Apr 07, 2012 02:33
Пошла моя дочка на курсы в лицей им. Иогансона. Лицей при Академии Художеств. Поступают туда по результатам экзаменов, к ним готовят на курсах. Если сдашь вступительные экзамены, а потом проявишь талант и усердие, то после 12 класса можно поступить в Академию Художеств, то есть в Институт им. Репина. Поговаривают, даже без экзаменов берут особо одаренных.
Уровень живописных работ детей 10-11 лет поражает, это действительно талантливые, одаренные дети. Некоторые приезжают издалека, живут в интернате. Кого-то привозят родители, меняя ради талантливого отпрыска весь уклад жизни. «Мы приехали из Казани в прошлом году, - рассказывает Неля, мама Дениса. - на курсы не успели, Дениса не взяли. В этом году надеемся поступить». Семья Нели снимает квартиру на Ладожской, их четверо, пятого члена семьи, младшего сына, оставили в Казани, в Петербурге с тремя детьми маме не справится. Денис берет уроки живописи у профессионального художника и еще ходит в частную художественную студию. А Анечка из Ижевска живет в интернате. «Мне ее жалко, - говорит Неля, - такая талантливая девочка, ее взяли в Лицей сразу, без курсов. Кормят тут плохо, я ей привожу что-нибудь поесть. В классе ее затравили, а по математике вообще не аттестовали. Мама ее на каникулах к врачу водила, сказали, что у ребенка невроз, надо забирать из Лицея. А преподаватели по рисунку, живописи хвалят, хоть она с ними часто спорит, действительно, талант у девочки.»
Преподаватели в лицее немолодые, наверно, хорошие, но в 92 года уже сложно донести свою методику до учеников. Это в том, что касается спец. предметов. Со средним образованием в лицее большая проблема. «Я пришла в лицей из сильной школы, - рассказала мне выпускница, с которой мы вместе шли из лицея, - ЕГЭ сдам. А есть дети, которые его сдать не смогут. Потому что уровень преподавания очень низкий».
Пока я ждала дочку, по коридору медленно прошла полная, преклонного возраста дама. «Это воспитатель лицея, - сказала Неля. - она такая старая, что ее привозят на машине на работу, она подремлет в классе и ее обратно увозят».
Мы вышли из лицея, смеркалось. Разителен был контраст лицея, с его порванным линолеумом, запахом столовой, аскетическим бытом и стоящего рядом здания галереи современного искусства «Эрарта» - храма нового искусства. Искусства не задавленного старательным ученичеством, не грешащего академизмом, не порабощенного эпигонством, не скрепленного старомодными концепциями.
В «Эрарте» бывать приятно, там светло, свободно, комфортно, там тусуются, разыгрывают спектакли, встречаются. Там легко дышится, вкусно пахнет кофе, гости галереи - молодые, хорошо одетые люди. И картины есть любопытные. Только вот любимый галереей Копейкин - искусство? Забавно, не больше.
Буржуазная галерея - совсем не то место, куда попадут выпускники лицея, те, которые, рисуют по 7 дней в неделю, мерзнут в холодных комнатах интерната, кое-как питаются, давятся отвратительной пищей школьной столовой, скучают по дому. Те, которых презирают и третируют учителя общеобразовательных дисциплин, потому что сломать - легче, чем научить. Во имя чего эти жертвы? Где найдут себя одаренные дети? Не знаю, но мы раздумали в Лицей поступать.
Эрарта,
Лицей им. Иогансона,
Академия художеств