Ну что? Мы просто обязаны признать, что Русская Православная Церковь от души поработала, чтобы развалить Россиийскую Империю. А главное - как давно начала работать....
Там, где нет любви, где проповедуется братоненавистничество, там нет и правды; там может царить лишь ложь и насилие.
Судьбы Грузинской Церкви
(по вопросу о Грузинской церковной автокефалии).
Издание Редакции газеты «Русский стяг»
Москва
Типография «Русская Печатня», Арбат, д. Толстого,
1907 г.
Предисловие -
http://iremamari.livejournal.com/9343.htmlНачало -
http://iremamari.livejournal.com/9979.htmlЧасть II -
http://iremamari.livejournal.com/10052.htmlЧасть III -
http://iremamari.livejournal.com/10488.htmlЧасть IV -
http://iremamari.livejournal.com/10750.htmlЧасть V -
http://iremamari.livejournal.com/11159.htmlЧасть VI -
http://iremamari.livejournal.com/11921.htmlЧасть VII -
http://iremamari.livejournal.com/12466.html По словам
о. И. Восторгова грузины добиваются церковной автокефалии потому, что это было бы «первым шагом к политической самостоятельности Грузии». О. В-в указывает «на недавно изданную брошюру русской революции». «Здесь неопровержимо доказаны сношения японскаго военного агента в Столгольме Акаши с грузинским сепаратистом Деканози. С помощью Акаши, Деканози удалось провезти на Кавказ целый транспорт оружия и выгрузить его»...
Что грузинские, армянские, русские и другие революционеры выгружают оружие и выделывают бомбы, это и без о. В-ва всем ведомо и подлежит ведению правительства, но чтобы революционеры, убивающие людей, охраняли права Грузинской Церкви и священные каноны и имели в виду поставить на высоту православную Церковь, об этом могут думать лишь враги Грузинской Церкви и недальновидные простецы предсоборной коммиссии.
Что же отцы духовно-сословные занимайтесь политикой, идите в кадетский лагерь, разрушайте Церковь, возстановляйте против России народы, совершая против них насилие и клевеща в «Русском Собрании» на православных грузин. Вы уже потеряли 200 тысяч православных, ставших под туфлю римскаго папы и иезуитов, потеряли более миллиона народа, отрекшагося от всякой веры, потеряете и Грузию. Там, где нет любви, где проповедуется братоненавистничество, там нет и правды; там может царить лишь ложь и насилие. Но не забывайте однако, что Грузия, - удел Богоматери, что у этой Крестоносной и многострадальной Церкви есть Великая Заступница Мира Христианскаго, есть великий сонм свв. мучеников, исповедников, перед престолом Божиим и какие бы козни вы относительно разграбленной русскими экзархами и духовным ведомством Церкви не замышляли, вам ее не сокрушить. Ведь в расколе с православною Церковию очутитесь вы в Грузии, но не грузины, отстаивающие автокефалию своей Церкви, признанной всеми восточными Церквами!
Насколько в предсоборной коммиссии производилось давление на грузинских епископов, видно из того, что проф. Марр и Цагарелли, а равно и оба грузинские епископы, не раз угрожали оставить заседания и на двух последних все отсутствовали.
«Не может быть речи о нашем участии, говорил проф. Марр, когда здесь приходится защищать такия общеизвестныя вещи, что Грузинский экзархат есть продолжение Грузинской церкви, или что экзарх должен знать грузинский язык. Можно ли серьезно что-нибудь отстаивать здесь, когда отвергаются даже такие факты, что в Грузии, Имеретии, Гурии и т. и. православное население только грузины? Наконец удобно ли преосв. Леониду защищать вопрос о Грузинской церковной автономии, когда его заподозревают в политическом сепаратизме? Можно опровергать положение противника, но нельзя говорить, что противник такой-то, с человеческими недостатками. Церковь грузинская, отстоявшая в полной чистоте православие среди самых ужасных политических испытаний, должна быть близка сердцу каждого православного, а здесь сомневаются, нужно ли изучать грузинский язык и не поведет ли это к сепаратизму»?
«Нужно обсуждать вопрос о Грузинской церкви, заметил о. Буткевичу проф. Цагарели, не с точки зрения политики, а с точки зрения церковной. От того и происходят все ваши ошибки». Проф. Марр сильно протестовал против употребляемаго в книге о. Буткевича, по отношению к защитникам автокефалии Грузинской Церкви, названия «сепаратисты». Дело идет не о сепаратистах, «а о Грузинской православной Церкви, доведенной до состояния полного разложения»... Ложно говорят, что «вопрос об автокефалии возник на почве политической борьбы за национальную самостоятельность. Нет. Он вызван самою церковною жизнью. Желание возродить родную Церковь, поднять ее из состояния упадка, родило в наиболее серьезных умах идею о возвращении ей утраченной ею автокефалии», благодаря насилиям и беззакониям русских экзархов. «Не будем отрицать грустных фактов», что «русская держава своим гнетом над православным грузинским народам не оправдала светлых ожиданий и теперь уже служит тормозом для него»... «Безпристрастие заставляет согласиться, заявляет один из противников автокефалии, что они были случайными явлениями, объяснялись временем личностями и проч.». Оказывается, что все злоупотребления, которые над Грузинскою Церковию творили русские экзархи были случайностями! Странная защита!
«Если дать автокефалию, будут обижены русские заявляет бывший при экзархе Алексие, о. администратор экзархата, «ведь теперь русских очень много в Закавказьи»...
Но ведь грузины не претендуют на не грузинския губернии, а в Тифлисской их всего, если не считать сектантов около 11%, на 85% православных грузин и осетин. Если русские желают иметь своих епископов, то им грузины не препятствуют. «Поти, Батум, Сухум, Ахальцых, - ведь это все завоевано и присоединено к России русским оружием. В этих пределах живут не грузинския православныя племена», (?!) заявляет бывший отец - администратор. «Почему они войдут в автокефальную Грузинскую Церковь»? «Грузия просветила их христианством и имеет право на управление ими», ответил грубому попу преосв. Кирион! Все перечисленные города стоят на грузинской земле и населены грузинами, вот, что следовало прибавить. Россия на эти города имеет неотъемлемое право, но не Русская Церковь, которая должна руководствоваться свящ. канонами. «Разве греческие приходы, которых в Карской области 70, в Тифлисской губ. 15, грузинами обращены в христианство», обращается о. В - в к преосв. Кириону.
«Раз они живут в землях Церкви Грузинской, то к ней и должны принадлежать», ответил преосв. Кирион.
«Но разве земля Грузинской Церкви составляет государство в государстве. Ведь тогда мы ведь Бог знает куда зайдем», высказал ярый противник автокефалии. «Греки и прежде жили в пределах грузинскаго католикосата», отвечал епископ, «для них учреждена была Ахтальская епархия». И здесь крутопапас потерпел посрамление. Но конечно он не остановился, заявив, что «до 1904 года в Грузии слова не было слышно об автокефалии», хотя о ней грузины говорили еще в 1881 г. (см. газ. Восток) и много ранее. Свидетельства преосв. Стефана двух о.о. крутопапасов свидетельства ненадежные! Грузины могут перечислить тысячи фактов насильственной русификации грузин, осетин и абхазцев, но сами грузины в этом не повинны. Где им, русскою иерархиею угнетенным и порабощенным, насиловать кого либо и огрузинивать. Неправду говорит о. политик - обруситель. Пусть вспомнит он как русский епископ Агафодор в 1892 г. окрестил чуть не десять тысяч абхазцев, языка которых он не ведал, а крещаемые им не знали русского. Ведь это был грубый обман, кончившийся тем, что преосвященный получил трех миллионную паству и чуть не 25,000 рубл. ежегоднаго дохода, а абхазцы, позабыв данные им при крещении имена, остались в вере магометовой. 20 лет правили Сухумскую епархией русские епископы и отличились тем, что разрушили дело православие, которое 35 лет возстановляли грузинские епископы и грузинские миссионеры, знавшие абхазский язык. Что православных русских в Тифлисе 50 тыс., по переписи населения не видно. Если исключить сектантантов и войско, то всех русских в Тифлисе на 54 тыс. грузин, не будет и 20 тыс. душ. И статистическия данныя что в Грузии 82 тыс. осетин были подвергнуты сомнению. По переписи 1897 г. их оказалось в ней 67 тыс. Все ложь, ложь и ложь!*
О. И. Восторгов между прочим заявил, что «в 1878 году из Трапезонтской епархии все греки переселились в Россию», а на самом деле их переселилось всего 30 тыс.; Трапезонтская же епархия не только существует, но в 1902 г. разделена на две Трапезонтскую и Радопольскую. Сообщается и о принятии 18 селений армян в православие, а в тоже время замалчивается об их обратном, в большинстве, отпадении. Достается от крутопапаса и Греческой Церкви, о которой повествуются разныя небылицы. В Александрийской Церкви, говорит рясофорный отец, в 1848 г. было 70 тыс. православных, 3 митрополита, 9 архиепископов, а в 1855 г. только 14 тыс. православных и 2 титулярных митрополита». Так пишется история! На деле же в Александрийской Церкви был в 1848 г. один митрополит и 14 тыс. семейств, а не душ; а в 1855 г. 6 митрополий. Ныне православных до 175 тыс.
«Активное выражение власти экзархов главным образом проявилось, говорит еписк. Леонид, «в гонении всего грузинскаго». Разве это не правда? За что закрыли на год в 1894 г. Тифлисскую семинарию, исключив из оной 87 воспитанников, без права быть определенными в какое либо учебное заведение? При этом все исключенные, по просьбе экзарха, были администрацией высланы из Тифлиса.
В 1905 году закрыта навсегда Имеретино-Мингрельская семинария, в Кутаисе; воспитанники семинарии были не раз оскорбляемы ректором семинарии, архимандр. Сильвестром, который заполонил семинарию изгнанными из разных семинарий русскими воспитанниками; последние привили учение социалистов к грузинским семинаристам. Помяли митру ректора. Брошено было с престола св. Евангелие; до 300 семинаристов было исключено. В русских семинариях семинаристы куда более кощунствовали, но ни одна семинария не была навсегда закрыта и вне они здравствуют, прививая своим ученикам социализм, неверие и атеизм. Преподаватели семинарий, из русских, как напр. «Недельский», называли грузинское духовенство «подлым». Таких примеров братоненавистничества и нетерпимости, по словам еписк. Леонида, было не мало. Грузинскую национальность оскорбляли и русские экзархи, и ректора, и инспектора семинарий, и прочий русский учительский персонал. Если в предсоборной коммиссии мало кто об этом слышал, то это знают все живущие и жившие в Закавказье друзья Грузинскаго народа.
При экзархе Алексие грузинские епископы, как видно из заявлений владыки Имеретии, не могли распоряжаться в своей собственной семинарии, так что ректор игнорировал своего архиерея, котораго экзарх Алексий «не велел пускать в семинарию», а наблюдатель церковно-приходских школ экзархата являлся как бы начальником над грузинскими архиереями. В Баку прот. Юзвицкий не допустил преосв. Кириона войти в собор и перед ним запер двери. Конечно его за это наградили. Правду говорит преосв. Леонид, что «русское церковное управление способно только отталкивать и возбуждать ужас к России в единоверных народах». Не даром от нынешней России отшатнулись греки, румыны, сербы. О своих обязанностях к народам православнаго Востока Россия забыла. От того на нее и налегли все несчастия и невзгоды. За правду Бог не наказывает.
Отвечая на обвинение преосв. Имеретинскаго в угнетении грузинской Церкви русскими экзархами, преосв. Могилевский Стефан, отличившийся в Кутаисе во время ректорства в имеретинской семинарии (ложный донос жандармскому управлению на маститаго и заслуженнаго прот. Гамбашидзе**, взял под свою защиту и охрану русских экзархов, заявив, что «только русский безпристрастно может разобраться при столкновениях интересов столь многих народностей, безпристрастно распределить сферу их влияния; а также нужно помнить и те громадныя суммы, которыя Русская Церковь ежегодно отпускает из своих средств (?!) (до 800 тыс. рубл. в год) на воспособление православной Церкви в Закавказье». Лжеглаголание не будет во спасение кир Стефану. Владыка должен был бы знать, что греки, осетины, абхазцы жили и при Грузинских католикосах, благословляли их имя и совершали богослужение на своем родном языке, что грузинские католикосы и епископы всегда и во все времена вполне безпристрастно относились в своей земле ко всем племенам и народностям, не отнимали от греков церквей и монастырей и русским афонским и другим выходцам их не отдавали.
Не преосв. Стефану говорить о безпристрастии русских. Пусть владыка вспомнит, как относился он к грузинскому учительскому персоналу, когда ректорствовал в семинариях Кутаисской и Тифлисской?
«Русская казна, говорит о. В-в, платит Грузинской Церкви ежегодно 125,000 рубл., взамен отобранных имений», стоивших, заметим мы, 140 миллионов рубл. И как не стыдно грузинофобствующим кириям укорять Грузинскую Церковь и обвинять ее в неблагодарности! Почему ограбили Грузинскую Церковь русские экзархи: Исидор и Евсевий и почему правительство, возвратившее имение армяно-григорианской Церкви, не возвращает Грузинской? Этот вопрос остается без ответа. То, что грузинская Церковь ныне получает из русскаго государственнаго казначейства, не составляет 1% с доходов с ея церковных имуществ.
«Экзархийское управление, говорит преосв. Леонид, подорвало в народе доверие к русским экзархам и вообще к русскому духовенству и отшатнуло население от самого православия, породило в грузинах мысль об отделении от православия, даже о переходе в католическую унию»...
Грузинские епископы «под давлением Синодальной Конторы», в которой большинство членов были русские, «были просто мучениками». Преосв. Кирион жаловался, что в газетах ругают представителей грузинской Церкви. На это резко заметил Могилевский кир - Стефан, что ругают де «частныя лица», которых «вы можете преследовать судом». Но на это владыка Кирион с достоинством ответил: «далеко не частныя лица»... Владыку поносил и ругал в газетах один из членов Предсоборной Коммиссии, члены которой благословляли хулителя. «Когда грузинская иерархия станет огрузинивать негрузинския племена», говорит грузинофобствующий папас, «поднимется общее возмущение». Но до сих пор грузинская иерархия этого не делала, а блюла и сохраняла различныя народности, как греков, осетинцев и абхазцев, а других православных (если исключить русских) в Грузии нет.
«Жалобы на русских экзархов за целое столетие бледнеют пред теми воплями, которые несутся из Сухума» на преосв. Кириона, заявляет его злейший противник и при этом ссылается на факты, чуть ли не им самим опубликованные в газетах. «Грузины (?!) стали назначаться в Сухумский собор; среди населения собираются подписи под ходатайством о введении в этом соборе грузинскаго богослужения». Да что же здесь преступнаго? Ведь в Сухуме то грузин много более, нежели русских, у которых есть свои там церкви, а у грузин нет. Или может быть статистическия сведения и перепись населения врут? От грузинскаго епископа требуется знание русскаго языка, а от русскаго нет!
О. Восторгов в своей докладной записке о Грузинской автокефалии ссылается на Н. Н. Дурново, который «был гораздо последовательнее грузин - епископов, когда настаивал на возстановлении двух католикосатов». Сколько известно Н. Н. Д-во не настаивал, а не был против двух католикосатов. В делах церковных он политикой не занимается, и если Русскую Державу страшит 1,500,000-ая автокефальная Церковь родственнаго России по духу народа, пусть будут две: Иверская, в пределах Тифлисской губернии, с 2 полусамостоятельными епархиями Самтаврско-Горийскою и Алавердско-Бодбийскою и с двумя викариатствами: русским и греческим, с блаженнейшим архиепископом Мцхетским н Иверским во главе и Имеретинско-Мингрельская, в пределах Кутаисской и Батумской губерний и Сухумскаго округа, с двумя епископами: Чкондидским и Гурийско-Джуматским. Русское православное население в них, едва доходящее до 10 тыс., могло бы остаться в подчинении грузинскаго епископа, знающаго, русский язык; но при этом оно должно быть выделено в особое благочиние. И в материальном отношении такое разделение было бы выгодно, ибо потребовалось бы всего 2 духовных управления, а епископы сохранили бы при себе канцелярии, пользуясь правом поставлять в своих епископиях иереев и проч.
Вернуть или признать Грузинскую Церковь автокефальною требуют священные каноны, которые Русская Церковь игнорировать и нарушать не вправе. Войти же русскому верховному священноначалию в более близкое общение с Грузинскою Церковью и объединить обе Церкви так, чтобы между ними царила вечная любовь, мир, дружба и единение, необходимо.
Но об этом должна позаботиться не Грузинская Церковь, нами опекаемая и разрушаемая, не находящая нигде и ни в ком защиты, а Церковь Русская, виновная в бедах и невзгодах своей старшей сестры Крестоносной Грузинской Церкви.
Вопрос об автокефалии Грузинской Церкви рассмотренный в Предсоборной Коммисии, убедил всех беспристрастных членов ея в каноническом нарушении Правительственным Синодом прав Иверской Церкви. Доводы противников автокефалии не только не выдержали критики, но самыя их изследования оказались основанными на ложных свидетельствах, частию самими ими измышленных. Никто из членов Предсоборной коммисии не мог сообщить «акта добровольнаго присоединения Грузинской церкви к Русской», а напротив был доказан «факт насильственнаго, неканоническаго захвата Грузинской Церкви под власть Правительствующаго Синода», согласно распоряжениям генер. Тормасова и других военных и гражданских чинов. Правительственный Синод, как видно из докладной записки еписк. Кириона «не желал мириться с возможностью существования в Грузии своего независимаго католикоса, вопреки ясно выраженному приказанию Императора Павла I, в рескрипте «не трогать привилегий Грузинской Церкви», стал настойчиво добиваться иерархическаго подчинения Грузинской Церкви себе»... «По мысли ген. Тормасова. вопреки 30 прав. св. Апостолов и 22 прав. Антиох. соб.» назначен был, при жизни патриарха Иверскаго, царевича Антония II, экзархом и митрополитом Мцхетским Варлаам 30 июня 1811 года.
«Только большая и старейшая церковная власть может отменить постановления меньшей церковной власти. Нарушены церковные каноны и заветы, совершена неслыханная несправедливость, не имеющая в истории ничего аналогичнаго».
* В Тифлисе было выборщиков в Госуд. Думу в 1907 г. грузин 33, армян 39, русских и евреев 7.
** После этого доноса архим. Стефан был отозван и сделан епископом. За донос - награда!
(продолжение следует)