Pokemon GO как симулякр сакрального

Jul 18, 2016 22:08



В чем причина бешеной популярности Pokemon GO? Почему миллионы людей, включая закоренелых домоседов, высыпали на улицы ловить нарисованных существ? Ведь похожая игра, использующая систему дополненной реальности, Ингресс (с захватом порталов), существует уже более трех лет, но ажиотаж возник именно вокруг покемонов. Кто вообще такие, эти покемоны? По сути - синтоистские божки, покровители природных стихий, лесов, деревьев, озер, рек. Хорошо знакомые нам лешие, русалки, домовые, дриады, лепреконы, эльфы. Маленький народец.

Когда-то люди верили в их существование, и мир окружающий представлялся им удивительным и волшебным. Но наука и рациональное мышление расколдовали его, сделали сугубо материальным, уничтожили любое проявление сакрального. Современной эпохе удалось сделать то, что не смогло совершить христианство за более чем полторы тысячи лет своего существования. Но у нас глубоко в душе осталась тяга чему-то иному, нежели серая повседневность, чем жесткий причинно-следственный мир тотальной рациональности. Мы хотим чудесного и волшебного, пусть даже и боимся признаться в этом.

Фильмы, книги, компьютерные игры - это всё не то. Ведь мы всегда понимаем, что действие происходит где-то там, на экране, либо в нашем сознании. Высшие духовные переживания, мистический опыт современному человеку уже почти недоступны. Рацио мешает. Бог забыт. Подношения лесным духам и вовсе выглядят чистыми ролевыми играми. Ну а покемон, этот представитель волшебного маленького народца, вот он. Прячется под кустом возле твоей парадной, сидит в камышах, улыбается тебе из шкафа. Сакральность вернулась в виде симулякра. Но даже этот симулякр наполняет изголодавшееся по чудесному и Иному сердце детским восхищением и радостью. Гонит прочь из дома, на улицы, в парки, на берега озер и рек.

Но все мы несем отпечаток эпохи. Вот и сейчас человек, восхитившись на миг чудесным, желает не преклониться перед ним, не оставить на воле, а захватить, присвоить, использовать для поднятия собственного статуса. Рынок. Homo homini lupus est. Homo pokemoni lupus est...

Тут и аудитория подросла, идеально подходящая для данной игры. Пресловутое поколение Y, те самые ребята конца 80х-90х годов рождения, что не мыслят свою жизнь без интернета и гаджетов. Поколение, что не переносит однообразия, монотонности, серости, скуки. Поколение, что росло на сериале о покемонах, компьютерных играх, интернет-форумах. Люди играющие, что не видят никакой проблемы в том, чтобы в свои 23-27 лет с отдачей провести день в офисе, а вечером бежать ловить покемонов в городской парк. А еще лучше - не просто ловить, а записать процесс на видео и выложить на YouTube, чтобы похвастаться перед друзьями. А может раскрутить свой канал, да и заполучить вожделенное партнерское соглашение с рекламодателями.

философия, интернет, мысли

Previous post Next post
Up