Возвеличение прошлого - свойство ленивого, бездейственного, лодырствующего общества

Jun 28, 2012 16:05

Почему мы не Швейцария
Эмзар Джгереная
Журнал "Табула"
28.06.2012



Многие из нас несомненно любовались красотой горных вершин, лесов, прозрачных рек и озер во время путешествия по Швейцарии. Вспоминали нашу страну и, воодушевляясь схожестью географического рельефа Швейцарии и Грузии, не раз задавались вопросом: какое сплетение обстоятельств сделало горную, не особо богатую ископаемыми, многонациональную и пеструю конфессионально, находящуюся рядом с крупными, сильными государствами с аппетитом, маленькую страну Швейцарию тем, чем она является на сегодня? Ответ на этот вопрос вы легко найдете в великолепной работе Пауля Видмера "Швейцария, как особый случай" (Paul Widmer, Die Schweiz als Sonderfall, Grundlagen-Geschichte-Gestaltung, Zürich, 2007), превосходный перевод которого уже доступен для всех грузиноязычных читателей (Paul Widmer, Die Schweiz als Sonderfall).

Я не первый, кто сравнил Грузию и Швейцарию друг с другом. Грузинскому читателю я рекомендую перечитать совершенно современное эссе "Швейцария" грузинского интеллектуала и писателя Геронтия Кикодзе. О природе Швейцарии Геронтий Кикодзе пишет: "Особое очарование приобретает прекрасная природа, когда с ней обвенчана культура: она теряет дикую девственность, но зато приобретает некий неописуемый интимный характер" (Г. Кикодзе, Избранные сочинения. Т. II, 1964 г. стр. 317). "Венчание культуры" с природой подразумевает вмешательство человека в природу, ее "приручение", "проникновение" в природу с помощью науки и технологий. Вообще это "проникновение", хотите, вторжение, а также осознанная, разумная регламентация вмешательства в природу, осознанное сокращение влияния человеческого фактора на среду обитания, являются двумя разными формами проявления цивилизованности. И все же, почему Грузия, столь похожая на Швейцарию географическими рельефами и культурно- языковым многообразием, не сумела достичь той высоты социального, экономического и политического благополучия, какая есть на сегодня в Швейцарии?

Грузинская научная литература и исторические источники называют причиной "превратностей судьбы" Грузии несколько обстоятельств. Среди них этно-национальный характер грузин, т.н. природа. Так, например, "Летопись Картли" пишет: "Привычна грузинам вероломство к господам своим; Поскольку, когда они возвеличатся, тучнеют, находятся в мире и спокойствии, начинают помышлять о зле, как повествуют старая летопись Картли, и дела, зримые сейчас" (Житие царя-царей Давида). Второе, что можно найти в трудах грузинских ученых, это наши державные соседи, захватническая политика которых мешала интенсивному развитию страны; Третье, у грузин нет родственных народов (будто в политике родственность что-нибудь да значит). Совокупностью всех этих и похожих на это факторов был создан наратив "жертвы", "мученического народа", жанр "причитаний", согласно которому все причины наших несчастий либо находятся снаружи, не зависят от нас, либо это наш характер, обусловленный нашей природой, биологией.

Патриотизм находит благодатную почву на любой основе. Если ты сильная и успешная страна, это само собой создает ощущение гордости. Однако нередко безуспешность и жалкое социальное бытие компенсируется идеей национальной избранности. Иначе говоря, когда ты не можешь устроить социальную, политическую и экономическую жизнь, тогда история и историческая гордость приобретают чрезмерное значение. "Сейчас я никто, но у меня было великое прошлое". Возвеличение прошлого, превращение истории в фетиш, свойство ленивого, бездейственного, лодырствующего общества.

Фатализм, обреченность и полная зависимость нашей судьбы от решений других является одним из главнейших черт современного грузинского национального сознания. И сегодня вы нередко услышите от выдающегося или среднестатистического грузина фразы: "если хочет Америка", "ключ в Москве", "они договорились" и т.д., что практически исключает значение собственно наших, индивидуальных усилий. Если следовать этой философии, едва ли не единственная оригинальная черта грузинской культуры, наши уже всеобще известные грязные подъезды, всецело заслуга наших соседних государств (теперь уже грузинского государства), а не показатель нашего гражданского, общественного сознания. Так создается концепция "жертвы" и "распятого на кресте народа, прикованного к Кавказу Прометея/Амирани", которая освобождает каждого из нас от социальной, и хотите, моральной ответственности. А что было делать? От нас ведь ничего не зависело? Иран и Турция, Россия и Дагестан, свидетели Иеговы и геи, и кто знает, на кого мы свалим в будущем (может быть на инопланетян) наше незавидное положение.

Между тем причины не всегда снаружи. Они есть в нас, и в нашей культуре, в четко выявленной черте нашей культуры: спонтанности и созерцательности, в мечтательности и желаниях. Швейцария и Европа, благоденствие европейского общества, к которому так стремится весь мир, является результатом не только контемпляции- созерцания, но и результатом противостояния созерцанию и мечтательности, активной гражданственности и рационального мышления, целенаправленного, ориентированного на подсчитываемые результаты поведения, которое в жизни западного человека имеет форму "повестки дня".

Это мое мнение не является результатом просто примитивного наблюдения за другими и за самим собой. Я уже несколько лет читаю в университете Илии курс "Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Текст и комментарий". Вернее, я и мои студенты вместе читаем текст и затем проводим дискуссию. Практика чтения "больших книг", осуществление исследовательских проектов вместе со студентами является наилучшим средством избежать ту "тупость", которая порой сопутствует академической, кабинетной деятельности. Не стану навевать скуку, передавая детали концепции Вебера. Подчеркну всего лишь один аспект его концепции. Европейской цивилизации, по мнению Вебера, придал " универсальное значение и пригодность" рационализм. На бытовом языке под "рационализмом" следует подразумевать использование таких способов объяснения событий, как обоснование- аргументация и подтверждение теории экспериментом. В практической жизни рационализм подразумевает планировку собственного действия, целенаправленное действие, повестку дня, такую трату и распределение времени, которое приносит пользу.

Собственно мое внимание и внимание моих студентов привлекла как раз таки "повестка дня" и веберовская концепция планировки собственной жизни. Мы решили провести небольшое исследование и спросить студентов, как они видят свое будущее через пять, десять лет. Разумеется, это исследование не могло быть репрезентабельным, однако полученный результат оказался для нас любопытным. Подавляющее большинство опрошенных нами студентов мечтали об экономическом благосостоянии, но очень мало из них имели какой-либо план для достижения собственной цели. Отсутствие "бизнес-плана" является одним из свойств человека нашей культуры. В нашей культуре люди ничего не планируют, повелеваясь течению времени, спонтанно отвечают на внешние раздражители. Поэтому на вопрос: "Как дела, что делаешь, чем занимаешься?" Обычно отвечаем: "Да так, живу". И действительно, живем, но никогда не имеем более или менее рационально осмысленного плана будущего. Это отличает нашу культуру от западной европейской культуры. "Естественное состояние" человека нашей культуры, это "праздник". Мы его ждем, он сам должен наступить без нашего активного действия, и без разработки конкретного плана.

Смотришь на празднично одетых студенток на высоких каблуках и парней без рюкзаков, с руками в карманах, и вспоминается картина известного художника под названием " Когда ты выйдешь замуж?".

Эмзар Джгеренаиа, мнение, Лейла Нароушвили, этнопсихология, Грузия

Previous post Next post
Up