МУЛЬТИКИ: выключать или не выключать

Dec 30, 2022 00:31







Дети=мультики. Что не так в этом тождестве? Давайте разбираться.

Начну с того, что мультики появились в жизни детей относительно недавно - первый кукольный мультик «Цирк лилипутов» был снят в 1898 году. Представляете, раньше их просто не было. Как выживали… сложно сказать.

Мультики мультикам рознь. К сожалению, действительно качественные мультики с грамотной проработкой сюжета, впечатляющей анимацией, с добротной смысловой нагрузкой сегодня редкость. Как и книги, как и игрушки.

Все это исходит из неверного восприятия детей. Детская индустрия (а это мир взрослых) видит детей шумными, неуправляемыми, падкими на яркие цвета и динамично сменяющиеся картинки. Качество для детей считается неважным, достаточно сделать мимишных персонажей в токсичных цветах с писклявыми голосами, лучше всего зайдёт, если они при этом будут как можно больше друг друга дубасить, потешаться. Многие детские мультики придерживаются модели «булли и его жертва», где жертва становится в итоге булли.

Основная цель мультиков - удержать ребёнка у экрана как можно дольше. Это отражает цель заказчика - родителя, для которой он включает мультик своему ребёнку. Эту цель можно заключить в емкое слово «выключить». Мультиками ребёнка выключают из окружающей его реальности: в ресторане, в очереди, в транспорте, в магазине, у врача, в парикмахерской, если надо решить «взрослые» вопросы.

Весьма странное желание для тех, кто так переживает за успешную социализацию своего ребёнка, ведь именно для этого его отдают в детский сад, где он проходит этап интеграции в общество.

Чтобы не признавать банальное выключение ребёнка, среди родителей и даже специалистов гуляет мнение, что мультики развивают. Так, детей учат цветам и формам через мультик, вместо того, чтобы обратить его внимание на то, что его окружает. Тем не менее, проводили исследование, в котором одни дети изучали предмет через экран телевизора, а другие ту же самую информацию получали от живого взрослого. Неудивительны результаты такого эксперимента - конечно же, живое общение дало не поверхностные, а более глубокие плоды.

Живое общение - вот чего не хватает нашим детям. Да и нам самим. Мы уходим в социальные сети, а своим детям предлагаем провести время не в общении со своим значимым взрослым, а в пассивном просмотре целого ряда мультиков на ютьюбе. Многие родители разучились разговаривать со своим ребёнком, они правда не знают, о чем можно поговорить с ним в очереди в поликлинике, или просто на прогулке, гуляя по улице. Мы такой кладезь информации для наших детей, именно благодаря уровню привязанности через подобие дети перенимают культурный код, речь, овладевают знаниями. Современные же дети стали буквально сбегать в виртуальный мир. Родители хватаются за голову - их не оторвать от гаджетов. Что же произошло?

А ничего нового. Работает все тот же инстинкт привязанности, который может быть деперсонализированным при условии нехватки живой привязанности. Алкоголь, наркотики, игровая и адреналиновая зависимость - это все та же привязанность, к которой человек обращается, если на месте истинной безопасной привязанности к близкому человеку дыра. Это фактически бегство от уязвимости - одиночества - и спасение себя.

Не дети зависли в гаджетах, а мы сами их туда отправили. Заберите у ребёнка гаджет - и что тогда? Какую альтернативу вы ему подготовили? Готовы ли вы дать ему себя? Многие честно отвечают нет, и продолжают сетовать, что детей не дозваться к ужину.

Современное поколение iGen самое одинокое поколение из всех, которые ему предшествовали. Максимум, что есть у наших детей - это детская площадка, чаще всего в присутствии взрослого. В остальном они заперты в своих комнатах, детских садах, школах и секциях. Свободной игры стало невыносимо мало, время на нее практически не выделяется, полагая, что это безделье не несёт никакой пользы ребёнку. То, что дети ушли со дворов в помещения не так страшно и в принципе согласуется с жизнью в городе, но при этом мы не учли, что не готовы дать им себя, а предложить вместо можем только виртуальную реальность и игрушки - то есть деперсонализированную привязанность. Отсюда все чаще вы увидите на улице мам, которые кормят своих детей под ютьюб. Мама=еда=насыщение=мультики. Мультики=мама. Так работает инстинкт привязанности. В этом ключ ко всем психологическим расстройствам и зависимостям.

И что теперь - не смотреть? Скажет мне тот, кто прыгает из одной крайности в другую и не готов увидеть суть моего сообщения.

Я обожаю мультики. Качественные. Для меня имеет значение сила анимации как отдельного искусства, мне важно, чтобы в содержании была суть. Это в первую очередь уважение своего ребёнка и того, что я ему предлагаю, чем я его кормлю. Мультики - это время вместе, это возможность разделить общие впечатления и обсудить увиденное. У меня нет необходимости выключать ребёнка мультиком, потому что у него есть полное приглашение в мою жизнь, он не является обузой или мешающим фактором.

Про мультики мы часто забываем на недели, потому что в них нет необходимости - напитанный вниманием и заботой ребёнок уходит в истинную солитюдную свободную игру, которая несёт в себе огромную пользу и значение в становлении каждого человека. В очереди или в транспорте (однажды мы ехали в машине три дня подряд и даже не успели включить планшет) мне даже в голову не прийдет предложить ему мультик - ведь сколько вокруг интересного и важного для его развития, та самая желанная социализация.

Мультикам я говорю да, но при условии надёжной привязанности и крепких безопасных отношений со значимым взрослым. Есть рекомендация не показывать мультики до того, как ребёнок начнёт говорить, но речь перенимается опять же благодаря привязанности и индивидуальным особенностям развития каждого ребёнка, поэтому утверждение это для меня сомнительное, тем более, что своему сыну я показала мультик как раз до того, как он начал говорить, а говорить он начал очень рано и очень хорошо.

Начинали мы смотреть анимэ студии Гибли, предпочитая вялотекущие повествовательные сюжеты с красивой спокойной фоновой музыкой.

И напоследок наш ТОП, который я дополняю в сохранённых сториз.

Stillwater (Тихая вода)
Листопадово (Tumble leaf)
Мальчик, крот, лис и лошадь (The Boy, the Mole, the Fox and the Horse)
Тоторо/Рыбка Поньо и др.
Робин Робин (Robin Robin)
Наш дом (Here We Are)
Документалки : Our Planet, Moving Art, Abstract: the Art of Design, My Octopus Teacher, серия Мегазаводы от National Geographic

Обняла,
ваша Ира

Мой инстаграм
Мой телеграмм

психологияразвития, психология, мультфильм, теорияпривязанности

Previous post Next post
Up