Собирался сегодня посмотреть «Солнечный удар». Но, прочитав откровенные размышления Дмитрия Быкова о фильме Никиты Михалкова, пересмотрел планы на воскресенье. Решил не тратить время....
Трудно не согласиться с Быковым, который пишет:
"Когда-то в России была кинокритика, способная не только зрителю, но и художнику объяснить, что с этим художником происходит. Сегодня режиссеру не приходится рассчитывать на пристальное прочтение: над картиной либо глумятся, либо заливают ее таким сиропом, что сам адресат неумеренных похвал должен испытывать понятную неловкость. «Дадут ли «Левиафану» «Оскар», не дадут - великим русским фильмом он не станет. А в том, что «Солнечный удар» - великий русский фильм, сомневаться трудно. Для этого мало не любить Михалкова, мало не любить Россию: для этого нужно быть предельно нечестным», -
пишет в «Ленте. Ру» («Теперь на правильном пути!») Арсений Штейнер, и трудно понять, хвалит он или глумится.
О художественных особенностях фильма мы особо распространяться не будем - не потому, что их мало (а их мало), но потому, что не в них дело. Нас интересуют тайные коды, инварианты, особенности мировоззрения, о которых художник проговаривается бессознательно. Мировоззрение у Михалкова есть, и к набору консервативных ценностей - чаще всего взаимоисключающих - оно далеко не сводится. Меня интересует Михалков подлинный, его образная система, лейтмотивы, устойчивые символы.
Я не встречал пока еще, скажем, внятного объяснения неоднократных упоминаний солнца в заглавиях его картин: чем именно утомлены «Утомленные солнцем»? Какой именно «Солнечный удар» (явно не бунинский) имеется в виду в фильме, посвященном главным образом 1920 году?"
....Алена Солнцева («Новая газета», № 114) - тоже неслучайное совпадение! -
нанесла фильму тяжелый солнцевский удар, но честно призналась, что не понимает символики часов. Между тем с часами, по-моему, все просто: потеряв часы, главный герой УТРАТИЛ ВРЕМЯ, выпал из него. Сцена с факиром (Авангард Леонтьев), конечно, тоже цитатна и отсылает напрямую к «Марио и волшебнику» Манна - недаром фокусник оказывается отъявленным русофобом и, де-факто, соблазнителем, поскольку именно после попойки с ним герой делает героине отважное и непристойное предложение.
В сущности, вся картина Михалкова о том, как Россия ТРАТИТ ВРЕМЯ, выпадает из истории - вместо того, чтобы действовать. Расплатой за эту потерю связи с эпохой, с историческим временем как таковым - как раз и становится революция".
(Подробности у
novayagazeta в
Ударенные солнцем ).
Вот и получается, что если фильм понравится, начнут терзать сомнения в собственной дремучести, неспособности рассмотреть то, что увидели, смогли разглядеть более эрудированные зрители. Если не понравится, тоже - не слава Богу, придется объяснять (хотя бы самому себе), почему не понравился, и почему я все-таки пошел на фильм, почему попал под влияние восторженных откликов тех, кто "залил фильм сиропом".
К слову, «Утомленные солнцем», не произвели на меня сильного впечатления. Хорошо помню чувство сожаления о времени, потраченном на посмотр фильма.....
PS Несмотря на решение не ходить на «Солнечный удар», есть желание не отменять воскресный поход в кино. Куда бы сходить, что посмотреть? Чем заменить «Солнечный удар»?