Патара - родные края святителя Николая

Dec 19, 2013 19:42

Бывший основной порт Ликии и родина святого Николая, город Патара лежит на южной окраине современной турецкой деревни Гелемиш. Многочисленные мифы приписывают происхождение города грекам, но находки последних лет доказывают, что порт появился еще во времена финикийцев.
Ещё с античных времён здесь строились храмы и святилища, благодаря которым город уже тогда имел репутацию религиозного центра Малой Азии.
Патара была частью империи Александра Великого, после смерти которого город использовался в качестве морской судоверфи.
Во времена правления Римской империи Патара была важным портовым и торговым центром.
Город утратил свою значимость как важнейший порт после того, как обмелел лиман, суда уже не могли заходить в Патару. Песок всё больше наступал на город.
В эпоху раннего средневековья Патару разрушили сельджуки, после этого жители навсегда покинули здешние места.



В наши дни Патара, как и её спутник Гелемиш, больше известны не своими древними руинами, а прекрасным белым песчаным пляжем. (фото не прилагаю, на посещение пляжа время не предусматривалось)










ликийские гробницы


парниковые плантации, снабжающие продовольствием в т.ч. и нашу страну






















































руины древнего ликийского города Патара






"Триумфальная арка у въезда в город - постройка римской эпохи. Долгое время считалось, что она же служила своеобразными воротами в город, о чем пишется едва ли не во всех путеводителях. Но раскопки последнего времени показали, что это не так - под аркой не обнаружена сама дорога. Зато другие свидетельства говорят в пользу того, что арка являлась конечной точкой подачи воды по акведуку в город с гор. Справа от арки - выложенная брусчаткой дорога на знаменитые пляжи Патары с белоснежным песком и дюнами"


Святитель Николай родился во второй половине 3 века в городе Патара, в малоазийской области Ликия. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей, в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана.
Необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его христианское воспитание и постарались направить его на праведную жизнь. С раннего возраста святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.
Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.
При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.
Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился в обитель, основанную его дядей епископом. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью. Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня».

Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Когда скончался архиепископ всей Ликийской страны, для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Они усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное. Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его - Николай. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов.

По вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай был, как всегда, кроток и смирен духом, незлобив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки - вечером. Целый день он творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих - питателем, для плачущих - утешителем, для притесненных - заступником. Паства его процветала.
Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана. Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.
Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.
Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих обязанностей. Он прославился особенной ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.
По словам святого Андрея Критского, «своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для нее миром благоуханным!»



В наши дни большая часть городских развалин всё ещё находится под толщей песка, земли и травы, поэтому представить, как именно выглядела древняя Патара, довольно сложно. Археологические работы ведутся тут постоянно.







идем в пальмовую рощу читать акафист свт. Николаю








Площадь территории археологического комплекса, который начинается от посёлка Гелемиш, составляет несколько кв. км. Жители этого населённого пункта, ранее занимавшиеся сельским хозяйством, сейчас активно заняты в туристической сфере, строя пансионы и рестораны, а также открывая свои магазины и сувенирные лавочки, таким образом, превращая Гелемиш в туристический центр. (с)

В общем, почитав в сети информацию о Патаре, я поняла, что мы её толком и не видели. Приехали уже вечером, успели только побродить по небольшому участку и прочитать акафист святителю Николаю. Конечно, доподлинно неизвестно, где конкретно он здесь жил, но в целом это был его родной город. Поэтому хоть глазочком взглянуть было небезыинтересно.

И всё-таки жаль, что не было времени сходить к морю и полюбоваться природными красотами. Есть повод вернуться :)

паломничества, Византия, фотовпечатления

Previous post Next post
Up