О социальной и национальной политике Российского правительства по отношению к татарам. Продолжение

May 12, 2020 12:04

Начало: https://irek-tattarich.livejournal.com/108521.html

Для стабилизации политической ситуации в завоеванном крае требовалось также идеологическое средство воздействия на коренные народы. Им служила русификаторская политика на основе христианизации. Вот что по этому поводу писал церковный историк А. Можаровский: «Для одержания окон­чательной победы над Казанью надлежало русским победить иноверцев, инородцев Казанского края, еще нравственно - мечом духовным ... победить верою, христианским православи­ем; тогда только казанские бусурманы могли быть по духу побежденными и сделаться верными подданными русского христианского государства»(51).
Иван Грозный, прекрасно понимавший задачи правительст­ва в завоеванном крае, кратко сформулировал суть этой поли­тики в своей речи, произнесенной при торжественной встрече в Москве после успешного похода на Казань. Обращаясь к митрополиту, он сказал: «...И новопросвещенный град Казан­ский по воле его святой данной нам, сохранил во имя святое и утвердил бы в нем благоверие истинной закон христианской и неверных бы обратил к истинному христианскому закону»(52). Эта реальная политическая цель должна была осуществиться царизмом и церковью под предлогом стремления вывести «инородцев» из «тьмы и невежества, осветив их православной верой».
Приступая к христианизации народов завоеванного края, правительство не рассчитывало на быстрый успех. Оно пони­мало, что его осуществление - дело чрезвычайно трудное, ко­торое требует определенной гибкости, разработки системы и методов христианизации относительно разных районов и на­родов. Оно, наконец, должно было учитывать и то обстоятель­ство, что эта проблема связана с рядом внешнеполитических задач и противоречий в этом районе.
Для реализации этих планов на практике в 1555 г. в Ка­зани была учреждена особая епархия во главе с первым ар­хиепископом Казанским и Свияжским Гурием, который был наделен царем большими правами и привилегиями. «Этот ду­ховный поход Гурия в Казань, - писал С. М. Соловьев, - со­ответствовал отправлению греческого духовенства из Визан­тии и Корсуня для просвещения Руси христианством при Вла­димире; он был завершением покорения Казани, великого под­вига, совершенного для торжества христианства над мусуль­манством: понятно, что он совершился с большим торжест­вом»(53).
Кроме того, для насаждения христианства в Казанском крае правительство приступило к организации монастырей. Уже в 1552 г. был открыт Зилантовский, в 1556 г. - Казан­ский Спасо-Преображенский, а также другие монастыри.
Источники позволяют утверждать, что первоначально по­литика христианизации коснулась в основном татарского на­селения Предкамья. Во всяком случае, в наказе царя Ивана IV архиепископу Гурию от 1555 г. речь ведется только о татар­ском населении бывшего ханства. Видимо, учитывая полити­ческую обстановку в завоеванном крае, в этом документе царь отдает предпочтение не административным мерам в крещении татар, а тонкой и гибкой политике, использующей все воз­можности, не исключая и обмана. В наказе говорится: «А ко­торые татаровя похотят креститись своею волею, а не от не­воли, и ему тех велети крестити, и лутчих держати у себя в епископье и поучати всему крестьянскому закону, и покоити их как мочно, а иных раздавати по монастырем»(54). За креще­ние предусматривались такие формы вознаграждения, как бес­платное угощение изысканными яствами и алкоголем от ар­хиепископского стола, освобождение опальных от наказания. Причем о последних говорится, что, если «нельзя его будет держать в Казани, чая от него впред измены, ино его крестив, отослати к государю и великому князю»(55).
Характерно то, что правительство в этом деле делает упор прежде всего на феодалов бывшего ханства. Переводя их в христианство, правительство надеялось разрешить одновремен­но две задачи: 1) окончательно ослабить и нейтрализовать та­тарских феодалов, часть которых была оппозиционно настро­ена к правительству; 2) через их крестившуюся часть распро­странить христианское учение и на остальную часть коренно­го населения. Однако это не означает, что политика христиа­низации не коснулась остального населения Предкамья. Пис­цовая книга 1602-1603 гг., например, наряду со служилыми новокрещеными упоминает и ясачных, крепостных новокреще­ных(56).
В целом крещение коренного населения Предкамья прово­дилось методом кнута и пряника, т.е. если в одних случаях население заманивали на крещение предоставлением льгот со­циально-экономического характера, то в других случаях при­менялся грубый административный нажим. В течение рассма­триваемого нами периода эта политика то усиливалась, то ос­лабевала в зависимости от внутреннего и международного по­ложения государства. Однако уже к 1593 г. митрополит Гермоген не мог не признать, что попытка «добровольного» про­ведения христианизации не удалась. Она во многом носила формальный характер. Митрополит жаловался царю, что «жи­вут новокрещены с Татары и с Чувашею и с Черемисою и с Вотяки вместе... и к церквам Божиим не приходят... кладутся по старым своим Татарским кладбищам... да и многие... сви­репые Татарские обычаи новокрещены держат безстыдно, а крестьянской веры не держатся и не навыкают»(57). Более того, даже русские «крестьянские веры отпали и превратились у та­тар в татарскую веру»(58). В ответной грамоте на эту жалобу митрополита царь велит всех новокрещеных переселить в осо­бую слободу, а тех, которые «поученья митрополита и отцов духовных слушати не учнут... смиряти, в тюрьму сажати, и бити, и в железа и в цепи сажати, а на иных заповеди имати», а иных привезти к митрополиту «чинить суд по правилам Святых Апостол»(59).
Татарам запрещалось строить мечети. Зависимых от татар­ских феодалов русских крестьян предлагалось у первых ото­брать и распределить по дворцовым русским селам, а также среди феодалов новокрещеных. Эта грамота означала отказ правительства от политики «добровольной» христианизации и переход в этом деле к методам грубого административного на­жима.
По царскому указу не позднее 16 июля 1622 г. новокре­щеным татарам-землевладельцам запрещалось селить в своих дворах православных пашенных холопов и владеть ими(60). По другому указу от 1627/28 г. им запрещалось уже и владеть православными людьми, живущими в господских дворах, «чтоб в том христианским душам осквернения не было»(61).
Политика христианизации, проводимая в отношении ко­ренных народов Предкамья, получила законное утверждение в Соборном уложении 1649 г., которое предусматривает предос­тавление льгот для желающих креститься и в то же время узаконивает систему притеснений и репрессий в отношении тех, кто отказался переходить в православие(62). По этому уло­жению обращение кем-либо православного русского человека в мусульманство жестоко каралось. «А будет кого бусурман (мусульманин. - Р.Г.) каким-нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере прину­дит и по своей бусурманской вере обрежет, - говорится здесь, - и того бусурманина по сыску казнить, зжесь огнем безо всякого милосердия»(63). В дальнейшем в политике христи­анизации народов Среднего Поволжья такого рода указы ста­ли обычными(64).
Главным итогом политики христианизации коренных наро­дов Предкамья было образование в составе как служилых татар, так и среди ясачных, крепостных людей прослойки «но­вокрещен».
Писцовая книга Ивана Болтина к началу XVII в. упоми­нает в Предкамье около 200 служилых «новокрещен» при при­мерно 300 чел. служилых татар(65). Это говорит о том, что к на­чалу XVII в. доля служилых новокрещеных, хотя и «не навы­кающих христианству», в татарском служилом сословии здесь была достаточно большой. Доля же «новокрещен» среди ясач­ного населения Предкамья к тому времени была незначитель­на.
Таким образом, можно заключить, что этносоциальные процессы в Предкамье во второй половине XVI - начале XVIII вв. в значительной степени были обусловлены полити­кой правительства в завоеванном крае. В итоге уже во вто­рой половине XVI столетия сформировались почти все соци­альные слои населения Предкамья изучаемого периода, а так­же появились новые предпосылки для сложных этнических, этнодемогафических процессов в регионе.

Примечания

1 Источники  по  истории Татарстана: XVI-VIII вв. - Казань: ИЯЛИ. 1993. -С. 15.
2 Казанская история - М.-Л: Изд-во АН СССР, 1954 - С. 53.
3 История Татарии в документах и материалах. - М., 1937. - С. 101-102.
4 Там же - С. 101-102.
5 Эммаусский А. В. Очерки истории Вятской земли в XVI-начале XVII вв. - Киров, 1951. - С. 34.
6 Фирсов Н. А. Положение инородцев Северо-Восточной России в Мос­ковском государстве. - Казань, 1861; Перетяткович Г. И. Поволжье в XV- XVI вв.: Очерки из истории края и его колонизации. - М., 1877; Он же. По­волжье в XVII и начале XVIII в.: Очерки из истории колонизации края. - Одесса, 1882; Фирсов Н. Н. Колонизация Волжско-Камского края и связан­ная с ней политика: Общий обзор. - Казань, 1930; Димитриев В. Д. Чува­шия в эпоху феодализма: XVI-начало XIX в. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1986; Алишев С. X. Исторические  судьбы народов Среднего Повол­жья: XVI - начало XIX вв. - М.: Наука, 1990 и др.
7  Сочинения И. Пересветова. - М-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 183.
8  Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). - Т. 13. - С. 219.
9  Курбский А. История Иоанна Грозного. - СПб., 1913. - С. 33-34.
10 ПСРЛ - Т. 13. - С. 523.
11 Соловьев С. М. Сочинения. - М.: Мысль, 1989. Кн. 3. - Т. 5-6. - С. 481.
12 Там же. - С. 464.
13 Там же. - С. 465.
14 Исхаков Д. М. Расселение и численность татар Среднем Поволжье
и Приуралье в XVIII-XIX вв.: Этностатистическое исследование/Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М., 1980. - С. 10.
15 Ермолаев И. П. Среднее Поволжье во второй половине XVI-XVII вв. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. - С. 11.
16 Там же. - С. 143.
17 Щербатов М. М. История Российская от древнейших времен - СПб 1786 - Т. 5. - Ч. I - С. 423-424.
18 Ермолаев И.П. Территориально-административная сфера деятельности Приказа Казанского дворца: К постановке вопроса// Классы и сословия в России в период абсолютизма. - Куйбышев: Куйбышев, гос. ун-т. 1989. - С. 10.
19 В черте Казани и в посаде в 1565-1568 гг. проживало всего лишь 172 чел. (43 двора х 4 чел.) татар, «чувашей», «бусурман» и новокрещенов. См.: Материалы по истории Татарской АССР: Писцовые книги города Казани 1565-1568 гг. и  1646 г. - Л.: Изд-во АН СССР. 1932 - Вып. 2 - С. 183.
20 Материалы по истории Татарской АССР... - С. 48.
21 По переписи  1565-1568 гг. русские  в Казани населяли   1765 дворов (1765 х 4 = 7060 чел.). Учитывая, что в перепись не вошли монастырское население  города,  люди,  живущие  на  архиепископском  дворе  и  нетяглое население, русских в Казани могло насчитываться до 10 тыс. человек.
22 Российский государственный архив древних актов (Далее: РГАДА). - Ф. 1209 - Кн. 643 - Л. 184 об., 190, 204 об., 207, 299, 299 об., 231 об.. 234, 431, 433 об. и др.
23 РГАДА. - Ф. 1209. - Кн. 643 - Л. 196, 212 об., 232 об., 233, 468 и др.
24 Список с писцовых книг по городу Казани с уездом. - Казань, 1877 - С. 62-65, 74, 76-77, 81.
25 Димитриев В. Д. «Царские» наказы казанским воеводам XVII века//Ис­тория и культура Чувашской АССР. - Чебоксары, 1974. - Вып 3 - С. 292-294.
26 ПСРЛ. - Т. 13. - С. 247.
27 Там же. - С. 282.
28  История Татарии в документах... - С. 123.
29 ПСРЛ. - Т. 3. - С. 157.
30 Писцовая книга Казанского уезда  1602-1603 годов: Публикация тек­ста. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1978. - С. 39, 56, 79, 166 и др.
31 Там же. - С. 117.
32 Там же.
33 Там же. - С. 39.
34 Ермолаев И. П. Писцовая книга Ивана Болтина как источник//Писцо­вая книга Казанского уезда 1602-1603 годов... - С. 16.
35 Четверть - мера земельной площади. Равнялась 0.5 десятины, или 0,54627 га земли.
36 Калинин Н. Ф. Казань: Исторический очерк. - Казань, 1955. - С. 54.
37  Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов... - С. 176, 53, 138. 46, 71, 72 и др.
38  РГАДА. - Ф. 1209. - Кн. 643. - Л. 436 об., 440 об., 441 об., 494, 494 об.
39 Димитриев В. Д. «Царские» наказы... - С. 287-288.
40 Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР Вторая половина XVI-середина XVII вв.: Тексты и комментарии. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990 - С. 109-110.
41 Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов... - С. 39-226.
42 Писцовая книга Казанского уезда  1602-1603 годов... -  С. 39. 40, 62, 88, 116 и др.
43 ПCPJI - Т. 13. - С. 515-516.
44 Там же. - С. 516.
45 Там же. - С. 527.
46 Алишев С. X. Исторические судьбы... - С. 178.
47 Димитриев В. Д. «Царские» наказы... - С. 308.
48 Ермолаев И. П. Писцовая книга Ивана Болтина как источник... - С. 25.
49 Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов... - С. 39-204. 227-238; Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства: По писцовым кни­гам //Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Ка­зань: ИЯЛИ, 1971- Вып. 1 - С. 272-292: Татарская АССР: Администра­тивно-территориальное деление. - Казань. 1986. - 312 с.
50 РГАДА - Ф. 1209 - Кн. 643- Л. 186-186 об.
51 Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвеще­нию инородцев с 1552 по 1867 гг. - М., 1880. - С. 2.
52 ПСРЛ. - Т. 20. - С. 536.
53 Соловьев С. М. Сочинения - М.: Мысль, 1989 - Кн. 4. - Т. 7-8 - С. 66.
54 История Татарии в документах... - С. 146.
55 Там же.
56 Писцовая книга Казанского уезда  1602-1603 годов... - С.  11, 71, 77. 120, 133 и др.
57 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Архео­графическою экспедицею императорской Академии наук: Т.  1-4. - СПб., 1836 - Т. 1 - С. 436.
58  Там же. - С. 438.
59  Акты археографической экспедиции. - Т. I. - С. 438.
60 Законодательные акты Русского государства второй половины XVI-первой половины XVII вв.: Тексты. - Л.: Наука, 1986. - С. 113.
61 Там же. - С. 166.
62 Соборное уложение 1649 года: Текст. Комментарии. - Л.: Наука, 1987. - Гл. XVI- Ст. 44; Гл. XX - Ст. 70-71.
63 Соборное уложение    1649 года... - Гл. XXII. - Ст. 24.
64  Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 г.: Т. 1-6, - СПб., 1830. - Т. 1 - № 73, 113, 616; Т. 2 - № 644, 814, 867, 923, 1009, 1179 и др.
65 Писцовая книга Казанского уезда  1602-1603 годов... - С. 39-226.
Previous post Next post
Up