Оригинал взят у
autumn_flavour в
История неуспеха ... в западной культуре практически отсутствует целый информационный пласт из тех, которые передаются от поколения к поколению. Этот пласт - истории неудач. Истории удач передают все, это легко, просто и приятно - я был простым парнем из рабочего поселка, но работал как проклятый, к двадцати имел свое дело, а в тридцать стал миллионером! Или - девчонки надо мной смеялись, называли зубрилкой, а я поступила в престижный университет, окончила с отличием и сейчас руковожу корпорацией и зарабатываю стотыщмильенов в год! Это та самая правда, которую говорить легко и приятно. А вот истории неуспехов звучат гораздо реже и в лучшем случае в варианте быстрой перемотки - ну, было, да... разорился, не получилось... но потом я все равно добился своего!
Между тем, истории неуспеха - это ведь тоже ценный ресурс. Когда тебе плохо и другие тебе сочувствуют и говорят "со мной тоже так было, держись" - по сути, они делятся своей историей неуспеха, чтобы ты знал, что ты не один, все выжили и ты тоже выживешь. Истории неуспеха учат выживать, дают понимание того, что мир не кончается на неудаче, позволяют учиться на чужих ошибках.
Мы не передаем эти истории дальше по нескольким причинам. Во-первых, опыт может быть настолько травматичен, что должны пройти десятилетия, прежде чем человека "отпустит" и он сможет открыть рот. Пережившие Холокост в массе стали рассказывать о своем опыте выживания только спустя десятилетия после пережитого. Во-вторых, естественный путь передачи информации от поколения к поколению - это передача от родителей детям. Подпричина первая: родители хотят быть в глазах детей идеалом, поэтому, пусть сами того не сознавая, избегают рассказов, в которых выступили не в лучшем виде. Подпричина вторая: родителям может казаться, что их опыт неактуален для детей. Мать думает: разве может моя такая красивая, такая замечательная дочь страдать от сознания собственной некрасивости, как я когда-то? Разве может она, такая умная, такая рассудительная, повторить мои ошибки?
И все же нам необходимо знать, что наши родители не были идеальны. Наши дети должны знать, что мы неидеальны. Что мудрость приходит с опытом, и кое-что из этого опыта ни один родитель своему ребенку не пожелает. Что все с кем-то когда-то уже было, что можно выстоять и выжить, и потом научить этому других. И это ничуть не менее важно, чем истории о том, как мы всех победили и заработали свой первый миллион.
P.S. Предвосхищая вопросы: книга называется Composing a Further Life. The Age of Active Wisdom (рабочее название "Создавая свое будущее. Возраст активной мудрости") by Mary Catherine Bateson (Мэри Кэтрин Бейтсон). Книга о том, как люди в современном мире проживают "вторую зрелость" - возраст, когда ты уже на пенсии, но еще бодр и полон сил и желания что-то делать.