Как же трудно, что либо сделать за компьютером, когда в доме малыш, который научился ходить, бегать, взбираться и карабкаться и хочеть делать это с тобой, а ещё лучше по тебе. Писать в ЖЖ в последний год совсем нет возможности, но я попробую не отдавать этот (последний) рубеж. Тут раньше было про мои новости, впечатления и передвижения, и этот набор тем мне бы хотелось сохранить.
А потому переходим к нашему с мужем самому длительному пока автомобильному приключению, за шесть дней которого мы проехали через 5 штатов: Колорадо, Юту, Аризону, Неваду и Калифорнию. В США 50 штатов, и нет лучше способа для запоминания их расположения, чем просто пересечь их на машине. Несколько раз в своей жизни я заучивала наизусть карту мира и несколько раз забывала целые регионы. Первыми всегда вылетают те, где никогда не был (например, Африка). Пора, наверное, уже и туда.
Мы изначально решили проделать часть пути до Лос-Анжелеса на машине, и потому летели только до Денвера. Для поездки мы арендовали машину побольше (столько багажа, сколько у людей с маленькими детьми, нет ни у кого) и запаслись подгузниками и детской едой. У нас не было особых опасений насчёт того, как поведёт себя ребёнок. По счастью, он любит перемену обстановки и не подвержен укачиваниям. Мы также выяснили, что во многих национальных парках есть адаптированные треки для семей и пожилых людей, а то и вовсе можно подъехать на машине.
Сам Денвер находится на высоте 1600 метров над уровнем моря и, двигаясь в сторону Юты, приходится подниматься на вершины до трёх тысяч метров, что сразу сказалось на моём и Ламина самочувствии. Мы вспомнили, что мы плохо переносим высоту. Выражается это в головной боли, слабости и нечётких реакциях. Мы просто выпили аспирин, и жить стало легче, жить стало веселее. Кругом начиналась осень.
В октябре в этих местах желтеют лиственные деревья, что выглядит бесконечно очаровательно. Век их совсем недолог - всего пара недель.
Дорога резко изменилась, когда мы оказались в Юте. Она перестала извиваться и шла по обширному плато. Учитывая, что дороги пустынны и встречная полоса отделена, находиться на этой дороге - одно удовольствие. Можно в буквальном смысле расслабиться и наблюдать за природой.
На всём пути (и не только в этом штате) есть таблички Scenic View или "смотровая площадка". За несколько сотен метров вам аккуратно сообщат, что скоро будет что-то интересное на обочине, и чтобы вы не свернули голову, можно съехать с дороги и всё подробно рассмотреть. Меня восхитило всё в этой мелочи: удобный съезд, скамейки, табличка с информацией, мусорное ведро и часто даже туалет. В некоторых местах бывает и стол для перекуса, и всегда, всегда изумительный вид. Ни разу это упоминание о Scenic View не подвело нас за все тысячи километров, что мы проехали в те дни. Космос вдоль дороги:
Солнце очень медленно садилось в тех краях, что позволяло нам ехать вечером при таком волшебном свете почти час.
Ночь мы провели в деревне Моаб, которая обслуживает нужды посетителей
Arches National Park. Парк этот знаменит тем, что одна из его многочисленных прекрасных каменных арок является символом штата Юта и значится на его эмблеме.
Американские национальные парки (что у нас зовется заповедниками, наверное) устроены довольно просто. При въезде в парк находится информационное бюро (с сотрудниками и сувенирами или просто стенд с инструкциями). Там или на пропускному пункте чуть ранее нужно купить билет. Обычно оплачивается количество автомобилей, а не пассажиров, а сам билет действует семь дней. В редком парке будет возможность поесть в кафе или ресторане или остановиться на ночлег. Например, позже в Калифорнии мы встретили более развитую инфраструктуру в этом плане, а вот в Юте и Аризоне предполагалась еда с собой. Запасы воды можно пополнять на редких станциях, которые обычно находятся в местах с наиболее популярными остановками. Там же есть туалеты. Ни в одном парке, кроме Гранд каньона, я не видела возможностей для безмашинного туриста циркулировать между объектами. Предполагается, что вы приезжаете туда на своём транспорте и на нём же передвигаетесь внутри. Если, конечно, вы не собрались в многодневный поход. Места для кемпинга тоже есть везде. И люди, остающиеся на ночёвку таким образом, предупреждаются в информационном бюро о погоде, животных и правилах пребывания в парке. Мобильной связи в парках почти нигде не было.
В парках выдают карты с длиной и расположением пешеходных маршрутов. В бюро информации нам всегда подробно рассказывали, куда удобнее пойти с ребёнком. Мы, конечно же, прошлись. Это был первый опыт Луки в рюкзаке, который до этого дня он не выносил. Любопытство в его случае всегда берёт верх. На солнце, при этом, было очень жарко даже в октябре. Интересно, как долго выдерживают треккинг в этих местах летом.
Сейчас мне кажется, что мы пробыли там совсем мало времени. В этом парке можно было задержаться на пару дней, чтобы застать закат, звёздное небо и рассвет. Но нам предстояло в тот день провести около трёх часов в машине до нашего следующего места ночёвки. И всё бы так и произошло, если бы во время позднего ланча у Ламина не пошла кровь из носа, которую мы не могли остановить почти два часа. Высота, аспирин и кондиционер в машине привели к такому результату, и вместо того, чтобы двигаться к Bryce Canyon National Park, мы застряли в деревне Зеленая Река, где посреди поля, по счастью, оказался пост здоровья.
Этот медпункт стал одним из самых сильных впечатлений этой поездки для меня. Мы ворвались туда за 10 минут до закрытия, и никто даже бровью не повёл. Пока я заполняла бумажки, медсёстры играли с Лукой, врач выяснял, что делать с низким содержанием кислорода в крови у Ламина, и останавливал кровь. У них там была бездна оборудования, включая рентгеновский аппарат, ИВЛ и дефибриллятор. Мы провели там еще полтора часа, за которые кровотечение окончательно остановилось, мы посмотрели кучу смешных видео с телефонов медсестр и записали рекомендации насчёт ужина и ночлега. Ламину выдали препараты для раскрытия лёгких и попросили зайти утром на повторный осмотр. Позднее в отеле, на заправке, в магазине и ресторане мы не встретили ни одного безразличного и неприветливого человека. Если бы вся американская глубинка была как Зелёная Река, то тут бы был рай на земле. Надо ли говорить, что доктор звонил нам во все последующие дни путешествия, чтобы проверить общее состояние Ламина.
Из этой истории мы не извлекли урок о том, что мы плохо переносим высоту и нам не надо больше ездить в горы. Нет, мы решили, что глупо было ехать без второго водителя. :)