан на сцене Гримальди Форума с 26 декабря 2012 года по 5 января 2013 года.

После выступления в Княжестве балетная труппа отправится на гастроли в Москву, Китай, США, Англию, Испанию и Францию."
[ Они ценят Майо - "своего Григоровича" ))) ]
===
1. Большой театр
22 августа 2013, 11:21 | Культура | Ярослав Тимофеев
Светлана Лунькина стала примой Национального балета Канады
В сентябре прима-балерина ГАБТа, покинувшая Россию из-за угроз, определится со своим будущим в Большом театре
http://izvestia.ru/news/555856
=
26 августа 2013, 13:11 | Культура | Ольга Завьялова
«Меня поразило человеческое отношение, которого не было в Большом»
Прима-балерина ГАБТа Светлана Лунькина - о том, чем Национальный балет Канады отличается от Большого театра
http://izvestia.ru/news/556039
=
20 августа 2013, 10:14 | Культура | Ольга Завьялова, Виктория Иванова
У творческого профсоюза Большого театра появится освобожденный лидер
Главный претендент на должность главы профсоюза - экс-управляющий балетной труппой Руслан Пронин
http://izvestia.ru/news/555588
=
О гастролях ББ в Лондоне с 29 июля по 17 августа 2013, http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2013/2633/
переводы рецензий англ критиков:
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2013/2664/
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2013/2672/
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2013/2671/
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2013/2665/
и тд - см здесь - http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/
ББ в Лондоне - http://player.rutv.ru/index/iframe/video_cid/560460/

28 июля 2013, 19:50 | Культура | Ольга Завьялова
Большой театр везет в Лондон пять балетов и багаж скандалов - http://izvestia.ru/news/554478
Англичане обсуждают московские балетные страсти и жаждут классического танца
["Среди исполнителей ведущих партий в этом году есть два лондонских дебютанта: Ольга Смирнова и Семен Чудин, которых администрация балета Большого позиционирует как будущих звезд театра. Их судьбоносную роль для труппы либо подтвердят, либо опровергнут бескомпромиссные и требовательные балетные критики Лондона. Однако, по заверению Марины Кондратьевой, даже нелицеприятные отзывы в британской прессе на карьеру молодых танцовщиков в Большом театре никак не повлияют."]
и "Родительские дни" - А. Гордеева о ББ, гастролях и Григе: "Итоги" №34 (898) от 26.08.13 - http://www.itogi.ru/arts-kolonka/2013/34/193257.html
===
3 июля 2013, 16:34 | Культура | Светлана Наборщикова, Виктория Иванова, Алла Шевелева, Ольга Завьялова
В Большом театре обидели прима-балерину Светлану Захарову - http://izvestia.ru/news/553027
Народная артистка России отказалась от участия в балете «Онегин»
9 июля 2013, 01:07 | Культура | Ярослав Тимофеев, Светлана Наборщикова, Ольга Завьялова
Анатолий Иксанов последовал за Николаем Цискаридзе - http://izvestia.ru/news/553326
За девять летних дней Большой театр лишился самого известного артиста и генерального директора
26 августа 2013, 21:16 | Культура | Ольга Завьялова
Дмитриченко: «Обвинение строится лишь на моем знакомстве с Заруцким» - http://izvestia.ru/news/556078
Ведущий солист ГАБТа не признал своей вины в нанесении тяжких телесных повреждений Сергею Филину и пожелал ему выздоровления
===
Попечитель БТ
Поверх барьеров
И снова о Большом
Текст: Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
21.08.2013, 00:04 - http://www.rg.ru/2013/08/21/shvydkoi.html

[своего рода "апрельские тезисы" доктора искусствоведения и ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА ( в прошедшем сезоне) - для нового руководителя БТ - и для СМИ]
[текст этих августовских тезисов полностью]
Свой 237-й сезон Большой театр завершил триумфальными гастролями в Израиле, Австралии и Великобритании, первоклассным международным фестивалем, посвященным 100-летию "Весны священной" Игоря Стравинского, и сменой генерального директора.
Об отставке Анатолия Иксанова и назначении Владимира Урина писали достаточно много и чаще всего справедливо. Несмотря на очевидную неизрасходованность бюджетов, выделенных на "черный PR", направленный на полную дискредитацию предшествующего руководства, в целом уважающие себя СМИ были объективны. Уже сейчас ясно, что "эпоха Иксанова" войдет в историю не только успешно завершившейся строительной эпопеей, но и как время творческого созидания, которое принесло важные многообещающие результаты. Большой театр любит публика, о чем свидетельствуют заполненные залы на спектаклях разных эстетических направлений, у него есть международное признание, в его стенах в первое десятилетие 2000-х сформировались не только первоклассные артисты балета и оперы, но и два ярких лидера мирового культурного ландшафта - Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков. Возвращение в театр Юрия Григоровича, сохранение Маквалы Касрашвили в качестве руководителя оперной труппы, приглашение для постановок лучших представителей постсоветской режиссуры и ярких дирижеров, сотрудничество с крупнейшими музыкальными театрами мира, молодежная программа - все это (и многое другое), обеспечило театру творческую устойчивость и в сохранении великой классики, и в достаточно рискованных экспериментах с каноническими произведениями русского музыкального искусства, и в обращении к наследию модернизма ХХ века. Качество любого художественного организма определяется не только его высшими достижениями, но и той планкой, ниже которой он не может опуститься. В сегодняшнем Большом театре рядовой спектакль мало чем отличается от премьерного по качеству исполнения, по количеству и настроению публики. Разумеется, в Большом театре есть все проблемы, которые существуют в творческих коллективах такого масштаба. Но они куда меньше, чем это кажется со стороны.

"Эпоха Иксанова" войдет в историю как время творческого созидания
Если придерживаться консервативной стратегии управления, то Владимир Урин может, разумно используя нынешние ресурсы театра, продержаться на них в обозримом будущем никак не меньше трех-четырех лет. Но поскольку Владимир Георгиевич - человек с огромным театральным опытом, он прекрасно понимает, что в творчестве невозможно просто стоять на месте, - движение не просто необходимо, но неизбежно. Весь вопрос в том: вперед или назад.

Только поверхностным наблюдателям может показаться, что при нынешних трех сценах значительно проще сформировать репертуар, равно ублажив традиционалистов и сторонников современного музыкального искусства. Вроде бы все просто: на главной сцене - монументальная оперная и балетная классика, новая - пространство эксперимента, рождения новых произведений и новых имен, наконец, Бетховенский зал - место для концертных программ не только оркестра, но и отдельных исполнителей. На самом деле такой подход весьма условен, если рассматривать Большой театр как единый художественный организм. На новую сцену публику легче привлечь апробированными, имеющими историческую репутацию спектаклями, а основная сцена не может превратиться в музей. Кроме того, важно следить за эстетическими поисками, которые происходят на мировых оперных подмостках, - Большой театр стал неотъемлемой частью этого элитарного культурного пространства.

Большой может и должен тщательно отбирать всю лучшую молодежь, которая появляется сегодня
Но, пожалуй, самой сложной проблемой, с которой столкнется В. Урин, будет сохранение качества балетной и оперной труппы, включая хор и кордебалет, а также оркестра, который вернул свое место среди лучших коллективов страны за то время, когда Александр Ведерников был главным дирижером Большого театра (2001-2009). За восемнадцать лет своего руководства Музыкальным театром имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко В. Урин старался сформировать свою собственную оперную труппу, которая решала все творческие задачи. В Большом при наличии сильных оперных исполнителей (от Е. Щербаченко и А. Аглатовой до В. Маторина и Э. Азизова) список приглашенных солистов, в том числе и иностранных, куда больше числа артистов, имеющих постоянный контракт с театром. Поиск оперного артиста зависел от художественных задач постановщиков, как на всех мировых оперных сценах. Большой театр может позволить себе работать с лучшими исполнителями, поэтому он старался представить публике в каждом своем спектакле коллекцию звезд вне зависимости от их национальной принадлежности и места службы. При том, что балетная труппа Большого сохранилась как место, где воспитывают первоклассных танцовщиков, которые затем украшают спектакли лучших хореографов во всем мире, за предшествующее десятилетие театр приглашал и молодых артистов, и уже признанных звезд, что называется, со стороны. Прежде всего из Питера, но также из Минска и Киева.

Подобного рода кадровые решения, равно как и запуск молодежной оперной программы, которую возглавил Дмитрий Вдовин, были сделаны не от хорошей жизни. Они связаны прежде всего с проявившимися в последнее время недостатками художественного образования, неготовностью выпускников вузов сразу войти в работу на престижных сценах и в лучших оркестрах. Это не только российская проблема. Большой может и должен тщательно отбирать всю лучшую молодежь, которая появляется сегодня не только на постсоветском пространстве, но и в Восточной и Центральной Европе. И, конечно, находить новые творческо-образовательные методы подготовки юных дарований и студенческой молодежи.

Разумеется, все это необходимо не только Большому театру. Он - самая вершина айсберга. И поэтому зависит от того, что происходит не только на политических высотах, но и в глубинных пластах российской жизни.


===
105 лет назад родилась балерина и педагог Суламифь Мессерер - http://www.amur.info/news/2013/08/27/2.html
===
2. Мариинский
10:01, 19 августа 2013
Гергиев собрался создать Национальный центр искусств - http://lenta.ru/news/2013/08/19/gergiev/
и источник сплетни: Forbes, 19.08.2013 00:06 Театр одного императора: кем Валерий Гергиев хочет стать в будущем - http://www.forbes.ru/sobytiya/vlast/243576-teatr-odnogo-imperatora-kem-valerii-gergiev-khochet-stat-v-budushchem - Ксения Докукина
Запись оперы "Валькирия" из тетралогии "Кольцо нибелунга" Рихарда Вагнера на лейбле "Мариинский" удостоена высочайшей награды в области классической музыки ECHO Klassik в номинации "Лучшая оперная запись года" (XIX век) - http://www.vesti.ru/doc.html?id=1122146&cid=460
http://newsmuz.com/news/2013/valkiriya-mariinki-poluchila-prestizhnuyu-nagradu-28889#
http://www.dw.de/%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%BB%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8-echo-klassik-2013/a-17015694
===
3. Публика
Меритополь
Логика протеста
Михаил Соломатин - http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Meritopol
["Едва ли не главной особенностью позднесоветского социума было наличие в стране огромного количества людей, приученных верить в то, что их знания и культура когда-нибудь окупятся, скорее даже не в денежном эквиваленте, а в форме honestas (советская культура вообще была дальней родственницей не только феодальной, но и античной культуре с ее иммунитетом к буржуазному духу). Этот широкий круг, в который входили не только ученые и работники, занятые в сфере культуры, но и техническая интеллигенция, был хранителем представлений о стратегии развития страны. Эти люди воспринимали Россию не как место кормления, но как проект, они были романтиками, и культ Стругацких, предлагавших жить не ради себя, но ради будущего всего человечества, неслучайно стал обязательным для огромной страты внутри позднесоветского поколения. Перепроизводство таких людей стало одной из главных проблем новой российской государственности начиная с ельцинского периода. Российский вариант капитализма предполагал оперирование "быстрыми" деньгами (почему все производство в стране захирело при параллельном расцвете посреднической деятельности со всевозможными надстройками в виде системы откатов). Он допускал траты по графе "подкуп избирателя", но уж чего не допускал вовсе, так это трат на стратегические проекты, которые заведомо не принесут выгоды продвигающим их чиновникам.

Однако в последние годы ситуация обострилась. Кризис 2008 года дал понять, что изобилия для всех не будет, после чего и встал вопрос о формировании потребительской элиты и о ее составе. Дальше скрывать то обстоятельство, что "поколение Понедельника" не получит ничего, стало невозможно. Если Борис Стругацкий писал в 1963 году брату, что "на солженицынских матренах коммунизма не построишь", то через сорок лет выяснилось, что на Быковых, Юрковских и Саше Привалове не построить капитализма.

В то же время объявить фактически о конце проекта "счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный" было нельзя: дисклеймеры такой силы делались только в эпоху Гайдара. Проблема была решена не без изящества: в "нулевые" архитекторы постельцинской России стали создавать новый, удобный во всех отношениях социальный слой, имитирующий внешние признаки прежней культурной элиты, но компактный, а следовательно, лишенный вредных для правящего режима претензий на массовый доступ как к материальным благам, так и к заметному месту в социальной иерархии. Позднее этот слой был назван креативным классом. Глеб Павловский рассказывал в недавнем интервью Ленте.Ру, что его прошлая деятельность в поддержку правительства была направлена на консолидацию лояльного власти слоя, на создание своего рода меритократии. Главное отличие креативного класса от советской интеллигенции (в том смысле, в котором тогда использовалось это понятие) в том, что интеллигент ориентирован на нематериальный и труднодостижимый, а то и вовсе недостижимый идеал, тогда как "креативщик" стремится всего лишь к европейскому уровню жизни, то есть в миру уютных кафе с вайфаем. Излишки образования не побуждали "креативщика" стремиться к неведомому, открывать новые миры и так далее. Новый мир "креативщика" всегда описан в туристическом справочнике, обычно в LP или Petit Futé. Таким образом решается задача превратить знание и культуру из ding an sich в основу для потребности, стимулирующей туристическую отрасль и ресторанный бизнес.

Взыскуемый "креативщиками" европейский стандарт власть вполне готова была обеспечить небольшому кругу потребителей, который бы, заняв ключевые посты в медиа и сформировав средний класс, стал бы надежной опорой власти, ее защитником перед внутренними и внешними врагами. Растили цивилизованного потребителя, а Платонов и быстрых разумом Невтонов постсоветская Россия рожать отказалась, более того, она отказывается и содержать уже родившихся. Фраза из "Generation П" про нужность криэйторов и ненужность творцов провидчески указала на начинавшуюся в то время переориентацию государства с ученых на креативщиков, то есть с творцов на элитных потребителей." и т. д. ]
29.07.13 10:44
Минкульт вводит для театров план по валу
Антон Гетман, заместитель генерального директора Большого театра
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2253851?fb_action_ids=10200236958239329&fb_action_types=og.likes&fb_source=other_multiline&action_object_map=%7B%2210200236958239329%22%3A514760251939713%7D&action_type_map=%7B%2210200236958239329%22%3A%22og.likes%22%7D&action_ref_map=%5B%5D
Режиссер Георгий Исаакян: «Если театр лжет непотребно много - он становится опасен» - http://www.mk.ru/culture/theatre/interview/2013/08/23/904541-vitamin-chelovechnosti.html
[текст полностью]
Витамин человечности - http://www.mk.ru/culture/theatre/interview/2013/08/23/904541-vitamin-chelovechnosti.html

Режиссер Георгий Исаакян: «Если театр лжет непотребно много - он становится опасен»

В родительском рейтинге «куда вести детишек образовываться» театр Сац стоит едва ли не на высшей ступеньке, деля первое место то с театром Терезы Дуровой, то с музыкальным театром Владимира Назарова. А ведь родителей не проведешь: на газетную критику иль громкий пиар им наплевать, в ходу сарафанное радио, и одна фраза в «Твиттере» «а мой зевал весь спектакль» враз нивелирует любые госпремии и «Золотые маски». В канун 110-летия со дня рождения Натальи Ильиничны Сац мы встретились с худруком театра - режиссером Георгием Исаакяном, который знает, как не сфальшивить с детьми и не заигрывать с их родителями, принадлежащими, увы, к «потерянному поколению 90-х».

георгий исаакян театр сац детский театр детский спектакль
Опера «Золотой петушок».
«Не дети проблема для театра, а родители»

- Сколь сложно ставить для детей? Нужно держать в голове какие-то особые настройки?

- Взрослые и детские театры ничем не отличаются. Театр должен быть искренним. Это главное. Если он лжет - а лжет он непотребно много, - он неинтересен, опасен.

- Да, но взрослые...

- Взрослые - пленники условностей, репутаций; они пришли на название, на имя, заплатили деньги за билет и не могут позволить себе ту степень открытости и непосредственности, с которой приходят к нам дети. У взрослых всё через 20 фильтров. А ребенок, если со сцены прошла фальшь, моментально, в голос ее комментирует.

- А все разговоры про то, что «дети не поймут», «не надо брать сложную классику»?..

- Ерунда. Все опровергается практикой. Мне тоже шептали: зачем ставить «Три апельсина», это ж Прокофьев, это ж Гоцци! Как сложно! Или «Петрушку» Стравинского. Чушь: дети сидят, открыв рты, в восхищении, потому что не понимают пока, что «Прокофьев - это сложно». У меня самого эти огромные апельсины с вываливающимися из них принцессами стали ярчайшим впечатлением детства (мама в 6 лет водила). Ребенок способен общаться с материалом любой сложности. А вот способен ли режиссер - другой вопрос.

- Время накладывает отпечаток на детей?

- Тут тоже не надо заблуждений. Моей младшей дочери два года, вашей - четыре... Они легко тычут в иконки на айпаде, враз всем этим овладевая. При всем этом - ровно такие же, какими были дети 500-700 лет назад. Привычка к гаджетам - лишь верхний слой, а внутри... им так же надо на руки к родителям, чтоб поцеловали перед сном; они задают точно такие же вопросы про смерть, про утрату, потому что однажды для себя открывают, что люди не вечны. Нет... скорее, общество изменилось. То есть настоящая проблема для детского театра - это родители.

- А чем же родители не угодили?

- Нынешние папы-мамы - это потерянное поколение 90-х. Когда нечего было есть, зарплату люди получали продовольственными карточками раз в полгода, закрывались заводы, да что заводы - целые города, обезлюдели деревни. И вот эти «дети отчаяния», став родителями, приходят в театр Сац: по-хорошему, заниматься надо ими. Потому что для них Стравинский, Прокофьев, Шостакович - проблема. Не проблема - группа «Любэ». А все, что мало-мальски сложно устроено (да даже не по метафоре и смыслам, а просто по малейшей оторванности от земли), - уже не поддается восприятию.

«Искусство - это единственное, что отличает человека от животного»

- Знаю, что вы недавно ставили «Фауста»... Но я о другом хочу сказать: не могу простить приличной, образованной московской публике, как она прокатила потрясающего «Фауста» Сокурова, который шел в паре кинотеатров Москвы: пришли пять недобитых интеллигентов, которые откровенно спали весь сеанс...

- Да, это очень печально, что на «Фауста» нет публики. И я смотрю на эти вещи глубже: если весь XX век Советская Россия, при всех трагичных аспектах большевизма, работала против мирового тренда, говорила всем «нет, человек не является животным!», то теперь, увы, - лапки кверху, «надоело бороться, будем думать как все: человек - это животное». Ну и что дальше? Распустим города, плюнем на экономику, уйдем в леса и будем есть друг друга? Была окрыленность, была романтика; я вырос в достаточно критично мыслящей семье, но даже я собирался ехать в Афганистан, чтобы отдать интернациональный долг, - мне казалось, что спасение человечества - важнейшая вещь. Сейчас никто никого спасать не собирается. Идет игра на понижение моральных устоев (причем во всем мире!), которая заканчивается только в пещере. Мне не важны идеологии и формации - капитализм за окном или коммунизм. Мне нужно, чтоб человек занимался человеком, - как было во времена Просвещения, Возрождения...

- А сейчас чем человек занимается?

- Речь только о деньгах и услугах. Бесконечные новости о коррупционных скандалах создают в детях, как ни странно, обратный, позитивный рефлекс: они вдруг понимают, что, оказывается, жить можно только так. И вот теперь представьте, что ребенок, с утра до вечера слушающий, кто сколько украл и какой остров купил, приходит смотреть нашу «Золушку», которая как из другого мира... все это обязывает нас быть предельно искренними. До донышка. Чтоб хотя бы на территории театра Сац восполнялся недостаток витамина человечности.

- А как? Через что?

- Через всю мировую культуру - от высокой классики до остросовременного искусства. Вы знаете, что это Наталья Ильинична Сац попросила Прокофьева написать «Петю и Волка»? Это была главная фишка театра при Сац - работа с современниками. Пытаемся следовать этой традиции и поныне: например, в сентябре будет премьера «Съедобных сказок» по книжке Маши Трауб на музыку Михаила Броннера (уже сыграли прогоны). Я намеренно выбрал эту книгу, потому что Маша берет обычные продукты (сахар, макароны, жвачку) и наделяет их человеческими проблемами - яростью и гневом, дружбой и любовью, одиночеством и ксенофобией... всем, с чем ребенок каждый день сталкивается в больших количествах. И ему легче все это воспринять опосредованно: потому что когда взрослые притворяются детьми - ребенок верит с трудом, а когда взрослые изображают продукты - в эту игру играть легче.

- Но я вижу и классические постановки, скажем, «Игру о душе и теле» Кавальери... легко вам рассказывать о Боге, о небе?

- Вещи, очевидные для человека XVII века, сегодня вызывают оторопь. Там ведь просто, языком плаката говорится, как надо стремиться в рай, никаких тебе земных наслаждений... но вся сегодняшняя жизнь опровергает эти постулаты! Нет никакого неба, нет рая - при этом понятно всем, что насаждаемая нынче псевдорелигиозность - это фейк. Частью - кликушество, частью - абсолютно пошлая игра, усугубляющаяся стравливанием разных конфессий или натравливанием религиозных на атеистов...

- Я не верю своим глазам, когда вижу нынешние «реформы» РПЦ...

- Ну да, еще пепел от сожженного партбилета не остыл, а уже все стали дико верующими. Вот и вопрос: как с детьми разговаривать на эти темы? Артисты совершают подвиг, обходя эти рифы, переводя утвердительную интонацию в вопросительную: «А вы готовы, отрекаясь от земного, пошлого, сиюминутного, стремиться туда, наверх?»

- Музыка великих вам в помощь...

- Конечно, внутри нее трудно солгать. Это нужно очень постараться, чтоб исполнить Чайковского, Бизе, Римского-Корсакова низко. Музыка, искусство - это единственное, что отличает человека от животного. У животного нет театра, нет религии... Взять, например, «Пиноккио» в постановке англичан, который шел у нас: это такая антитеза «Золотому ключику» (где просто борьба кукол-пролетариев с буржуином-Карабасом), английский спектакль о том, как трудно стать человеком, - надо сначала умереть и родиться заново.

- Грустно...

- Не надо бояться детских слез в театре. При мне малыш рыдал после «Петрушки» из-за того, что волшебник не наказал злого мавра. И это хорошие слезы - слезы сострадания. Которое должно быть присуще нормальным людям.

Наталья Сац и ее зрители.

«Каждый раз появляется некто, начинающий историю с себя!»

- Какие табу лично для вас существуют в условиях детского театра?

- Абсолютное табу - это грязь в любых ее формах. То, что приветствуется и поднимается на щит современным артом и - частично - театром, - «чем омерзительнее, гаже изображен человек, тем это честнее», - это не ко мне. Я не ханжа, знаю, сколько всего внутри себя мне приходится запрещать, блокировать и ломать. Но всю эту внутреннюю грязь нельзя выплескивать на ребенка. Потому что у него нет защиты. И если ты все-таки это делаешь, то либо ломаешь человечка, либо он подпадает под очарование этой грязи. Зло - оно всегда яркое, эффектное и в пестрых одеждах, в отличие от прозрачно-одноцветно-скучного добра. Зло - богатое, у него все хорошо: «Убить человека - какая проблема?» Скажешь такое ребенку - и он становится пленником этой идеи. Так что в своих спектаклях я очень слежу за... гигиеной.

- Вы ощущаете, что к вам приходят немного распальцованные дети из богатых семей и дети скромные, - это как-то влияет на общую реакцию зала?

- Нет. Наш театр, к счастью, обречен на демократичность: в нашем тысячном зале никакой снобизм не работает, это поле сразу нивелируется - все сидят вперемежку, без лож, перегородок и отдельных входов. Равенство!

- Теперь об артистах. Есть те, с кем вы хотели бы расстаться?

- Я сторонник натуральной природы театра. Театр - это сад. И если это растение не из этого сада - оно не приживется. А новая трава и листья со временем должны заменять старые. У меня лично нет задачи от кого-то избавиться. Оба спектакля, за которые театр получил «Золотые маски», были сделаны только с артистами театра Сац, не было приглашенных. И я всегда готов спорить, обсуждать. Но хочу, чтобы со мной спорили на вменяемом (или профессиональном) языке. Ведь спорить с демагогом или бездарностью бессмысленно: мы будем говорить, не слыша друг друга. Поэтому стараюсь дружить с теми, кто талантливее и умнее меня. Только так всю жизнь можно учиться и расти.

- С властью вам просто общаться?

- Знаете, есть вещи объективные. Людей, для которых имя Натальи Сац было иконой, практически не осталось во власти. Есть и такие, которые прямо в глаза говорят, что Сац для них ровно ничего не означает: «Кто этот человек?» Я не осуждаю. Изменилось время. Власти не должны забывать главное: в гигантской, многоконфессиональной и полиэтнической стране единственное, что сшивает людей, - это культура. Осознание того, что Пушкин, Чайковский, Чехов - для всех, ведь мы носители одного языка. Это надо вколачивать. Вот что должно быть национальной идеей от Владивостока до Калининграда!

- Вдогонку про «вколачивание». Вы много ставили в Перми, знаете этот город. Как вы относитесь к недавней шумихе в прессе, что после увольнения Гельмана эксперимент по ее окультуриванию громко провалился?

- Пермь - это огромный кусок моего сердца. Комментировать ничего не хочу. Меня оскорбляет только одно: почему кто-то считает, что до начала этого раскрученного шумного культурного проекта Пермь была захолустьем? Давайте отделять пиар от реальности. Мы живем с вами в мире симулякров: кто ведет блоги - тот и великий. А у меня нет времени на блоги. Но четко знаю одно: до всех культурных революций Пермский оперный театр взял четыре Госпремии, объездил весь мир... а феноменальная художественная галерея с деревянной скульптурой? А единственный сохранившийся дом Дягилева? А Дягилевский фестиваль (который в прошлом году почему-то объявили первым, хотя он восьмой)? Почему в нашей стране история всегда должна начинаться с белого листа?

- Ну, вы же видели заголовки вроде того, что «Гельмана уволили - Перми не стало».

- Ну, это характерно не только для Перми: появляется некто и объявляет, что история началась с него. И почему-то все говорят: «О да!» Я заявляю официально: история театра Сац не началась с меня.

- Спасибо хоть на этом.

- У театра - великая, прекрасная биография. И я горжусь тем, что одна страничка будет связана со мной. Это не потому, что я бездарный или чрезмерно скромный, но просто понимаю, что биография огромного творческого организма и одного человека несравнимы. Это глупо, пошло и бестактно - себя выпячивать.

«Хватит тупо повторять какие-то мантры - семья, семья...»

- Как вы ощущаете, сколь здорова сегодня в целом театральная среда?

- Вынужден сказать банальность: театр - всего лишь часть общества. Не может быть здорового органа в больном организме. То, что мы больны, - к сожалению, факт. Но ужас в том, что мы не хотим выздоравливать. И делаем вид, будто живем последний день. И нам наплевать, что будет с этой огромной прекрасной землей... Я хочу понять: в какой же момент мы сломались? Кто нас сломал? Мы сами или марсиане? Что произошло? Почему мы сдали свою страну? Мы же просто сдали ее с потрохами! Ну какой же в стране будет здоровый театр, если мы все время ищем - какое меньшинство избить? Театр построен на том, чтобы утверждать уникальность каждого существа. И мы ДОЛЖНЫ БЫТЬ не похожи друг на друга. И вдруг... огромная нация увлеченно уничтожает одно меньшинство, другое, третье... и азартно ищет: кто следующий? Ну и что за мир мы формируем?!

- Театр болен этими же болезнями?

- Конечно. Самомнением, лживостью, фальшивыми репутациями. Кто ближе к высоким кабинетам - тот великий и знаменитый, кто дальше - куда менее великий и знаменитый. Театр должен формировать идеи, быть отражением жизни... а что он сейчас должен отражать - когда все насквозь лживое и прогнившее? Но ужас в том, что это мировая проблема. Ведь доминирующая идеология сегодня - это продажность всего. Я помню, как один высокий начальник пытался предложить мне что-то поставить, я сказал наивно: «Что люди напишут? Как на это посмотрят?» - на что он, глядя пустыми глазами, ответил: «Как заплатим, так и напишут». И тут я понял, что на этом надо ставить точку, потому что без репутации и морального авторитета в искусстве делать нечего. Петр Фоменко вел свою тихую отдельную жизнь... но просто факт того, что он есть, делал другим весь театральный пейзаж. Ты понимал, что, как кто ни лги, как ни покупай репутацию, как кто ни дружи с сильными мира сего, - стоило прийти на спектакль к Фоменко и понять... что такое настоящее. Ужас в том, что этих людей все меньше. Пока есть Додин, Гинкас, Яновская, ты можешь ориентироваться на эти столбовые камни, потому что они по определению не могут ставить лживых спектаклей.

- Вот вы сказали - сдали страну...

- Солженицын, увы, оказался прав: нация надорвалась. Он очень загодя это увидел. У нации нет внутренних сил, чтобы тащить себя за волосы. Мне очень хочется верить, что маленькие усилия каждого из нас не дадут этому надрыву идти все дальше и дальше. Хотя это чрезвычайно сложно. Очень многие мои сверстники и те, кто моложе, уехали или уезжают. Но что до эмиграции, то для меня этот вопрос всегда был бессмысленным: я рано понял, что невозможно эмигрировать от себя самого. Мы - все люди Земли - оказались в эпицентре событий, в центре большого цивилизационного перелома, а потому просто не отдаем себе отчета, что сейчас происходит. Ломаются все привычные типы человеческих отношений. Мы сколько угодно можем заклинать друг друга словом «семья», но совершенно очевидно, что традиционное понятие семьи гибнет, у нее нет никакой основы - ни экономической, ни социальной. А мы тупо повторяем какие-то мантры. Нет, давайте спокойно сядем и открыто поговорим, что вообще происходит и что делать при этом цивилизационном переломе. Ведь исчезает привязанность к месту у каждой отдельной нации, как бы мы этому ни сопротивлялись. Сейчас норма для европейской молодежи - жить по 2-3 года в одной стране, потом в другой, потом в третьей. Полностью меняются модели жизни, труда, поведения... Об этом надо говорить. Но у нас в стране побеждает демагогия, что является серьезной опасностью.

материал: Ян Смирницкий

===
4. Конкурсы
Аида Гарифуллина [Казань] заняла 1-е место на международном конкурсе Operalia [26.08.2013 Верона] - http://www.tatar-inform.ru/news/2013/08/26/373207/
25.08.2013, 18:41 Кристина Мхитарян стала первой. Артистка Большого театра победила на конкурсе в Осло
Текст: Мария Бабалова - http://www.rg.ru/2013/08/25/soprano-site-anons.html
http://www.bolshoi.ru/persons/opera/2381/
26 августа 2013, 14:42 | Культура | Евгений Авраменко
«Оперная режиссура сегодня: раздели - бабахнули - бросили - убили» - http://izvestia.ru/news/556053
Народная артистка СССР Елена Образцова - о том, как певцу помогает жажда жизни и чем можно разрушить оперу
["вопрос «О чем я пою?» для каждого из нас был ясен: мы ощущали это «о чем», а сегодняшние исполнители редко ощущают. Часто на сцену выходят молодые певцы с очень хорошими данными - и полной пустотой внутри. Слушать неинтересно."]
===
5. Другие театры
Академия танца Бориса Эйфмана в Петербурге начнёт первый в своей истории учебный год 2 сентября. - http://www.oreanda.ru/ru/news/20130826/culture/article750197/
25 августа на открытии хореографических мастерских «Dance-платформа-2013» в Екатеринбургском театре оперы и балета пермский балет покажет «Вариации на тему рококо» в постановке Алексея Мирошниченко. - http://dixinews.ru/index.php?dn=news&to=art&id=15133
26 Август 2013 Новый балетный сезон начался в Краснодарском Музыкальном театре - http://www.livekuban.ru/node/525193
22 августа 2013 года, 14:37
Труппу Челябинского оперного театра возглавил дипломант «Золотой маски» - http://www.dostup1.ru/society/Truppu-Chelyabinskogo-opernogo-teatra-vozglavil-diplomant-Zolotoy-maski.html [ "в день официального открытия нового театрального сезона, 20 сентября 2013 года, на премьере оперы Дж. Верди «Трубадур» Евгений Волынский лично встанет за дирижерский пульт" ]
[ 6 марта после спектакля «Жизнь за царя» Гришанин [глав. дирижер театра и худрук] и Сергеев [глав. режиссер ] попрощались с труппой, заявив, что не будут продлять свои контракты с театром. В качестве причины были названы разногласия с директором театра Владимиром Досаевым по поводу постановки оперы «Орфей и Эвридика». - http://chelyabinsk.ru/text/newsline/630276.html ]
===
13:00, 15 июля 2013
Приморский театр оперы и балета набрал сотрудников - http://lenta.ru/news/2013/07/15/primorje
"Художественным руководителем Приморского театра оперы и балета является Антон Лубченко, дирижер и композитор, сотрудничавший, в частности, с Мариинским театром, автор опер «Невский проспект», «Доктор Живаго». Пост художественного руководителя балетной труппы занимает Айдар Ахметов. В первом сезоне театр покажет оперу «Евгений Онегин», репетиции которой уже начались, а также проведет фестиваль «Приморский ключ». В рамках него запланировано 15 концертов."
[фото]


Государственный Приморский театр оперы и балета готовится к открытию [ администратор по связям со СМИ Приморского театра оперы и балета Оксана Горбатенко - http://vostokmedia.com/n175747.html ]
Официально открытие театра запланировано на сентябрь 2013 года. Режиссером церемонии выступит немецкий оперный постановщик Ханс-Иоахим Фрай. Предполагается, что в ней примут участие не только российские исполнители, но и зарубежные.

=
22 авг:
"Джозеф Филлипс станет работать в балетной труппе
Один из самых титулованных американских танцоров получил приглашение во время конкурсного просмотра, который проходил в Москве. Худрук балетной труппы Айдар Ахметов проводил окончательный отбор для формирования состава труппы" - http://dv.kp.ru/online/news/1516484/
===
23.08.2013
Театр Александра Градского откроется в следующем году - http://www.mk.ru/culture/theatre/article/2013/08/23/904394-teatr-aleksandra-gradskogo-otkroetsya-v-sleduyuschem-godu.html
[...театр Александра Градского должен разместиться в здании бывшего кинотеатра «Буревестник» на Коровьем валу, построенного в 1957 году по проекту знаменитого архитектора академика Ивана Жолтовского. будет два зала - на 500 и 200 мест.
- По вечерам в театре будут проводить концерты, а днем - показывать арт-кино,- рассказал худрук будущего театра. - Хотелось бы, чтобы фильмы были артхаусные, интеллектуальные, и чтобы посещать сеансы можно было бесплатно. Что же касается музыкальной части, то звучать здесь будет только качественная, настоящая музыка]
"Реконструкция здания, в котором должен расположиться театр Александра Градского, тянется уже больше 21 года."
Зато
Около Московской филармонии открыли секс-шоп - http://www.vesti.ru/videos?vid=524781
25.07.2013 14:23 В нескольких метрах от Московской филармонии открылся секс-шоп. Полиция ничем не смогла помочь возмущенным музыкантам - по закону магазины, торгующие такой продукцией, не отличаются от обычных продуктовых.
===
UPD
"Коммерсантъ-Online", 29.08.2013 // 00:20 - http://www.kommersant.ru/doc/2265995
Владимир Мединский - о политике государства в области культуры
Беседовал Юрий Яроцкий
Полная версия материала, вышедшего в газете «Коммерсантъ», №155(5186) от 29.08.2013

гастроли, планы, дайджесты, балет, опера, СМИ

Previous post Next post
Up