В нашей семье в «Эрудит» (Scrabble) играют более 30 лет. За эти годы игра обросла своими традициями и даже новыми правилами, делающими её интереснее. И я хочу поделиться этим с Вами.
Приобрести игру можно в магазинах игрушек. Есть две различные версии с разной «стоимостью» букв и их количеством. И продается она не только под названием «Скраббл» («Скрэббл») или «Эрудит», но и другими. Однажды Женя попросила привезти русскоязычный «Эрудит» в США, и мы долго объясняли продавщице, что это такое. В конце концов, она воскликнула: «Так это же Словодел! Что же вы раньше не сказали!» И указала на коробку на витрине.
Игра у нас занимает около трёх часов, поэтому мы играем обычно в выходные.
Рассмотрим стандартные правила (из Википедии) (в кавычках) и наши семейные нововведения (курсивом).
«Разрешается использовать все слова приведённые в стандартном словаре языка за исключением слов, пишущихся с заглавных букв, сокращений, и слов, которые пишутся через апостроф или дефис».
Мы используем сокращения, если они пишутся с маленькой буквы. Например слово "хабэ", имеющееся в словаре.
Во время игры мы пользуемся, в основном, Сводным словарём русского языка и сайтом «Грамота.ру». Если слова нет ни там, ни там, то слово не засчитывается. Также запрещено ставить слова, которые отмечены в Сводном словаре словами «справочное» и «не рекомендуется». Однако, если в одном словаре оно «не рекомендуется», а в другом допускается, то слово ставить можно.
«В варианте «Скрэббл» можно использовать все падежи, склонения и времена. В то же время в игре «Эрудит», согласно традициям русских лингвистических игр, разрешено использовать только имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа (либо множественного, при отсутствии у слова формы единственного числа)».
Мы играем по правилам «Эрудита». То есть ставим нарицательные сущесвительные в именительном падеже единственного числа. При этом ставим множественное число даже при наличии формы единственного числа, если эта форма встречается в словарях или энциклопедиях. Так, слово «прямоугольник» в СЭС есть во множественном числе (посмотрите примечания рядом со словом). Поэтому мы разрешаем ставить это слово и в единственном, и во множественном числе.
«Запрещено использовать словарь для поиска слов. Словарь разрешён только в случае проверки на существование уже выложенного слова».
Мы разрешаем при обдумывании хода пользоваться любыми словарями, в том числе обратным словарём и даже Интернетом.
Это невероятно обогащает словарный запас! И с каждым разом игра становится интересней.
«В начале игры каждому даётся по семь фишек. За один ход можно выложить несколько слов».
Мы разрешаем положить несколько слов только в ситуации «уголок», когда пересечение с одним словом создаёт необходимость поставить другие слова. Посмотрите несколько примеров ситуации перед ходом и после хода. Имейте в виду, что все выставленные слова являются существительными! Например, «эта» - буква греческого алфавита и т.д. При этом очки засчитываются за все вновь поставленные слова.
Одним ходом были поставлены три слова "софа", "хо" и "ра" (все есть в Сводном словаре).
В данной ситуации посталены одним ходом существительные "эр", "эта", "азу" и "вуз".
«Каждое новое слово должно соприкасаться (иметь общую букву или буквы) с ранее выложенными словами. Слова читаются только по горизонтали слева направо и по вертикали сверху вниз. Первое выложенное слово должно проходить через центральную клетку. Если игрок не хочет или не может выложить ни одного слова, - он имеет право поменять любое количество своих букв, пропустив при этом ход. В соответствии с изменениями, внесенными в правила в 1976 году, «любое количество» может означать и ноль, то есть игрок имеет право просто пасовать, не меняя ни одной фишки».
По нашим правилам, если игрок не может придумать слово, он обязан положить буквы, и над ходом думают все игроки. Только потом, если никто не придумал слово, то игрок меняет все семь букв.
«Любая последовательность букв по горизонтали и вертикали должна являться словом. То есть, в игре не допускается появление на поле случайных буквосочетаний, не представляющих собою слов, соответствующих вышеприведенным критериям. После каждого хода необходимо добрать новых букв до семи. Если за ход игрок использовал все семь косточек, то ему начисляются дополнительные 50 очков».
По нашим правилам использование всех букв удваивает очки за ход.
«Каждой букве присвоено некоторое количество очков от 1 до 10».
Мы присвоили твёрдому знаку 20 очком, в момент, когда он впервые выставляется на поле в данной игре. Так, в слове «объект» он стоил 20, а в слове «объектив» (см. ниже о продлении слов) - 10 (согласно номиналу).
Также мы «стёрли» одну из пяти «й», сделав дополнительный «джокер».
«Количество очков, получаемых игроком за выложенное слово, подсчитывается следующим образом:
если квадрат под буквой бесцветен, добавляется количество очков, написанное на букве
если квадрат зеленый, количество очков буквы умножается на 2
если квадрат синий, количество очков всего слова умножается на 2
если квадрат желтый, количество очков буквы умножается на 3
если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3
Если слово пересекает и красную и зелёную клетки, то в удвоении (утроении) очков слова учитывается удвоение (утроение) очков букв. Если слово пересекает две красных клетки, то учитываются обе операции. Например, если слово прошло через две клетки утроения слова, то общий счет очков слова умножается на 9»
Мы считаем ходом продление имеющегося слова. При этом призовые клетки, уже занятые на момент хода не учитываются.
Например, при постановке слова «объект» буква «к» удвоилась и стоила четыре очка.
Но при ходе «объектив» «к» засчитывается как 2 очка, но всё слово утраивается. Нельзя продлевать одновременно два слова, даже если они стоят на уголке.
«Также, в наборе косточек присутствует несколько пустых фишек (в версии «Эрудит» - звёздочек). Такая фишка может быть использована как любая буква на выбор игрока. Например, игрок может выставить слово «ТЕ*ЕФОН», где роль буквы «Л» будет играть пустышка. Правила подсчёта очков и использования пустышек могут отличаться и игрокам следует заранее договориться о нюансах. Ниже приведены возможные варианты правил.
Подсчёт очков за пустышку:
- Пустышка всегда имеет 0 очков (классические правила Scrabble).
- Пустышка приносит столько очков, сколько бы принесла буква, роль которой она играет».
Мы используем последний вариант подсчёта очков.
«Повторное использование пустышек:
- После выкладывания на поле, пустышка считается сыгранной и так и остаётся на этом месте до конца партии (классические правила Scrabble).
- Если один игрок выложил слово «ТЕ*ЕФОН», то затем, любой игрок, имея у себя букву «Л», может заменить её на пустышку и забрать её себе. Как правило, действует дополнительное правило, обязывающее в таком случае использовать (выложить) забранную с поля пустышку этим же ходом, то есть когда нельзя брать её себе «про запас».
Мы используем правило «Эрудита», то есть второй вариант.
Дополнительные правила нашей семьи.
Правило 1. Нельзя ставить слово меньше четырёх букв. За исключением ситуации «Уголок», где можно ставить слова из двух и трёх букв. Это правило развивает игровую ситуацию и редко бывают случаи, когда «некуда ходить».
Правило 2. Можно во время хода делать одну замену буквы на поле. То есть вместо буквы, стоящей на поле, поставить одну из своих букв, не нарушающую логику игры, например вместо «хвощ», поставить «овощ». А букву «х» использовать для хода. Можно таким образом выменять и джокер.
Так в приведённом примере было поставлено слово "хвощ" с джокером на букве "х", но следующий игрок поставил вместо джокера букву "о", а джокер использовал для своего хода.
Игрок обязан сразу же использовать выменянную букву или джокер, за исключением ситуации, когда он ходит «продлением слова с заменой одной буквы». Например, вместо слова «шест» можно поставить «бестия», а букву «ш» взять себе и использовать позднее при любом ходе. Также игрок может оставить себе выменянную букву, если он ее провёл слово через место обмена. Например, можно было бы поставить вместо "о" снова "х", сходив, например, по горизонтали "хлыст", и оставить "о" себе.
Также заменой считается снятие буквы с поля, если это не нарушает ситуацию на поле. При этом не должно получиться слова короче четырёх букв. Если же слова стоят на уголке, то там должно остаться не менее двух слов длиннее трёх букв. Из-за разрешения снимать букву существует возможность выставить за один ход восемь букв, поэтому мы и заменили выше в правилах «все семь букв» на «все буквы».
За один ход можно сделать только одну замену.
Выменивать букву может только игрок, чей ход в данный момент.
Правило «замены» мы ввели несколько лет назад. Оно открыло массу новых возможностей, практически сведя на нет ситуации, когда игрок не может придумать ход. Главное, чтобы все игроки следили, чтобы кто-то случайно не сделал две замены за один ход (такое случается).
Правило 3. Пустышку (мы называем её «джокер») можно ставить только на букву, которая ещё имеется не на поле. Например, есть шесть букв «р». Если все шесть «р» уже на игровом поле, то джокер на «р» ставить нельзя. Это правило позволяет иметь джокеры в игре до самого конца, что делает ёё гораздо живее. Чтобы реализовать это правило, можно не только считать буквы на поле, но и, например, задать вопрос другим игрокам: «У кого-нибудь есть буква «р»?», и даже проверить наличие буквы среди невзятых букв (потом тщательно перемешав их).
Джентльменские правила (желательные, но не обязательные)
Пожелание 1. Берегите редкие буквы!
Дорогие буквы стараться ставить на «дорогие» места и не «загаживать» (когда первый игрок ставил слово «хвощ», которое «никуда не попало, он предполагал, что вместо «хвощ» можно будет поставить «хвоя» и спасти единственную «щ»). Когда следующий игрок заменил «хвощ» на «овощ», он понимал, что «щ» по-прежнему выменивается («овод»). Ставить слова, где дорогая буква не выменивается, «прилично» только туда, где она (или всё слово) удваивается или утраивается. Исключение составляет твёрдый знак.
Пожелание 2. Берегите красные клетки!
Неприлично «загаживать» красные клетки, то есть нужно стараться не ставить слова так, чтобы доступ к «красненькой» оказался невозможен. Впрочем, с нашим правилом «продления слова с заменой одной буквы» почти всегда можно найти способ попасть на «красненькую».
Пожелание 3. Счёт - не главное!
Не надо бояться делать ходы, позволяющие другим игрокам сделать хороший ход. Наоборот, нужно стараться развивать игру, открывая другим игрокам выход на призовые клетки. Также любой игрок может положить свои буквы (даже придумав ход) и попросить помочь придумать более интересный ход.
Последние ходы, когда уже почти все буквы кончились, как правило, мы играем «в открытую», когда буквы игроков лежат на столе лицом вверх, а не стоят.