Во время посещения города погода выдалась не очень-то замечательной, с точки зрения фотосъемки. Обычная для зимнего сезона - пасмурная. Но всё-таки фотографировала, хотелось запечатлеть на память (вдруг больше не доведётся побывать).
В общем, кадры очень скромные, просто общее впечатление от города.
обычный современный мегаполис
мост из Европы в Азию
Немного солнечных моментов всё же было :) Как раз в день прилёта. Из аэропорта отправились в азиатскую часть города, на берег Мраморного моря, чтобы оттуда плыть на пароме в Никею.
Вечер на Галатском мосту, сюда мы приезжали ужинать в ресторанчике.
Акведук Валента. Он был построен в период правления императора Валента приблизительно в 368-375 годах и являлся важным этапом в развитии водопроводной системы Константинополя, соединив два городских холма города. Его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а максимальная высота 26 метров.
В последний день нашего путешествия, вернувшись в Стамбул для пересадки на московский рейс, мы (несколько человек из группы) решили использовать несколько свободных часов, чтобы ещё раз взглянуть на город, на его историческую часть. Так получилось, что по программе этот аспект был мало охвачен (за 2-3 дня пребывания невозможно охватить даже самое основное). В общем, в аэропорту мы взяли такси и отправились в центр, посмотреть на древние стены Константинополя и знаменитые Золотые врата Царьграда.
Чтобы подобраться ближе к воротам и сделать эти кадры, нам пришлось пробираться по мусульманскому кладбищу, устроенному как раз рядом с древними стенами. Кладбище хоть и находится в историческом центре города, но выглядит немного запущенно. Беспорядочные заросли, затрудняющие и без того нелегкое передвижение между могил, которые хаотично вплотную налеплены друг к другу. Протискиваясь в ночи между оград и каменных мусульманских надгробий, чувствовали себя весьма неуютно и даже отчасти воровато, хотя ничего противозаконного в нашем пребывании не было.
Выбравшись из зарослей, можно было увидеть Золотые врата поближе. Сейчас попасть непосредственно к башням ворот с внешней стороны нельзя, так как территория огорожена решетками и даже охраняется собаками (они стерегут крестьянские огороды, находящиеся у крепостных стен).
Золотые ворота представляли трехсводчатую мраморную триумфальную арку с большими створками из полированной латуни (сияющей как золото) и с двумя облицованными мрамором башнями, стоящими по краям. Вершину арки украшала квадрига с бронзовыми слонами и статуя Феодосия. Так как главные ворота обычно открывали только по особо торжественным случаям, то для повседневного использования служили Малые Золотые ворота, находившиеся поблизости.
В 1261 году византийские власти были вынуждены из-за угрозы обрушения во время землетрясений частично заложить арки, сузив все пространство проезда.
После падения империи в 1453 году турки практически замуровали вход в связи с легендой о том, что освободитель Константинополя войдет в город именно через Золотые ворота. После завоевания Константинополя османы построили позади бывшей триумфальной арки три башни и, объединив их высокой стеной с башнями около Золотых ворот, создали крепость с семью башнями и большим внутренним двором. Золотые ворота перестали использовать по прямому назначению.
Феодосиевы стены длиной 5630 метров были воздвигнуты для защиты Константинополя от варваров при императоре Феодосии II, когда город на семи холмах вырос за пределы тех стен, которые были предусмотрены его основателем, Константином Великим. Строительство продолжалось под руководством префекта Анфимия с 408 по 413 годы.
Феодосиевы стены были укреплены после того, как часть их обрушилась при землетрясении 447 года. Тогда же перед стеной был вырыт широкий ров. Внутренняя стена высотой 12 метров и шириной 5 метров через каждые 55 метров была укреплена шестиугольной либо восьмиугольной башней высотой в 20 метров, общее количество которых доходило до ста. Нижний ярус башен был приспособлен под склад продовольствия.
Внешняя городская стена была меньше внутренней и по высоте и по ширине. Из 96 башен внешней стены десять были проездными, из которых парадными считались Золотые ворота - прообраз одноимённых сооружений в Киеве и Владимире.
а вот эта часть стены и ворота - явно новодел (реконструированный участок)
Вернувшись в более цивилизованную часть, у стен мы всё-таки прогулялись.
Едикуле (Семибашенный замок) - знаменитая крепость в Стамбуле, устроенная Мехмедом Завоевателем в 1458 году, вскоре после взятия Константинополя, путём пристройки к четырём древним башням Феодосиевых стен у Золотых ворот города трёх более массивных башен.
В крепости султан хранил свою казну и архивы. Здесь же содержались политические противники султана, в том числе послы воевавших с ним держав (в т.ч. русские послы). Некоторые из них чувствовали себя в крепости весьма вольготно, предавались литературному творчеству и состояли в постоянной корреспонденции со своим правительством.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…
Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье.
После краткого обзорного посещения этой части древнего города заключительным пунктом нашей произвольной вечерней программы было посещение места погребения Константина Великого.
Когда-то здесь находилась Церковь Святых Апостолов. Первоначальное здание базилики было построено Константином Великим как главный храм новой столицы Константинополя, его сын Констанций поставил здесь гроб с телом своего отца, тем самым положив начало традиции захоронения в храме императоров Восточной Римской империи.
С окончанием строительства собора св. Софии первая церковь Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения. Чтобы исправить положение, император Юстиниан поручил возвести на месте Константиновой базилики новый храм, призванный стать усыпальницей всего императорского семейства. Он оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении семисот лет.
Храм был уничтожен турками в 1461 году, на его месте султан приказал построить мечеть.
Мечеть Фатих (Мечеть Завоевателя) - одна из больших мечетей Стамбула, расположенная в европейской части города в районе Фатих. Во дворе мечети находится кладбище, здесь в мавзолее покоится османский султан, завоеватель Константинополя - Мехмед II. Гробница является одной из самых важных городских святынь.
По некоторым источникам, гробница султана-завоевателя была символически устроена на том же месте, где погребен Константин Великий.
Интересно, что написано на этой каменной табличке с упоминанием имени Константина? (UPD. о том, что султан Мехмед захватил Константинополь)
несколько аистов кружили в ночи - и это в большом городе!
Посещение этого места произвело на меня неизгладимое впечатление. Хотя чисто внешне ничто здесь не напоминает о былых христианских временах, но некая общая атмосфера, что-то незримое, что невозможно облечь в слова, молчаливо свидетельствует душе о том, что славное и духовно значительное связано с этими местами. Столько святынь хранилось здесь, столько христианских погребений...