Про деньги в этой стране говорить, конечно, не комильфо - но нам, выросшим в не самых благополучных районах города Архангельска, где после школы бежали не на тренировку по фехтованию или верховой езде, а нюхали в ближайшем подъезде клей, бояться нечего.
Праздничный ужин по случаю дня рождения одной родственницы Рафаэля подходил к концу: апероль был выпит, непрожаренное мясо съедено, фотографии в Инстаграм добавлены. Бойфренд девушки весь вечер рассказывал о том, какой необычайно романтичный подарок он выбрал в этот раз. Учитывая, что за их отношениями все наблюдают уже восемь лет, я ждала как минимум заветную коробочку и готовилась запечатлеть момент. Правда открылась лишь к десерту: молодой человек отвезет Дульсинею в подпарижские леса, где они вдвоем будут стрелять из автомата Калашникова, пистолета и пулемета. "Что-то ты не очень рада подарку!" - с подозрением отметил Даритель. Под конец вечера он же заявил: "Ладно, сегодня все-таки у тебя день рождения, поэтому за твой ужин, так и быть, заплачу я". Именинница чуть не заплакала от умиления, а никто из присутствующих даже не повел бровью.
В этой же паре любят устраивать регулярные кровавые бои на тему "Кто сегодня платит на бензин?" Т., коренной француз, в ресторанах всегда делит счет строго пополам, но чаевые (каждый раз по полтора евро - привычка свыше нам дана) оставляет сам. Однажды мы были свидетелями того, как он сказал своей шери: "Эй, ты мне еще за кебаб должна с прошлого раза два евро!" Зимой все тот же Т. приехал с нами на каникулы в Бержерак. В последний день, уже основательно отдохнув и упаковав в машину все чемоданы, он выскочил на финальные бизу и громко вопросил: "Слушайте, я там на кухне оставил какао, вы все равно его не пьете, можно я заберу? А то испортится, да и покупать опять..."
По степени жадности с Т. мог бы посоревноваться только бывший мой коллега, Кудрявый Орельен. Все знали - спасибо еженедельным посиделкам в баре - что бедняжка получает "всего 60 тысяч в год, недопустимо мало" для человека, живущего в одиночестве в крохотной студии на окраине Парижа. Орельен мог часами биться за каждый неотданный официантами сантим. Во Франции существуют tickets resto - талончики на еду, возмещаемые частично предприятием и соединенные в небольшую книжку. Однажды О. повел очередную любимую девушку в ресторан и на следующий день гордо рассказывал всем, как с хрустом отрывал талончики, чтобы заплатить за романтический ужин. Сложно сказать, что послужило причиной их разрыва - десять tickets resto, щедро кинутых на стол, тот факт, что Кудрявый Орельен попросил девушку доплатить шесть евро за ужин, или же купленный в "Карфуре" букет со скидкой в пятьдесят процентов и неотклеенной этикеткой - но в любом случае Мелисса попросила его больше никогда ей не звонить.
Тему совместных финансов деликатно обходят в разговорах многие русские жены - и не зря. Например, в социальных сетях у такой жены может висеть сто милых фотографий супруга с подписью "Мой друг, мой брат, моя единственная любовь" - и количество лайков под ними будет зашкаливать на глазах. В это время друг, брат и единственная любовь, как и каждую пятницу, ждет жену дома, чтобы, сверяясь с банковскими счетами и специальными программами, подсчитывающими расходы, вместе заполнить таблицу в Excel с указанием того, кто что купил, кто кому сколько должен за коктейль в баре и кто на этой неделе принесет лабрадору корм. Кому-то посылают деньги родители, живущие в удаленных городах России, - что же делать, если дочь все еще в поисках работы, а перспективный и хорошо зарабатывающий бойфренд не хочет платить полностью арендную плату? В свое время снаряд попал и в меня: мой первый французский бойфренд, великолепный В., в то время зарабатывающий в несколько раз больше моей опэрской зарплаты в 320 евро, не гнушался попросить у меня половину денег за бензин, если мы ехали в романтическое путешествие - "Ты ведь понимаешь, что так будет справедливо?" А то, шери!
Кто-то, впрочем, откровеннее, и эта откровенность бывает наказана: на каком-то сайте недавно промелькнула статья о девушке, вышедшей замуж за француза. "Да, мне пришлось найти работу, муж платит за квартиру и еду, а я оплачиваю ребенку няню", - неожиданно откровенно рассказала героиня. Честность вызвала шок у славянских комментаторов: как, муж не может полностью обеспечить жену? Где границы у свободы и равенства?
Жадность (она же бережливость, называемая красивыми обтекаемыми словами "французский менталитет") проявляется по-разному. Один мужчина приехал на машине от самого синего моря в Париж, чтобы встретиться с моей приятельницей, в которую он давно был влюблен. "Ты на машине? Как здорово! Может, съездим в Орлеан или в замки Луары?" - обрадовалась девушка. Вместо ответа кавалер попросил лист бумаги и ручку: посчитать, сколько будут стоить бензин и платные автодороги. Просто менталитет ли это был или к нему добавилась еще и профессиональная деформация (мужчина уже много лет трудится бухгалтером) - загадка, но романтический настрой у Ани пропал. Молодой человек другой моей знакомой в начале их отношений протянул: "Ты знаешь, в туалет можно было бы днем ходить и без света! Ты удивишься, сколько мы на этом сэкономим!" Неблагодарная знакомая не стала ждать следующего рационализаторского предложения и покинула поле боя, радуясь, что не распаковала все чемоданы.
По большому счету, как и в полной версии сказки Перро "Спящая красавица", когда принцесса, проснувшись и выйдя замуж, приобрела в комплекте к мужу еще и свекровь-людоедку, все самое интересное начинается за кадром. Принц, конечно, может и приехать, и даже забрать в Волшебную Страну. Хочется потом проехаться в красном кабриолете по Елисейским полям, а после забежать в магазин за фирменной сумкой? Пожалуйста, но на все это счастливой спутнице стандартного француза придется заработать самой.