МЕЙЕРХОЛЬД

Jan 30, 2019 17:13


Кто такой Всеволод Эмильевич Мейерхольд я, конечно, представление имела. Про театральную компанию «Открытое Пространство» слышала, но с их постановками знакома не была. Музей Достоевского люблю. О том, что в недрах здания на Кузнечном переулке есть камерный театральный зал, знала, но видеть что-либо на его сцене не доводилось. С генпрогоном аналогичная ситуация. Была в курсе, что премьере спектакля (после продолжительного репетиционного периода) предшествуют генеральная репетиция и генеральный прогон, но удостоенной чести побывать на них не была.
Очередное театральное приглашение от 2dar для участников spbblog позволяло не просто провести вечер в театре, но совместить все выше перечисленное. Поэтому не смогла  отказать себе в удовольствии отправиться 25 января в Музей Достоевского на генпрогон спектакля «МЕЙЕРХОЛЬД» от ТК «Открытое Пространство».



Теперь давайте обо всем по порядку. Информацию о труппе «Открытое Пространство» нашла на просторах интернета. Оказалось, что создана театральная компания в 2006 году выпускниками актерско-режиссерского курса Григория Козлова (Петербургская театральная академия). Вот так представляют свой проект сами участники:
«Возникнув как коллектив единомышленников, все эти годы театр сохраняет студийный дух свободы и авантюризма… Мы убеждены, что в театральном искусстве центром притяжения остается человек, его мысли и чувства, его судьба, вписанная в контекст истории. Все наши постановки объединяет одно: искреннее желание говорить со зрителем на одном языке, будить мысль, тревожить сердце».



Театр не имеет своей площадки. Чаще всего спектакли «Открытого пространства» можно увидеть в театре «За Черной речкой» и в Музее Ф.М.Достоевского. Театральный зал музея, подобно всем камерным площадкам, небольшой по площади со зрительным залом на несколько рядов. Допускаю, что не со всех мест открывается одинаковый обзор сценического пространства. Мы сидели с kareliya_piter на последнем ряду. Видимость была хорошая за исключением финальной сцены, которая слишком близко сместилась к первому ряду.



Генпрогон спектакля, в принципе, ничем отличается от обычного представления. Я сужу об этом как обычный зритель, конечно. Единственное отличие для меня, как непосвященного в профессиональную театральную среду человека, - это зрители в зале.  Последний перед премьерой спектакль смотрят сплошь приглашенные люди - актеры, друзья и родственники, представители прессы, блогеры и т.п. Несколько раз по ходу действия в зале раздавался смех, причина которого была совсем не ясна. Как говорится, ничего не предвещало. Возможно, это были какие-то театральные тонкости, допустимые в генпрогоне, понятные только своим людям. Другого предположить не могу, поскольку иногда смешки были в совсем неуместных моментах((



Теперь о людях, которые спектакль создавали. Обо всех рассказывать не буду. При желании, о любом, кто причастен к созданию данной постановки, информацию можно найти в интернете. В частности, здесь, например. Режиссер спектакля, а также режиссер-постановщик, художник-постановщик, автор пьесы - Роман Габриа. Молодой режиссер, насколько я поняла, сейчас состоит в труппе театра «Мастерская», а также работает с другими театральными проектами.

В постановке занято три артиста. Роль Всеволода Эмильевича Мейерхольда играет ведущий артист театра "За Черной речкой" Анатолий Журавин. По-моему, стопроцентное попадание. Актер и его герой даже внешне чем-то похожи.







Зинаида Райх - любовь, жена и муза. Любимая актриса Мейерхольда, прима его театра. Ведомая маститым режиссером в профессии. Мейерхольд - ее учитель, требовательный, настойчивый, не дающий спуску в обучении - такой диктатор в театре. Нежная и покладистая в любовных отношениях, когда того требуют обстоятельства - сильная, волевая, с железным стержнем внутри. В противовес профессии в обычной жизни в паре Мейерхольд-Райх ведущей, мне так показалась, была она. Зинаиду Райх представляет актриса (к слову, еще и директор ТК «Открытое пространство») Алла Данишевская.







Актер театра "За Черной речкой" Сергей Гвоздев играет героев, выступающих в противовес Мейерхольду. У него несколько ролей. По ходу спектакля он и знаменитый нарком просвещения Луначарский, и эмигрант Михаил Чехов, и следователь НКВД, и театральный критик Юрочка… Превращения одного героя в другого происходят порой прямо на виду у зрителей.







На мой взгляд, есть еще одно полноправное действующее лицо в спектакле. Это видеоряд, который постоянно меняется и подстраивается под действие на сцене.



Мне даже показалось, что он выступает в качестве визуального помощника зрителю. Спектакль непродолжительный - час двадцать минут. Рассказать за это время требуется о многом. Меняющийся видеоряд помогает артистам раскрыть для зрителя в полной мере время и место действия, а также представляет тех людей, о ком говорят или думают.





Режиссер в своей постановке останавливается на нескольких годах из жизни Мейерхольда. 1934-1939 годы. Это пик творчества режиссера-новатора, который внес в театр много нового. Когда начинаешь разбираться, диву даешься, сколько же из того, что в нынешнем театре воспринимается естественным, внедрил именно он. Перед зрителем расцвет театра Мейерхольда, который обрывается после отрицательного отзыва одного из зрителей о спектакле «Дама с камелиями». С мнением этого зрителя в те времена не считаться было нельзя. Дальше - ликвидация театра, травля режиссера, застенки НКВД, приговор, смерть…





Не скажу, что я в полном восторге от спектакля. Долго «входила» в действие, разбиралась, что к чему. Правда, в какой-то момент поняла, что ни о чем другом, кроме происходящего на сцене, думать уже не могу. Я точно не пожалела, что пришла на спектакль. «…будить мысль, тревожить сердце» - так участники проекта «Открытое Пространство» характеризуют свои постановки. В этом я с ними согласна - заставили думать, размышлять, сопереживать… Спасибо)))



Еще раз спасибо ТК "Открытое пространство", spbblog и 2dar за приглашение. Отдельное спасибо kareliya_piterviknisovjanka, tri_stroki за теплую компанию)

премьера, spbblog, театроткрытоепространство, мейерхольд, спбблог, театр_открытоепространство, приходитемывамрады, отзыв о спектакле, МузейДостоевского, открытоепространство

Previous post Next post
Up