Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Как много в последнее время звучит аргументов в пользу домашнего образования! Удивительно, сколь многие родители сегодня выбирают для своих детей именно эту форму получения образования!
Аргументируя свой выбор, говорят о том, что современная школа не может дать достойных знаний.
Что школа - это рассадник жестокости и безнравственности, этакий зверинец.
Администрации школы нужны только показатели.
Учителям все по барабану, на уроках нет никакой глубины и погружения в материал.
И в итоге, подумав, родители громко заявляют: ««Мы сами в состоянии научить ребенка всему».
Я не хочу сказать, что у домашнего образования есть недостатки именно в качестве обучения. Существуют серьезные зарубежные исследования на эту тему. В частности интересны результаты влияния гендера на успехи в обучении. Вот такой вывод был сделан в 1998 году доктором Лоуренсом Руднером из Университета Мэрилэнда, возглавлявшим исследовательскую группу ERIC, которая занималась сбором и обработкой информации об образовании: «Мальчики и девочки на домашнем обучении одинаково успешны на протяжении практически всего срока обучения, в отличие от обычной школы, где всегда наблюдались гендерные различия в успеваемости». Все мы знаем, что в обычной средней школе девочки более успешны, чем мальчики. В разнополых классах такое явление - обычное дело. Я сама в своей педагогической деятельности с этим сталкивалась. В частности кадетские классы, в которых состав стопроцентно мужской, - более успешны, чем обычные классы, где мальчики учатся рядом с девочками. Классы гимназические, где стопроцентно женский состав, также отличаются более высоким уровнем мотиваций и направленности на результат. В свое время, работая в школе, я предлагала именно гендерное обучение как эксперимент. Моя бы воля, я бы ввела гендерное обучение повсеместно, как альтернативу существующей системе. При сохранении традиционной, разумеется. У родителей должен быть выбор. В гендерном обучении есть здравый смысл! По мне, введение раздельного обучения в 1943 году было одним из лучших решений на ниве образования в СССР. Жаль, что так и не было оценено и в полном объеме реализовано…(по ссылке - подробнее о раздельном обучении в СССР
http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193232434&archive=1196815145&start_from=&ucat=&)
Но сейчас не о гендерном обучении речь. Речь о домашнем обучении. Не логично ли предположить, что одинаковые успехи мальчиков и девочек на домашнем обучении обусловлены именно тем, что именно дома реализуются принципы гендерного обучения? Если семья однодетная - родители выбирают траекторию развития, подходящую именно их мальчику. Если семья двух и более «детная» - тем более. Девочки учатся по своему графику, мальчики - по своему. Что приводит к более высокому результату.
Также среди называемых плюсов домашнего обучения, называемых зарубежными аналитиками: люди с домашним образованием в целом более успешны по жизни, более активно вовлечены в общественную жизнь и лидируют в таком пункте исследования, как «общая удовлетворенность жизнью»; люди с домашним образованием с легкостью находят работу, люди с домашним образованием прекрасно осведомлены о базовых принципах бизнеса. Также зарубежные исследователи говорят о том, что «домашнее обучение - практически единственная возможность получить среднее образование для детей, занимающихся спортом, актерской работой или занятых в индустрии моды. Гибкое расписание домашних занятий оставляет пространство и время для творчества, для длительных спортивных тренировок. Прогрессивные родители понимают это и используют возможность открыть своим детям новые горизонты в карьере и жизни».
Очень важно, что все существующие на сегодняшний день исследования - иностранные. Странно, что не написано нормальных, серьезных работ на эту тему в России! Ведь так пригодилось бы такое пособие родителям, не имеющим педагогического опыта и не владеющих аналитическим мышлением, чтобы самим собрать все плюсы и минусы!
Итак, что мы имеем на сегодня в России.
• По российской официальной статистике около 100 000 детей ежегодно находятся на домашнем обучении.
• По действующему российскому законодательству у родителей, которые хотят забрать ребенка из школы, существует 2 варианта: экстернат и семейное обучение.
• В Москве существует информационная служба по домашнему обучению, где можно получить консультации по всем вопросам домашнего обучения. Помимо информационной службы, куда обращаются родители из разных городов России, на сайте www.school4you.ru создан Дискуссионный клуб, где публикуются и обсуждаются статьи на актуальные темы по домашнему обучению, в том числе из личного опыта родителей.
• Рекомендуется учиться дома (на сегодняшний день в России) если у ребенка проблемы со здоровьем, у ребенка талант. Рекомендация «ребенок - «сова»» в России пока не слишком развита. Но во всех случаях должна быть (в идеале) отрегулированная система аттестации, включенность в деятельность именно тех классов, которым «прикреплен» ребенок - с целью избежать конфликтов и обеспечить комфортную психологически аттестацию в те периоды, когда ребенок обязан все-таки общаться со «школьными» сверстниками и учителями. На деле пока имеется формальная «прикрепленность» к школам. Эти дети для школы как бы есть, но их как бы и нет. Такая изолированность приводит к тому, что, дорастая до 11 класса, дети чувствуют себя чужими на том празднике жизни, который есть у их сверстников. Вплоть до того, что отказываются идти на выпускные вечера. Ведь это «не их праздник», «мне не с кем там общаться», «я там никому не нужен». Да, возможно, такие дети проживают не менее интересную жизнь, предоставляемую родителями. Но то, что в итоге является как бы неотъемлемой частью наших воспоминаний юности - школьные тусовки, осенние балы, турпоходы, поездки с классом, выпускные вечера, школьные любови и дружбы и многое другое - этого у детей с домашним обучением нет… Вероятно, чтобы компенсировать ребенку отсутствие этого всего, недостаточно только родительских усилий и нужны уже будут таким детям и рекомендации специалистов-психологов.
Сразу хочу сказать, что описала только свои собственные размышления, по верхушкам, не сильно углубляясь в материал. Данная тема - для серьезных диссертаций и дипломных работ в педагогических университетах. Но исследования на эту тему нужны. Жизнь ставит новые задачи для системы образования. И для решения этих задач нужны новые знания. Самое главное, образование должно быть соответствующим реалиям нового времени. Чтобы не пришлось резюмировать знаменитое «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».