«Русский Левша» в Петербурге

Jun 03, 2019 11:40

Помните тульского Левшу и подкованную им блоху? Сюжет повести Николая Лескова вырос из народной прибаутки: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». С легкой руки писателя Левша стало именем нарицательным - мастер с золотыми руками. А устойчивое выражение «подковать блоху» вспоминаем каждый раз, когда желаем отметить уникальный талант человека, его способность решить самую невыполнимую задачу. Есть в Петербурге такое место… Там и Левша - да не один, а в компании себе подобных - представлен, и подкованная блоха с другими подобными чудесами выставлены на обозрение публики…



Давайте знакомиться. Музей «Русский Левша» Союза творческих деятелей «Международная Гильдия Мастеров».
Год рождения - 2006.
Место рождения - Санкт-Петербург, Петропавловская крепость (как символично!).
Место проживания - Санкт-Петербург, улица Итальянская, 35
Род деятельности - ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЧУДЕСА)))



Главный музейный зал отдан искусству микроминиатюры. Всего в музее представлено 69 микроэкспонатов.



Большинство из них создано одним мастером. Владимир Анискин, серьезный ученый из Новосибирска, доктор физических и математических наук и… обладатель уникального хобби (!) - создание микрообъектов, увидеть которые можно исключительно с помощью микроскопов.



Подходишь к столу с микровитринами, заглядываешь в окуляр и… сердце замирает, и дух захватывает. Работы восхитительные, удивительные, оторваться невозможно. Чего здесь только нет…

Классика жанра - подкованная блоха, на подковах которой - авторское клеймо.
Миниатюрная копия самого маленького памятника Петербурга - Чижик-Пыжик размером с песчинку.
Коллекция дублеров космического филиала музея «Русский Левша», который в 2018 года 196 дней работал на МКС.
Роза, помещенная внутрь просверленного и отполированного до прозрачности волоска…

И это тот случай, когда в подтверждение своих слов доказательства привести не могу. Не берет фотообъектив миниатюрные работы. Надо смотреть лично)))

Вот так выглядят миниатюры на музейной экспозиции - единый блок с микроскопом и подсветкой. Тот ландыш, что видите Вы, всего лишь подсказка, к какой тематике принадлежит сама микроминиатюра. Если заглянуть в окуляр микроскопа, то взору предстанет срез макового зернышка, на котором расположились два ландыша, один из которых стоит в стаканчике.



Много чего поведали нам сотрудники музея об искусстве микроминиатюры. Только несколько фактов.

Создание микроминиатюрных предметов - искусство редкое. В мире мастеров, подобных Владимиру Анискину, лишь семеро. У каждого свой путь, своя техника, свои материалы и свои секреты мастерства. Изготовление каждого микроэкспоната требует огромной подготовки. Работа выполняется миниатюрными инструментами, через микроскоп, в момент задержки дыхания. Самая тонкая работа выполняется между ударами сердца, чтобы исключить дрожание инструмента.



Чуть ли не самым трудным в работе является электростатика. Деталь может вылететь из поля зрения мастера и потеряться безвозвратно в нашем большом мире. Приходится создавать ее заново. Работает Владимир в собственной квартире, где у него есть особая полка, с которой домашним запрещено вытирать пыль. Ее частицы, которые в действительности вовсе не серые, а цветные, служат одним из материалов для создания микроминиатюр.



Перейду от миниатюрных экспонатов, если не к самым большим, то брутальным точно. Работы мастера Ольги Ардовской понравились мне не меньше, чем микрообъекты.







Скульптор работает в направлении Scrap Metal Art, создает скульптуры из металлического лома и хлама. Из чего же, из чего же сделаны наши объекты?… Ведра, ножи для резки и открывания банок, трубы, ключи, грабли, сковороды, цепи…





Не смотря на то что «слепила» мастер своих героев «из того, что было», скульптуры получились очень живые, харАктерные, с выразительными и эмоциональными лицами/мордами. Умудренный жизнью, усталый старик.



Собака, преданно заглядывающая в глаза каждому посетителю, кажется, еще секунда, и она завиляет хвостом.



Молодой статный бык с раздувающимися ноздрями, готовый сорваться с места в любое мгновение.



Согласитесь, такие разные произведения. В этом и особенность музея, что в его стенах собираются работы редких умельцев, современных «левшей», способных удивить мир…

Экспозиция музея «живая». В музее проводятся временные выставки, график которых расписан до конца года. В настоящее время (до 7 июля) работает выставка горячей эмали «Арт-калейдоскоп» художника из Ярославля - Михаила Бекетова. Как все в музее - необычно, ярко, многогранно.





Летний выставочный проект в музее представит на суд зрителей картины с оптическим обманом. Арт-квест-иллюзион «В поисках сокровищ или экспедиция в хитрую реальность» (планируемое время работы - 12 июля-15 сентября 2019 года) объединит искусство и науку. Это будет интерактивная выставка, задумана она в партнерстве с АНО «Мир науки» и Музеем оптики. Доктор технических наук, профессор Сергей Константинович Стафеев раскрыл небольшие секреты стекла, в котором «живут» предметы, но боюсь, что повторить его рассказ, не смогу. Разбираться с поисками сокровищ в оптической реальности лучше лично на музейной экспозиции.





И это еще не все, чем нас удивили в музее. Напоследок на авансцену вышла член Союза художников России, доцент СПГХПА им. А. Л. Штиглица - Ольга Олеговна Лысенкова.



Нам был предложен мастер-класс «Живопись огня». Мы не были непосредственными участниками процесса превращения медной пластины в золотую рыбку, наша группа лишь наблюдала за работой мастера. Все тонкости создания горячей эмали раскрывать не буду. Просто покажу стадии процесса рождения нашей волшебной рыбки.









Мы наблюдали, сами не творили. Но… 12 июня 2019 года в 14 часов у всех желающих будет не только возможность соприкоснуться с большим мастером, но и создать изделие в соавторстве с профессиональным художником. Ольга Лысенкова в этот день вновь будет в музее с мастер-классом. В этот раз участникам будет предложено пройти весь путь самостоятельно и создать по образцу ювелирный подвес или серьги, возможна работа и по собственному эскизу. Запись по телефонам 312-88-97, 312-88-09 или личным сообщением в музейной группе.

Два с лишним часа в музее пролетели незаметно. И это не удивительно - место создано для того, чтобы поражать, вдохновлять, радовать и взрослых, и детей. А детей сюда надо обязательно вести. Что не любят наши дети? Однообразия. А его здесь как раз и нет. Микрообъекты и миниатюрные книги,



металлические скульптуры, оптические стекла, а еще картины, написанные разноцветной нефтью и с использованием тополиного пуха.



А чему дети несказанно рады, так это сказкам и волшебству. А этого добра здесь целый музей. Миниатюрные герои мультиков и сказок от Владимира Анискина, колобок и Рыцарь, калейдоскоп, в котором цветные стеклышки складываются в замысловатые узоры,





гусь и бык.



А еще здесь живет маленький мышонок, который, говорят, приносит финансовую удачу. Только его норку еще найти надо…



Летом нас тянет на природу, в парки и скверы. Но если дождь и ненастье, берите на заметку… музей «Русский Левша». Здесь светло и тепло от радушия сотрудников, нескучно и безумно интересно.

Спасибо администратору музея Валентине Бабичевой и экскурсоводам музея за гостеприимство, энтузиазм, умение показать, рассказать, увлечь каждого посетителя. Благодарю Сообщество Питерских блогеров spbblog и лично Пашу upsya за возможность познакомиться с чудесами от современных умельцев.

Музей «Русский Левша»
г. Санкт-Петербург, Итальянская ул., д. 35 (Манежная площадь)
Ближайшая станция метро - Гостиный Двор
Музей работает без обеда и выходных (за исключением 1 января и 9 мая)
Часы работы: с 11.00 до 19.00
Телефоны: 8 (812) 312 88 09; 312 88 97; 915 21 72.

СПб, spbblog, музеи, музеи Петербурга, Петербург, спбблог, Международная Гильдия Мастеров, мастер-классы, Русский Левша

Previous post Next post
Up