Фанар - здесь жили христиане

Dec 22, 2013 22:43

Фанарион, Фанар, Фенер - район Стамбула на южной стороне бухты Золотой Рог. Здесь находится резиденция Вселенского (Константинопольского) патриарха.
В течение нескольких столетий на Фанаре традиционно селилась греческая интеллигенция, именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.
После падения Константинополя в 1453 г. в этом районе жило большинство оставшихся в городе византийцев.



Разумеется, константинопольские греки были людьми разного достатка и селились в самых разных районах города. Но Фанар традиционно был местом сосредоточения греческой элиты, которая традиционно поставляла образованных людей и искусных торговцев. Константинополь (так Стамбул назывался в международных документах до 1926 года) вплоть до Первой мировой войны оставался городом, в котором мусульмане не имели явного большинства. К 1914 году до половины населения столицы империи составляли православные христиане (в основном греки), армяне и евреи. Однако светской европеизированной Турецкой республике менее чем за столетие вполне удалось то, что не смогли сделать османские владыки (халифы мусульманского мира) - превратить Стамбул в моноэтничный и монорелигиозный город. (с)









Фанар был абсолютно греческим и православным до 1920-х годов, когда турки продолжили планомерно выполнять свою программу по очищению города и страны, начатую с армян в 1915 году. Сначала был принудительный "обмен населением" после Лозаннского мирного договора 1923 года, потом греческое меньшинство было систематически лишено всех признаков внутреннего самоуправления, которое оно имело при османах. Потом, во время Второй мировой, турецкое правительство обложило христиан дискриминационным налогом на имущество, делая всё, чтобы турецкие христиане покинули страну, в которой они были гораздо более коренным населением, чем сами турки. Но, несмотря на всё это, многие греки ещё продолжали цепляться за свою родину - к 1955 году их оставалось в Стамбуле до 10% населения. Тогда была спровоцирована серия погромов, что вызвало уже практически последний массовый исход.
Спонсируемая правительством иммиграция турок из самых бедных деревень Анатолии сделала своё дело: считается, что последний грек-фанариот умер в своём доме в 1985 году, и к сегодняшнему дню в стране осталось от всего 2 до 3 тысяч православных греков, в основном преклонного возраста. Можно с уверенностью сказать, что через пару десятилетий история православного христианства в Турции закончится - через почти две тысячи лет после начала. (с)



Раньше это был зажиточный район, застроенный хорошими домами. Теперь же это один из самых бедных районов Стамбула с удручающим состоянием инфраструктуры.



В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.



Доминантой Фанара является старое красно-кирпичное здание Греческого лицея, где в своё время можно было получить образование мирового уровня. Снаружи лицей не выглядит особо запущенным, но при тщательном рассмотрении видно, что он никак не используется - греков, желающих получить образование, в Турции не осталось. (с)

Туда, к этому обломку греческой цивилизации, и лежал наш путь по кривым мощеным улочкам, петляющим вверх по склону.



Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и проложены на крутейших склонах. В настоящее время на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане. Количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо.









Некоторые здания отремонтированы и вполне благоустроены для проживания по современным меркам городской цивилизации.





Приближаемся к греческому лицею и церкви.




Церковь Марии Монгольской - единственная сохранившаяся с византийских времён церковь Стамбула, которая никогда не служила мечетью и в которой всегда совершалась божественная литургия. Её внутренние стены покрыты свезёнными со всего города иконами, некоторые из которых византийского происхождения.



В XI в. рядом возник мужской монастырь, многие насельники которого прибыли из Великой лавры на Афоне.
В 13 в. в Константинополь возвратилась дочь Михаила VIII Палеолога, овдовевшая Мария Деспина Монгольская. Именно ей монастырь обязан своим нынешним обликом и названием. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы.



При падении Константинополя это было место самого яростного сопротивления захватчикам, о чем напоминает кирпично-красный цвет штукатурки и прозвище «кровавой церкви», данное турками храму.
Благодаря греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих, грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть. При султанах Селиме I и Ахмеде II церковь пытались обратить в мечеть, но этим планам не суждено было сбыться.

Церковь Марии Монгольской остаётся приходским храмом греческой общины района Фатих вплоть до наших дней. Церковь пострадала во время Стамбульского погрома 1955 года, но была восстановлена.



Немного оглядываюсь по сторонам перед обратным спуском по улочкам.






После прогулки по Фанару, которая произвела на меня удручающее впечатление, следующим пунктом программы значилось посещение Вселенской Патриархии, расположенной неподалёку .





Собор св. вмч. Георгия - православный кафедральный собор Стамбула, с 1601 года - резиденция Константинопольского Патриарха. Храм представляет собой трехнефную базилику, имеет скромный внешний вид, однако богато украшен внутри.







Справа от иконостаса - часть колонны (столб бичевания) из Иерусалима с остатками кольца, к которому, по преданию, был привязан во время бичевания Иисус Христос. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена.







У северной стены храма установлены ковчеги с мощами Григория Богослова и Иоанна Златоуста, вывезенные из Константинополя во время Четвёртого крестового похода в 1204 г.



В 2004 г. по распоряжению папы Римского Иоанна Павла II мощи святителей были возвращены Вселенскому Патриархату.



С южной стороны храма покоятся останки Евфимии Всехвальной, Соломонии (матери мучеников Маккавейских) и святой царицы Феофании. Серебряная рака мощей святой Евфимии Всехвальной прислана из России «От благочестивых русских жертвователей в дар Вселенской патриархии 1904».


В начале III столетия проконсул города Халкидона пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо - св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану - и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор - Халкидонский, - на котором была осуждена ересь монофизитства.
Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.
Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.



вид храма с восточной стороны




Нашу паломническую группу возглавлял архиерей (Владыка Онуфрий), поэтому в программе была предусмотрена встреча с Патриархом Варфоломеем (Вселенским, Константинопольским).













Официоз, обмен приветствиями и пожелание благополучного паломничества.


наша группа, точнее 2 подгруппы - миряне и священники


В конце непродолжительной встречи каждый из нас подходил под благословение к Патриарху, который вручал памятный презент (золотой крестик в коробочке и небольшую книжку на англ.языке про историю возвращения мощей свт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста)


В процессе встречи я активно исполняла своё фотографическое послушание, возложенное на меня епископом Ионой, который иногда вручал мне свой фотоаппарат для съемки. Таким образом, приходилось успевать фотографировать двумя руками на обе камеры :)   Видимо, это усердие не осталось незамеченным. После встречи мне ещё дополнительно передали от Патриарха деревянный крестик на память :)





вид из окна Вселенской Патриархии на бухту Золотой Рог



паломничества, достопримечательности, Византия, фотовпечатления

Previous post Next post
Up
[]