У меня дети хомскулеры, и я сама - хомскулер. Тут можно сказать, ну как же хомскулеры? Вот сейчас они в государственной школе в США, а в первом классе Сашка учился в обычной петербургской школе. Да и у меня дипломы вполне себе официальные и обучение очное.
Дело в том, что мне кажется, главная ошибка в понимании термина «хомкулинг», это - «сидение дома», с редким посещением кружков, спортивных секций и семейных лагерей.
Для меня «хомскулинг» это об ответственности. В смысле главный, кто принимает решения, а вместе с ним все риски, - родители, а не государство. А значит, я могу сегодня пойти в государственную школу, завтра - в частную, послезавтра уехать в Ушуайю и выращивать лам. Это может быть очень удачный путь, который приведет меня и моих детей к свободе и гармонии, это может оказаться полным провалом, в результате которого мы заработаем невроз:) Никогда не знаешь, куда придешь, пока не дойдешь до конца. Статистика говорит нам, что случайных факторов, которые влияют на жизнь так много, что достоверно просчитать свою жизненную траекторию невозможно. Хотя она же нам сообщает, что главным и чуть ли не единственным социальным лифтом в современном обществе является как раз образование. Причем с каждым годом движение между этажами все больше затрудняется. И этот факт тем более заставляет меня думать самостоятельно об образовании детей.
В Санкт-Петербурге все было просто, накопленный годами социальный капитал и кое-какие профессиональные умения позволили мне создать наиболее подходящую с моей токи зрения среду для детей. Да, «мне создать», это громко сказано, каюсь, нас было и есть много, но в ситуации ссылки на берега Миссури, иногда кажется, что я вообще всех придумала, и нет в этом мире ни Санкт-Петербурга, ни Манежного переулка дом 13.
Мне страшно. Я тревожный и малодушный товарищ, зависимый от оценки и склонный к перекладыванию ответственности. Работаю над собой. Дело продвигается медленно. Так как мне страшно, я должна быть уверена, что в любой момент могу умыть руки и передать детей государству (какому-нибудь), поэтому мы проходим школьную программу. Два предмета: русский и математику. Все остальное в начальной школе, это просто кругозор, ведь так?
Мы не учимся по учебникам, какой смысл? У нас есть тетради с заданиями, если же требуется в чем-то теория, что-то непонятно, тогда объясняю я, справочники или интернет. Наташке обычно я, Саню часто отправляю в гугл, если ты не знаешь, сколько должно быть н в суффиксе - спроси у гугла и распечатай себе списки суффиксов и правил.
Обычно тренажеры составлены так, что в них укладываются нормы программы.
Математика: мы пользуемся тетрадями Петерсон и тетрадями Грецкой А.В. Тетради Грецкой - мои любимые. В ее устном счете вся программа есть от счета в пределах десятка до сложных операций с дробями. Причем устный счет мы делаем каждый день за завтраком по 5 примеров, занимает примерно 5 минут. Для того, что бы писать у нас есть доска формата А4 с маркером. Наташке иногда нужно рисовать, если речь о периметрах и подобных штуках. Все остальные вещи типа объемов, единиц измерений, дробей проходим на подручных предметах (еда, упаковки), веревочки, ну что обычно валяется на столе за завтраком?
С Сашкой так учились 2 года, но за два года прошли всю ее тетрадь (1-4 класс) и теперь он свободен, иногда придумывает задачи для Наташки.
Вот эта пятиминутка устного счета - обязательна, так же как и 8 минут дыхательной гимнастики Стрельниковой, и немножко зарядки. Про дыхательную гимнастику отдельно: мне надоели Санины отиты и мы решили заниматься гимнастикой, Сашка пытался возмутится, тогда я села и с ним вместе посчитала, сколько времени мы потратили на посещение врачей и обследования в прошлом ноябре (с дорогой, продолжительностью визита и т.д.), прибавили страдание от болей и сумму, потраченную на лечение и визиты в медицинские учреждения, и он сам сказал, что будет выбирает 8 минут гимнастики по утрам. Ему всегда нужно видеть смысл и выгодуJ
Кроме устного счета мы используем тетради Грецкой с математическими тренингами и «интеллектику» Зака. Все остальное - игры, книги, интересные тетради, олимпиады, обучающее видео время от времени. Когда есть силы и желание.
сколько? Мы взяли, посчитали количество уроков, разбили на количество учебных недель и получили 2 урока в неделю из каждой тетради (6 уроков). Это около двух часов в неделю. Проверяли экспериментальным путем. Добавить сверх этой программы я права не имею. Даже, если мне кажется (а мне регулярно кажетсяJ), что они могут больше.
Русский язык: Наташка пишет прописи, две страницы в неделю. Любит? Нет. Но она и отжиматься не любит. Это - тренировка. Для чего - объясняю, отказаться - нельзя. Две страницы в неделю это гораздо меньше, чем она может, но я не хочу делать из этого проблемы, поэтому движемся медленно, но без скандалов
Еще она переписывает какой-нибудь текст, из 3-4 предложений с заданиями типа «подчеркни все согласные, поставь на конце знак препинания и т.д.» Кстати, выяснилось, что ей сложно списывать с книги, я пишу предложения в тетради (тоже тренирую красивый почерк), через строчку - она списывает прямо под моей строкой. Ей нравится метод «зеленой ручки» и да, каждый раз я это делаю. Списывает обычно без ошибок. Умничка. Если вдруг напишет какую-нибудь ы после ш, я просто дурным голосом «ругаю букву» на тему «куда ты такая-сякая залезла», Наташка маленькая, ей смешно. На самом деле и Сашке смешно, когда я начинаю веселиться над тем, куда у него что залезает.
Наташка читает мне вслух стихи, при этом, во-первых, развивается фонетический слух, и, во-вторых (что для меня главное) нужно очень четко произносить окончания и быть аккуратным с формой слова, да-да, все суффиксы начинают звучать и ничего путать уже нельзя. Читаем так: первый раз - про себя, второй - вслух, третий - вслух и красиво. На самом деле это упражнение ей нужно для дикции и логопедии. Ну просто мне ужасно муторно повторять все эти ра-ро-ры-ру… А стихи читать веселоJ
Саня работает с тренажером все той же Грецкой (1 текст в неделю), выполняет задания из тетрадей Полниковой (вот там бывает сложное, 2-3 страницы в неделю) и иногда пишет «free writing», это он уже из местной школы принес.
На русский тоже уходит около 1.5-2 часов в неделю.
Да, конечно, у нас есть различные игры (ребус, банда умников и т.д.), интересные задачники, книжки Татьяны Рик по-русскому, которые я очень люблю, все эти «русские медвежата», «кенгуру» и прочие звери. Но все это делается под настроение. В основном мамино, так как частенько нужна анимация для поддержания энергии дерзновения.
Еще Наташа учит стихи, одно в неделю. Но это называется «Наташа учит», обычно первой выучиваю я, потом - Саня, а потом уже Наташа.
На всю эту «официальную урочную» деятельность мы тратим около 4 часов в неделю. Наверное, это много, я не знаю, но дети не протестуют, и мы платим эти 4 часа за мое спокойствие. Потому что если я не спокойна - плохо всемJ к сожалению. «Мы» звучит громко, как правило, они все делают сами, но в моем присутствии, я занимаюсь своими делами, но всегда доступна для вопросов. Если чувствую, что начинают нервничать и раздражаться, бросаю все что делаю и иду на помощьJ
Как мы договорились? Я же мама, к тому же у нас, тешу себя надеждой, все не так плохо с привязанностью, а значит мне всегда можно сказать - не хочу и не буду, а я со своей стороны всегда могу вспылить. Это не плохо и не хорошо. Это - жизнь.
С Сашкой в 7- 8 лет было сложно. Очень. Чаще всего уроки становились катализатором для общей психологической разрядки. Были скандалы. Он умеет нащупывать и проверять границы, я редко встречала таких мощных тролейJ, и разряжается, когда вызывает у меня ярость. Я регулярно проигрывала. И Костя тоже. В смысле, мы самозабвенно начинали ругаться с 7-8 летним ребенком. Помогало лишь «да черт с ними с уроками, это же сын». Но тогда камнем преткновения становилось что-то еще. Так что в конце концов, я после каждой ссоры шла к компьютеру и подробно записывала факты. Что было. Что сказал он, а что я, а как мы двигались, а когда повышали тон и т.д. На следующий день читала и пыталась анализировать, где меня понесло, где я потеряла контроль. А еще обсуждать с ним. И говорить, что происходит с нами в данной ситуации. Вот нападает на меня такое безумие, а на него - такое, но что же мы? Слабее? Давай вместе справляться с этим безумием. Монтаж. Перескакиваем через процесс ссоры. Это работает, когда я сильная, счастливая, выспавшаяся и никуда не спешу. В какой-то момент я решила, что в иных условиях я просто сразу не буду лезть в подобную ситуацию. Не сработает же.
История противостояния я и Саша vs наши истерики - долгая история, но думаю, со счастливым концом. Очень помогла книга Майкла Уайта «Карты нарративной практики».
Сейчас я еще понимаю, что Сашку до 8 лет вообще нельзя было учить по программе, у него произвольность формировалась чуть медленнее, чем у среднестатистического ребенка. Но я была дурной и тревожной мамашей, которая все знала в теории, но не могла победить свои страхи что-то не успеть.
С Наташкой не было никаких проблем совсем. Во-первых, я ее не трогала до этого года. Во-вторых, она насмотрелась на наши ссоры с Санькой и решила, что переписать какую-нибудь страничку проще и быстрее. Первый класс мы просто не проходили - начали со второго. И пока все движется вполне размерено и само собойJ
им помогает то, что они точно знают объем работы и количество затраченного времени. Если вдруг не в духе, мы или все переносим, или я сижу рядом и всячески помогаю.
Скайп-уроки
Саня три года занимается математикой по скайпу с Аленой Алексенко, математиком и нашим другом из Португалии. Это такая настоящая математика ради математики, имеющая очень мало отношения к школьной программе, но очень много - к мышлению и тренировке мозга, да и просто, математики - совсем другие люди и я хочу, что бы мои дети с такими людьми общались. Алена потрясающе терпеливый и спокойный учитель. Было временя, когда Саня занимался лежа под столомJ Он ни разу не отказался от Алениных уроков. И я вижу результаты. И они впечатляют. Все его достижения на олимпиадах - заслуга Алены.
В этом году Алена взяла и Наташку, чему девочка очень рада.
В прошлом году мы с Сашкой неожиданно обнаружили у Натальи полное незнание географии. Когда Саня пришел ко мне и сказал: «мама, тебе не кажется, что нужно что-то делать с Наташкиной памятью и знанием географии», я задумалась. В итоге - учили стихи и занимались географией по скайпу с другом Кирсановым. Это было очень важно, что бы первый Наташкин «онлайн учитель» был человек, в котором она души не чает. Так как Кирсанов в первую очередь историк, география получилась «историческая», за пол года добрались от древних египтян до Марко Поло. С большим количеством карт, современных и древних, с чтением источников и кучей веселья. Очень хочется в этом году продолжить.
В скайп уроках, главным и первичным для меня была и есть личность преподавателя.
Еще в этом году дети начали осваивать scratch. Пока просто в качестве развлечения.
На этом наше «домашнее обучение» заканчивается. В прошлом и позапрошлом году у нас был «Дом Гнома», в этом - американская школа, что будет дальше - посмотрим (надеюсь, снова Дом Гнома).
Конечно, кроме всего вышеперечисленного, есть спорт, музыка, какие-то кружки, походы-поездки-экскурсии, книги, научно-популярные фильмы, разговоры обо всем, интересные люди. Но это уже - просто жизнь, которая дополняет любую базовую, обязательную программу. Главное отличие - от этого можно в любой момент отказаться, а от «программы» - нет, далеко мне еще до свободного полета и анскулинга:) хотя я лукавлю, отказаться от спорта совсем нельзя, его можно выбрать, но не менее 3 раз в неделю. Ну и еще можно выбрать что-то "для души". Хотя вот в этом году, похоже Саня возьмет тайм-аут и будет просто читать и валятся дома в свободное время. Наташка выбирает фортепьяно.
Сложно было все это выстроить, с Санькой мы наломали кучу копий, дело в том, что я совершенно не выстроенный человек. Но что делать? Учусь. Самое ужасное, что через год все опять будет по-другому! Или это и есть самое интересное?
Важно: у нас нет понятия «лето», «учебный год», «выходные», «каникулы». Мы из тех ребят, которые могут посреди учебного года куда-нибудь отправиться, а летом - учится. Дети видели, что папа часто работал сутками напролет, зато потом посреди рабочей недели ехал с нами путешествовать. Я в Петербурге, по-моему, работала практически все выходные, но часто болталась по городу по будням. Мы создаем тот график, в котором нам удобно. И это, конечно, с трудом уживается со школой.