Усто Шарофиддин Юсупов. Росчерк на касе

Apr 20, 2015 22:53


Раздался звонок. На экране телефона светится: Усто Шарофиддин.
- Здравствуйте, здравствуйте! - светлым лучом врывается   в будничную суету голос мастера.
Мы говорим долго. Говорим за жизнь, за новости. Он рассказывает о новых работах, я сыплю вопросами.



Мои вопросы как мозаика. Из разных лет, эпох, разных краев и тем.
Шарофиддин-ака, моя драгоценная дверь между временами и мирами. Его глазами я смотрю в прошлое. На то, что уже так не доступно, и так хотелось бы видеть. Люди, лица, голоса из далекого золотого века узбекской керамики. Его не сбивает сумасшедший разброс моих вопросов, его голос как река, выносит из бездны новые картины и образы.
- Шарофиддин-ака, помните, та каса,  на которой стояли автографы наших гончаров, это был какой год?
- 74-й
- Значит, Дервиз тогда уже выпустил свой альбом…
Вот такую уникальную касу хранит великий мастер. На ней автографы всех знаменитых узбекских гончаров прошлого.



В 60-70-х годах двадцатого века узбекская керамика переживала свой ренессанс. Десятки знаменитых кулолов(кулол - гончар, узб.), сотни учеников работали тогда. Проводилось множество керамических выставок, семинаров и слетов. На одной из выставок в Риштане, мастера придумали такую штуку. Они взяли сырую касу, и каждый поставил на ней свой автограф. Кто-то просто написал свою фамилию, кто-то поставил свой особый знак, которым он помечал свое работы. Усто Шарофиддину тогда поручили покрыть касу глазурью и сохранить.
Он хранит ее до сих пор.
Примечательна одна из фамилий на касе. Она принадлежит не гончару. «Дервиз» - написано кистью.



В те времена о керамике Узбекистана издавали книги, исследования, альбомы и каталоги. Самый яркий, системный и полный каталог был издан в 1974 году московским художником Григорием Дервизом. Он много времени провел в домах и мастерских наших гончаров, фотографируя и записывая. Результатом его путешествия по гончарным центрам и стал альбом «Современная керамика народных мастеров Средней Азии». С тех пор Дервиз был частым гостем в Узбекистане, и наши кулолы непременно звали его на все свои официальные и неофициальные мероприятия.
Дервиз собрал уникальную коллекцию узбекской керамики 70-х годов, в которой представлены работы всех знаменитых мастеров того времени. Волею судеб, коллекция сейчас находится в Польше, в варшавском Музее Азии и Тихого океана. Музей не велик, и потому  экспонируется всего лишь несколько предметов коллекции, основная часть ее хранится в запасниках. Я все же надеюсь увидеть ее когда-нибудь  в Ташкенте.

Есть в той коллекции и работы Усто Шарофиддина Юсупова.
- Шарофиддин-ака, знаете, о чем я жалею?
-О чем?
- Вот сколько ваших работ разлетелось по миру. А у нас даже фотографий не осталось.
- Не переживай. Я новые сделаю, ты приедешь, и сфотографируешь.
- Ладно,  утешили… - соглашаюсь я.

Вот еще, что Шарофиддин-ака звонил. Радость у нас.   26 мая, в Ташкенте, откроется грандиозная выставка работ  Шарофиддина Юсупова. Выставка будет проходить в Выставочном зале Союза Художников Узбекистана (ориенир ЦУМ, бывш. Гостиница «Ташкент»). 26, 27 и28, мастер обещал сам присутствовать, встречаться с поклонниками, почитателями и любопытствующими.

Вторая радостная весть - для москвичей.  В Москве, в ЦДХ, 4 июня 2015г. - день открытия выставки керамики нашего знаменитого гончара. Сам будет. Великолепная коллекция ляганов и товоков Шарофиддина Юсупова будет. Уникальные ляганы можно будет забронировать и после выставки купить. Утащить. Обладать.
(Увеличивайте по клику)
























































Узбекская керамика, Узбекистан в лицах, Риштан, Выставки, Мастера, Ферганская долина

Previous post Next post
Up