(В Неделю о Страшном Суде)
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых ( Мф. 25, 31 - 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.
Евангельская Кедронская долина, ложе протекавшего тогда по ней потока, с 5-го века называется долиной Иосафатовою. Означенное название она получила или как предполагаемое место погребения царя Иосафата, или как место большой победы, одержанной Иосафатом над Моавитянами и над их союзниками (2Пар.20:25 ).
Это имя связало ее с пророчеством Иоиля (Иоиль, 3), как долины Суда. Поэтому иудеи, христиане и магометане с древности связывали её с местом последнего Страшного Суда Божия над миром. Самое имя "Иосафат" означает по-еврейски "Бог Судия".
Долина опоясывает город Иерусалим с севера и востока, начинаясь возле нового города за Дамасскими воротами, поворачивает вдоль восточной стены и на юге переходит в долину Гинномову (отождествлявшуюся в древности с геенной огненной).
Поток Кедрон, образовавший когда-то лощину в окружающих горах, ныне не существует, и неглубокое ложе его представляет собою теперь ряд зеленых садов.
Библейские воспоминания связаны с той частью долины, которая лежит с восточной стороны Иерусалима, отделяя город от горы Елеонской.
В древние времена она служила кладбищем для низших классов народа. До настоящего времени по склону горы расположено еврейское кладбище.
Здесь сохраняются памятники седой старины, известные под названием Авессаломова столба и гробниц Иакова и Захарии.
Из Библии мы знаем, что восстание Авессалома против своего отца, царя Давида, не удалось, а его самого убили, бросили в глубокую яму и наметали над ним огромную кучу камней. Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он "памятник Авессалома" до сего дня. (2Цар. 18)
Позади него целый лабиринт еврейских гробниц в скале, среди которых называют и гробницу Иосафата. В этой же скале шагах в 50 по долине еще одна большая еврейская усыпальница: на дорогу выходит портик на двух дорических колоннах и двух полупилястрах.
Предание говорит, что в этой пещере укрылись апостолы во время суда и распятия Спасителя.
Здесь же был погребен впоследствии первый епископ Иерусалима, св. Иаков Брат Господень, сброшенный в долину с Иерусалимской стены.
Немного далее одиноко стоящий четырехугольный памятник, наподобие столпа Авессалома, но с крышей в форме пирамиды, считается местом погребения Захарии, отца Иоанна Предтечи, убитого "между жертвенником и алтарем" храма.
Здесь, в скальных катакомбах, также погребения многих ветхозаветных и христианских святых.
В другой части Кедронской (Иосафатовой) долины, ближе к кварталу у Львиных ворот, находится греческий православный Храм первомученика архидиакона Стефана, на самом месте побиения его камнями.
Место побиения камнями и мученической кончины св. Стефана почитается рядом, на больших, выбитых в скале ступенях массивной лестницы, ведшей "во дни оны" прямо в город, к Золотым его воротам (ныне заложенным), и через них в храм Соломонов.
Согласно свидетельству паломников первых веков, на месте теперешней дороги был мост через поток и от него подъем к храму из гефсиманского селения и с горы Елеонской, на которую в свою очередь вела отсюда лестница.
** Святая Земля. Еп. Мефодий (Кульман)**