Jan 18, 2020 02:26
Известный на сайте «Уфимский журнал» клоун, который по своему никнейму некий анонимный Корней, выложил на сайте несколько выдержек, кои по его убогому скоморошному разумению отрицают прежнее существование татар, и/или, в общем, содержат некоторый негатив на татар, как на народ. Приведем их:
…
"...древние татары жили где-то рядом с кыргызами, по-видимому, в Центральной Азии, может быть, в Монголии, их язык не был похож на язык башкиртов и йемеков. Следовательно, он сильно отличался и от современного булгаро-татарского языка, очень близкого к башкирскому. Кстати, следы йемеков сохранились на территории современного Татарстана рядом с башкирами в виде топонима §ІмІк/Ямак/Чамяк/Шемяк/ Семяк. Этот факт говорит о том, что башкирский и йемекский языки принимали участие в формировании языка булгар, а тогдашний татарский язык был далек от этих говоров."
Автор - академик Мирфаттых Закиев.
(Ну, и чтобы придать большей важности этой своей находке этот товарищ добавляет)
«Печатается по решению бюро Отделения гуманитарных наук
Академии наук Республики Татарстан
Редактор:
доктор исторических наук, профессор Я. Ш. Шарапов
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Р. Х. Бариев
доктор исторических наук, профессор Д. К. Сабирова»
…
«В. Н. Татищев дает сведения и о том, что в России татарами называли всех магометан, но сами народы, которые со стороны европейцев и русских называются татарами, себя этим этнонимом не называют, даже не ведают, что обозначает это слово татар».
…
«Во второй половине XIX в. Н. Остроумов в труде «Первый опыт словаря народно-татарского языка по выговору кре-щеных татар Казанской губернии» утверждал, что этноним татар - пришлый, но он потом у русских служил внешним названием очень многих народов, в том числе и сибирских, крымских, волжских тюрков. Особо подчеркивая то, что этноним татар не стал самоназванием этих народов, он писал: «сами же эти инородцы до сих пор еще помнят о своем нетатарском, т. е. немонгольском происхождении и обыкновенно называют себя... мусульманами, или же булгарами»
…
«Выдающийся историк Риза Фахреддинов считал тюрков и булгар предками современных татар, но он термин татар не применял, современных татар называл казан тјреклІре ‘казанские тюрки’, соответственно и его книга называется «Болгар вІ казан тјреклІре» (Булгарские и Казанские тюрки), составленная в основном в 1908-1918 годах, но изданная лишь в 1993 г. Что касается самих булгар, то Риза Фахреддинов считает, что они образовались в результате консолида-ции гуннов и финно-угорских народов. Население Булгарии хотя имело общее название булгар, среди них народы сохранили и свои собственные этнонимы: тюрк, чуваш, ар, чирмиш, башкир, мишар, типтяр и др.».
…
«В 1909 году Г. Алисов в своей статье «Мусульманский вопрос в России» (Русская мысль, № 7) отметил: «Если спросить татарина про его национальность, он не назовет себя татарином и этнографически будет отчасти прав, так как это название является историческим недоразумением». Здесь он полагает, что эти татары есть потомки булгар».
…
«В 1910 году вышла книга П. Знаменского «Казанские татары» (Казань), в которой автор обращает внимание читателей на то, что «сами татары называют себя булгарами (булгарлык), ставя себя, таким образом, в самую непосредственную связь с этой... народностью».
Ну, во-первых строках своего обращения, скажем так, к этой теме, отметим, что отрицание прошлого татар как народа, это не ноу хау означенного скомороха. Их таких уже премного, причём даже и остепененных научными званииями. Одна такая стахановская команда человека в безрукавочке с БСТ Салавата Хаидуллина с 2014 года выпустила уже многие, и многие тома «Многотомной зажигалки», именуемой «История башкирских родов», причем некоторые эти тома в двух, а то и в трех частях, в которых уделено премного внимания этому отрицанию. А, во-вторых, не будем уподобляться этому клоуну, и прочим, в поисках нечто подобного в адрес башкирского народа, к коему, при всём нашем сомнении, этот аноним, не знающий даже башкирского языка, вроде как себя причисляет.
Поступим иначе. Приведём общий материал с описанием населения Уфимской губернии из книги С.Г. Рыбакова «Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии», изданной в 1900 году в Санкт-Петербурге. И начнём это с Предисловия книги, но сначала оговоримся. Поскольку имеющиеся в интернете тексты книги не поддаются адекват-ному копированию, это приходится здесь делать вручную. Ну, и конечно, это будет проделано, скажем так, преиму-щественно по нынешнему правописанию, без ятей и прочего, но, и без особых изменений текста. И да, собственные комментарии, и прочие личные добавки далее по тексту выделяются наклонным, полужирным шрифтом, и местами заключаются в скобки. Итак.
Предисловие.
Уфимская губерния является инородческую по преимуществу: русское население составляет там меньшинство; будучи населена главным образом инородцами-магометанами и отчасти язычниками, она по праву может быть названа магометанской: пребывание в этой губернии татар - помещиков, дворян и высшего духовного главы мусульман восточной России - муфтия, (Подчёркнуто и выделено мной. И к этому надо заметить. Духовное управление мусульман во главе с муфтием было учреждено Екатериной II не по просьбе же самих мусульман, а уфимского наместника О.А. Игельстрома, как государственное учреждение для контроля над мусульманами, «испытания» лиц духовного звания, включая муфтия, и отбора среди них «благонадежных». А много ли оставалось помещиков и дворян из татар, сохранивших мусульманское вероисповедание, это даже не вопрос, а можно сказать только констатация факта, что таковые татары, теряли практические всё материальное, как например, известная в истории категория, чобата-лапотные мурзалар), влияние которого распро-страняется не только на Европейскую Россию, но и на Сибирь, настойчивые, напряженные происки распространите-лей ислама среди язычников и крещённых, - всё это делает Уфимскую губернию по истине Магометовым царством, по выражению Н.И. Ильминского. Тем не менее, думается правильно нами понято, что определяющие влияние в делах пропаганды, рпспространения Ислама, и, в общем-то, главенствующее положение в крае, получается, принадлежало татарам, их элите. К этому приведём ещё одну выдержку из работы другого автора: «В Башкирии мечтали о совершенной независимости от Русской власти, о восстановлении независимого магометан-ского ханства. Дело в том: после того, как пали мусульманские юрты, Казанский, Астраханский и Сибирский, как на место мечетей воздвигнуты были христианские храмы, на место князей и мурз, управлявших судьбами этих юртов, появлялись там Русские воеводы и другие служилые люди Русского царства, - еще далеко не уничтожились те стремления, которые связаны были с независимым существованием их. Не находя для себя простора в землях, входивших в состав преж-них мусульманских ханств, поборники общественного строя, основанного на господстве князей и мурз, ревнители веры Магомета, обратили внимание на Башкирский край, как на сподручный для себя притон. Туземное население его, состоявшее из нескольких тысяч башкирских семейств, вследствие бедности и совершенного отсутствия какого-либо образования, скоро подчинилось влиянию этих выходцев, не находившему нигде соперничества, тем более, что они навсегда поселились в краю этом, увеличив тем количество его населения, дотоле ничтожного по численности и презираемого за его грубость и невежество другими мусульманами» (Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. - Казань, 1869.).
Это есть та губерния, где ислам с особенным успехом культурно борется с нами и где наши просветительные усилия до сих пор мало плодотворны и успехи ничтожны, если не плачевны. Между тем Уфимская губерния лежит не где нибудь в далёкой Азии, а в той же Европейской России, почти рядом с центрами русского просвещения: Казанью, Москвою … Примечательно про Казань, и это, в общем-то, вполне относится в целом к Казанской губернии, где с самого начала, скажем так, жестко закрутили гайки этого «русского просвещения», старания в христианизации инородцев, и в частности татар. Хотя надо заметить, что и там татары, и именно татары были самым большим препятствием в делах христианизации, руссификации населения.
Было бы печально для русской культуры, поражением для деятелей русского просвещения, если бы мусульманская культура и образованность в лице татар (! - И.Г.) одержали перевес над нашими просветительными усилиями. Уже не в первый раз отмечаются особые успехи ислама в Уфимской губернии; для ревнителей просвещения последняя даёт широкое поле деятельности и пусть, пока ещё не поздно, приложат здесь свои руки все те, кому надо делать это по долгу или в силу внутренней потребности… ради оживления, освежения и углубления своей жизни. Пусть приложат, пока ещё не поздно… В общем же, получается так, что С.Г. Рыбаковым отмечаются особое отличие Уфимской губернии, особые успехи Ислама в этой губернии, его Ислама проповедников, распростра-нителей мусульманской религии. Во второй части своего повествования озаглавленного «Магометанская про-паганда в Уфимской губернии» автор уже подробнее обращается к этому своему означенному. Надо отме-тить, что, и в том разделе автор выделяет, подчеркивает определяющую и лидирующую роль в этих делах татар.
Вместе с тем на слова автора «пока еще не поздно», необходимо заметить, что ведь оказалось уже поздно, Российской империи оставалось тогда жить ещё только чуть, чуть. И выходит так, что прежняя империя всё же, «как бы, не справилась» с тем Магометовым царством в Уфимской губернии. Но пришли другие, более ушлые и хитрые умельцы, большевики, и они очень расстарались, и, в общем-то, даже вполне успешно в этих своих стараниях, но последнее, это уже отдельная тема.
Сейчас же перейдём к нами объявленному, к описанию населения Уфимской губернии С.Г. Рыбаковым.
Население Уфимской губернии.
В Уфимской губернии по переписи 28 января 1897 г. оказалось 2,220,590 душ (русских 784 д., инородцев 1,436,590 д.), и в их числе более миллиона магометан (1,181,590 д.). Последние оказывают своё духовное воздействие в мусуль-манском смысле на других инородцев, тюркских и финских, проживающих в губернии. Было бы не лишне сказать предварительно несколько слов об этих инородцах.
Кроме русских, в Уфимской губернии проживают ещё следующие народности: татары, башкиры, чуваши, черемисы, мещеряки, тептяри, мордва, мордва, вотяки, евреи и др.
Татары. (155.500 д. - главные представители ислама, выселились из Казанской губернии. Отличаясь энергией, подвижностью, они ведут жизнь оседлую, трудовую, промышленною; занимаясь главным образом торговлею (даже с отдалёнными местностями Средней Азии), они живут зажиточно, и нередко среди них встречаются богачи. Одежда их чистая, нередко красивая, пища разнообразная и питательная. Умственное развитие Уфимских татар довольно высокое: мусульманская образованность сильно развита у них, почти не встречается татарина, который не умел бы по своему читать и писать; в каждом татарском селении есть мечеть, а при ней школа (мектебе или медресе). Обилие мечетей указывает на религиозную ревность татар.
Все эти черты показывают, что татары стоят на довольно высокой культурной ступени и, как увидим ниже, безспорно превосходят духовно все другие народности Уфимской губ. и при их настойчивом стремлении влиять на эти последния владеют верными средствами для того.
Небольшая часть татар крещены.
Башкиры. (622.000 д.) - коренные обитатели Уфимской губернии, живут по восточному и западному склонам Южного Урала. Частью оседлы, а большинство кочует. Отличаясь ленью, непредприимчивостью, башкиры живут бедно и нуждаются особенно зимой, в самом необходимом. Деревни их построены по образцу русских деревень. Обычные занятия башкир - скотоводство, охота, земледелие, пчеловодство. Благодаря беспечности и бедности башкиры в умственном отношении стоят на низко ступени развития, преданы разного рода порокам - воровству, конокрадству и пр. Исповедуют, как и татары, магометанскую религию, но мало знакомы, особенно кочевые башкиры, с учением этой религии и вносят в неё много языческих черт. Склонны влиять на окружающих язычников, но в меньшей мере, чем татары, и не владеют искусством последних в этом отношении.
Мещеряки. (200.000 д.) - многочисленная магометанская народность - переселились из губерний Симбирской и Казанской; первоначально они повидимому поселились в бирском уезде, затем распространились вообще среди башкир, арендуя у них земли; последния в 1736 году были пожалованы им в собственность за то, что не принимали участия в Сеитовском бунте башкир.
По своим нравственным и умственным качествам мещеряки похожи на башкир, но будучи более предприимчивы и ведя оседлый образ жизни, они живут лучше и зажиточнее последних; их занятия - те же, что и у башкир, только земледелие преобладает; отличаются живостью характера, склонностью к увеселениям и гостеприимством; любят париться в бане в противоположность башкирам. Исповедуют магометанскую религию и более привержены к последней, чем башкиры, на подобие татар строго исполняя обряды и предписания, и способны сделаться фанатичными распространителями последнего.
Тептяри. (245.000 д.) - сборная народность, составленная из представителей многих народностей, тюркских и финских: чуваш, черемис, остяков и пр. Название тептяри появилось видимо в конце XVIII столетия: по крайней мере Рычков, писавший свою Оренбургскую топографию в середине XVIII столетия, не упоминает о тептярах. Число их увеличилось со времени усмирения башкирских бунтов. Тептяри одновременно с башкирами были наделены землею в постоянное пользование по 30 десятин на душу. Тептяри различаются: тептяри - башкиры, тептяри - мещеряки, тептяри - чуваши и т.д. по народностям, и по религии различаются: на магометан (большая часть) и язычников.
Теперь назову народности причастныя к христианству.
Чуваши. (620.000) - родственное башкирам племя - переселились из Казанской и Симбирской, частию из Саратовской и Самарской лет 250 тому назад, опасаясь принуждения со стороны русских к принятию христианства; живут главным образом в белебеевском и стерлитамакском уездах, а также в небольшом числе в уфимском, бирском.
Чуваши некрасивы, слабые телосложением, смирны, добродушны, трудолюбивы, склонны к суевериям, ведут оседлый образ жизни, живут в деревнях грязно, в курных избах.
Большинство чуваш - христиане уже более 100 лет, но живя вдали от церквей (последних среди них небольшое число) и влияния священников, они равнодушно относятся к христианской религии , которой не знают, и придер-живаются языческих обрядов при свадьбах, похоронах и в др. случаях. Меньшая часть чуваш - язычники. Чуваши менее поддаются влиянию магометан, чем другие народцы.
Черемисы. (88.800) - переселились из Казанской и Симбирской губерний в первой половине XVIII столетия; живут главным образом в бирском (155 селений), а также мензелинском, белебеевском и уфимском уезда; среднего роста, некрасивые, черемисы кротки, миролюбивы и добродушны, трудолюбивы и весьма честны: краж, воровства среди них не случается. Ведут оседлый образ жизни, занимаются землепашеством, скотоводством, охотой и пчело-водством. Весьма развито среди них чувство общинности: они сообща обрабатывают землю и убирают хлеб, при чем споров при дележе последнего почти не бывает.
Живут черемисы в маленьких, беспорядочно построенных деревнях вблизи леса или в лесу, грязно, в курных избах. В религиозном отношении черемисы разделяются на христиан и язычников. Черемисы христиане мало знакомы со своею верою и только выполняют внешние обряды, душою оставаясь язычниками. Черемисы-язычники
верят в добрых и злых духов. Во главе первых стоит Куго-Юмо, творец мира. У язычников много разных празднеств.
Есть также среди черемисов магометанствующие. Эта народность подвергается особенно сильным магометанским влияниям.
Вотяки. (22.000) - переселились в Уфимскую губернию из Вятской губернии в первой четверти XVIII столетия. Живут они главным образом в бирском (51 сел.) и мензелинском уездах среди черемис и тептярей. Низкие ростом и сутуловатые, они невзрачностью своею напоминают черемис, и так же как последние кротки, миролюбивы и трудо-любивы; ведут оседлый образ жизни и усердно занимаются земледелием, скотоводством, птицеводством, пчеловод-ством и пр.; бережливые и даже скупые, они живут вообще обеспеченно, хотя и грязно, в таких же низких, курных, наполненных животными избах, как чуваши и черемисы. В религиозном отношении разделяются на крещенных и язычников. До последнего времени вотяки - христиане, как и большинство наших крещённых инородцев, пребывают во мраке религиозного невежества, и мусульманская пропаганда делает среди них решительные успехи.
Мордва. (36.000) - переселились из Пензенской и Симбирской губернии, как полагают (Рычков), в начале XVIII столетия. По своим внутренним и внешним качествам и образу жизни они более других инородцев подходят к русским. Живут оседло, трудолюбивы и гостеприимны; главное занятие - хлебопашество. Мордва вся крещена, и магометанская пропаганда не имеет успеха среди них; набожны , религиозны; говорят по русски, но сохранили и свой язык.
Вот главные народности, населяющие Уфимскую губернию; чуваши, черемисы и вотяки дают ту массу язычников (107.538), которая будучи под двояким культурным воздействием: русским христианским и татарским магоме-танским, является полем напряженной борьбы между этими двумя культурными началам (Подчёркнуто и выделено мной, но, в общем-то, и не требует дополнительных комментариев), и будущему, может быть, недалекому, предстоит увидеть завершение глубоко-поучительного процесса, который, смотря по тому, разрешится ли в сторону русского просвещения, или татарства, явить или силу, или безсилие нашей культуры. Язычники Уфимской губернии будут пробным камнем нашего просвещения.
Я специально не стал по ходу изложения, комментировать этот материл о населении губернии, чтобы каждый сам бы имел возможность, в общем и целом его прочитать без каких-либо помех, и влияния иного мнения. Тем не менее, вашему покорному слуге, хотелось бы, и высказаться по этому материалу.
Сразу же, обращает внимание, что С.Г. Рыбаков начинает описание население губернии, скажем так, не с прежних её аборигенов, не с коренных её жителей, а, в общем-то, с пришлого народа, татар. Прежде чем продолжить далее, здесь необходимо всё же сказать несколько слов о самом авторе С.Г. Рыбакове. Так ведь он приверженец иного, христианского вероисповедания, и, в общем-то, враг мусульманской религии. Вместе с тем, именно в татарах он видит главных противников своей религии, но, и осознает их достойными сопер-никами, и даже несколько восхищен татарским народом. Можно, наверное, сказать, что большему мешает только разность вероисповеданий. И надо заметить, что вся книга этого автора пестрит, причем преимущественным обращением к имени татар.
Сейчас же о других, и вначале несколько слов о мещеряках. Хотя наш автор и сказывает изначально, что «По своим нравственным и умственным качествам мещеряки похожи на башкир», но они у него в дальнейшем повествовании получаются всё же, ближе к татарам. Думается, что изначальное о похожести с башки-рами, это более от бытовавшего ранее Башкиро-Мещеряцкого войска. И заметим о тоже бытовавшем, но ещё более раннем. Мещеряки, служилые татары, не сами начали селиться в крае, а вначале их переселяли царские власти, и именно как служилых людей, при этом, даже жалуя им земли. В исторической литера-туре следующее практически не встречается, но возможно как раз служилые татары, мещеряки оказались некоторой базой, основой, или даже пусть только примером для организации в дальнейшем Башкиро-Мещеряцкого войска. И, надо заметить, что мещеряки в крае в отличие от других весей России, помимо собственно своей этничности, имели ещё и характер сословности. Не углубляясь, заметим, что в крае наряду с «выходом в башкиры» иных, пусть, и в значительно меньшей степени был «выход» и в мещеряцкое звание.
Тептяре же, это не сборная народность, составленная из представителей многих народностей, как пишет С.Г. Рыбаков, а таковое сборное сословие. А к составляющим этого сословия просто более уместны определения и характеристики составляющих народов. Автор указывает, что тептяри помимо того что различаются по народностям, они различаются и по религии: «на магометан (большая часть) и язычников». Ну, помимо язычников были в тептярях и инородцы христианского вероисповедания, а в тептярах магометанах, и уже в них, тоже большая часть были всё же татары, при некотором небольшом числе башкир и мещеря-ков. Р.Г . Кузеев указывал, что в общем в тептярах было большинство (до 90%) татар.
Теперь о чувашах и фино-угорских народа: черемисах (марийцах), вотяках (удмуртах) и мордве. Рыбаков, из них в более лучшую сторону выделяет только мордву, которые, по его мнению, более других инородцев подхо-дят к русским своими внутренними и внешними качествами, ну ещё и приверженностью к христианскому вероисповеданию. Хотя последнее, может даже является как раз определяющим, и тем упомянутым более подходящим русским качествам. Про двух других этих фино-угорских народах и чувашах автор пишет прак-тически одинаково. Из негатива к ним, ему не нравятся их физические типы, некрасивая внешность и гряз-ный быт. Ну, насчёт чистоплотности, и быта русских и мордовских деревень это тоже большой вопрос, а понятия красоты и приятной внешности, это вообще нечто, и вещь в себе. В положительном же значении, как то, их миролюбие, добродушие, и трудолюбие он никому им не отказывает, если не сказать большего.
Вот, в общем-то, и всё от вашего покорного слуги по прочтению материла с описанием населения Уфимской губернии из книги С.Г. Рыбакова. Спросят, почему пропущено, нет высказываний, комментариев к описанию башкир в означенной книге? А я воздержусь, мне и особо нечего добавлять к словам автора, повто-рять же их, скажем так, мне тоже не хочется. В общем-то, ведь, и Рыбаков в своём описании тоже воздер-жался, он, указывая о лени башкир, о бедности их жития, об их нуждах, и особенно проявляемых зимой, ничего не написал об их быте при этих означенных условиях.
И всё же надо заметить, если ни про один народ Уфимской губернии С.Г. Рыбаков практически совершенно никак не высказался с негативом, кроме как к некоторым с осуждением их грязного быта и неприятием их внешности, то в башкирах он нашёл, и негатив, и даже пороки.
Чтобы всё же закончить на некоторой оптимистической ноте для вашего покорного слуги, человека татарской национальности, выскажу следующее. Как уже было замечено по предшествующему тексту, так и далее в своей книге наш автор премного пишет о татарах, пусть, как и о своих противниках, но достой-ных соперниках, и преимущественно с позитивом о народе, с уважением, и даже с некоторым восхищением.
PS. Однако, и надо в заключении заметить, «поманила» меня тема деисламизации и христианизации, русификации края, описываемая, пропагандируемая С.Г. Рыбаковым, о чём и задумано мной далее расписаться в продолжении этой заметки, или «прочтения вслух» работы автора. И да, есть необходимость разобраться с цифрами, приведенными им при описании населения края и далее в его книге. Алла бирса, и с позволения его величества Времени, и это будет проделано.