Традиционный просмотр глупого, но стильного сериала в новогодние каникулы познакомил меня с этой экранизацией романов Ли Бардуго, которая оказалась существенно хуже (глупее) Carnival Row. Зато здесь есть группа обаятельных персонажей, которым хочется сопереживать, и невероятно эротишный антигерой.
И обо всём этом уже написали в "Мире фантастики" гораздо лучше, чем это могла бы сделать я (ещё и в сравнении с книжками):
https://www.mirf.ru/serial/ten-i-kost-knigi-serial/Поэтому ниже - мои непричесанные впечатления сразу после просмотра.
Действие подросткового фэнтези-романа, экранизированного как Shadow & Bone, происходит в выдуманной стране Равке, представляющей собой некую сильно искаженную версию России XIX века (стиль мгновенно окрестили "царь-панком"). Сейчас вообще модно базировать фэнтези-миры на смутно-исторических параллелях, но если Гавриел Кей делает это виртуозно, то Ли Бардуго производит впечатление троечницы, кое-как нахватавшейся по верхам разрозненных названий. (Не хочется думать, что понравившийся мне Jade City Фонды Ли так же перевирает гонконгские реалии, аутентичность которых я оценить не в состоянии.) Миростроение Ли Бардуго очень фрагментарное: правителей Равки зовут «царь» и «царица» (но никто не потрудился натренировать Бена Барнса в произношении русских слов, поэтому у него вышло «мОя зАрица»), у некоторых героев совершенно фэнтезийные имена, у других русские, но и с ними не задалось: главную героиню зовут Алина Старков (да, фамилия мужского рода, почти Наташа Романофф), еще одну девушку - Петя. Как-то хотелось бы единообразия - либо уж правильно использовать русские имена повсеместно, либо полностью забить и придумывать славянски звучащие несуществующие имена.
В супер-избитый сюжет об избранном, который обладает особыми способностями, чтобы в перспективе положить конец терзающему страну злу, некоторого разнообразия добавляет сложный мир, где не просто хорошие люди против плохих машин, например, или добрые маги против Воландеморта, а несколько стран и куча политических интриг. И не факт, что Равка, которую Алина может спасти от разделившего страну надвое Разлома, кишащего монстрами, - такое уж прекрасное государство. Фантастическим допущением здесь служит существование нескольких типов магов, которых уморительно зовут grisha (это имя нарицательное). Они контролируют человеческие тела, стихии или вещества типа стекла и металла. А Алина обладает уникальной способностью приносить свет.
Главная героиня здесь сделана perky, видимо, чтобы читатель-подросток мог ассоциировать с ней себя, так дерзко бросающего вызов миру взрослых. Только по сюжету она и ее лучший друг Мэл - выросшие в приюте нищие сироты, служащие в армии, поэтому когда то Алина говорит резкости супер-крутому генералу-магу, то Мэл (рядовой солдат) врывается в шатер генерала и требует того к ответу, это выглядит невероятно нелепо. Точнее, нелепо то, что вместо шпицрутенов и гауптвахты генерал выдает Мэлу философско-исторический экскурс.
Когда сверхъестественные способности Алины проявляются, ее забирают в местный Хогвартс. Дальше по идее должна была идти training sequence, показывающая, что героиня не в своей тарелке, но получился пинбол - Алину перебрасывают от одного эпизода к другому, причем ни одна завязка сцены не приводит к какому бы то ни было осмысленному разрешению. Сначала Алину запихивают в ванну и начинают отмывать горничные - но почему-то не моют ей ни волосы, ни лицо, покрытое пылью и ссадинами после вчерашней погони. Потом ее наряжает специальная женщина-маг, умеющая менять чужую внешность - но никак ее внешность не меняет (а чтобы вручить платье-камзол, специально обученный маг явно не нужен). Дальше Алину никак не инструктируют насчет этикета и представляют царю с царицей, которым она демонстрирует свой дар. В следующей сцене новые знакомые говорят Алине: «Ты на боевую тренировку опаздываешь!» И тащат ее во двор. А что, в школе, уже несколько столетий готовящей магов, нет никакой процедуры ввода новичков в курс дела? К Алине приставляют двух вооруженных охранников, но никто не дает ей расписание занятий, серьезно? Алина, которой друг детства однажды поставил прямой хук, почему-то заявляет, что умеет драться, после чего ее, естественно, отметеливает недружелюбная девушка-маг. На этом боевая подготовка Избранной прерывается. Алина идет в библиотеку, смотрит на книжки, знакомится с духовником царя, который ей говорит, что, оказывается, у нее есть наставница по магическому делу, поэтому ей нужно срочно идти в пещеру. В пещере мадам Хуч из первого «Гарри Поттера» (все совпадения с Хогвартсом случайны) советует Алине вернуться, когда та поверит в себя, мимоходом отметив, что нечего ей зря время тратить на боевые искусства (хотя ее буквально вчера чуть не убили злые «викинги», и научиться самообороне явно не помешало бы). Опять-таки, в школе, столетиями тренирующей магов, нет никаких методик, наставлений, упражнений, которые помогли бы новенькой раскрыть свой дар. Всё сводится к мантре «поверь в себя, ты мега-крутая», которая кажется крайне вредной для юных неокрепших умов.
И все это время друзья детства Алина и Мэл жутко скучают друг по другу, будто Ромео и Джульетта - только вот Джульетте было 13 лет, а Алина с Мэлом уже успели послужить в разных армейских частях (картографической и пехотной соответственно) и должны бы знать, что разлука - не навсегда. Да и романтических отношений между ними пока нет, только крепкая дружба. И вообще, в Равке существует регулярная армия, почта и развитая бюрократия - Мэл вряд ли затеряется без следа, при желании его можно будет найти, поэтому и Алине нет смысла так уж рваться к нему - можно попробовать укрепить свое положение Избранной и Спасительницы, а потом затребовать Мэла в качестве надежного охранника, например. И Мэлу тем более нет смысла дезертировать (что он пытается сделать), чтобы доскакать до ворот Хогвартса и быть там застреленным на дальних подступах. Несколько смущает и полное отсутствие у Алины желания как-то помочь своей стране и уничтожить Разлом с монстрами, которые убивают кучу людей каждый год. Единственное, что ею движет почти весь сезон - это желание вернуться к убогой жизни военного картографа и другу детства. Она почти как героиня «Десятого королевства», скучающая по жизни бедной нью-йоркской официантки в окружении чудес, волшебства и красавца Волка.
На фоне Алины особенно живыми и заслуживающими сочувствия выглядят бандиты из портового города Кеттердам, желающие ее похитить - да и вообще бурлящая преступная жизнь этой дыры показана на заглядение. Поэтому мне сложно согласиться с уважаемым рецензентом "Мира фантастики" относительно того, что две сюжетные линии (позаимствованные из двух разных книжных циклов по этой волшебной вселенной) мешают друг другу: только линия бандитов вообще заслуживает гордого имени "сюжетной", и только бандиты вызывают сопереживание и симпатию (ну и еще одна парочка, которая, видимо, к бандитам присоединится во втором сезоне).