Риштанского гончара прошлого, Усто Ибрагима Комилова, признают одним из величайших все усто из звездной плеяды узбекских гончаров 70-х. Потомок одного из древнейших риштанских гончарных родов. Внук самого "учителя всех гончаров Риштана", Усто Абдуллы Кулола.
Его работы - есть высочайшая риштанская керамическая классика.
Посчастливлось на днях побывать в доме великого Усто в старинной риштанской махалле Чиннигарон, познакомиться с женой и сыновьями.
Очень волновалась, принимая из рук сына работы его великого отца, имя которого до сих пор наши гончары произносят с придыханием.
Потрясающего изящества риштанская роспись, все глубокие оттенки синего, древние знаки-символы под матовой ишкоровой глазурью.
Ляган с характерной для риштана ассиметричной композицией. По ободу купола-мехробы, в зеркале - дивный бодом с глазком, по обе стороны которого колосья изумительной синевы.
Централльносиметричная композиция под голубоватой прозрачной глазурью.
Сложнейших узор, в купола по ободу вписаны рыбки, в центнре - цветущая ветвь. Дивной чистоты бирюзовые краски, раскрывшиеся под ишкором.
Наследие Великового шелкового пути - подражание узорам китайского фарфора, чинни
Очень люблю тему усто Комилова, когда в центр композиции он помещает кумган, а по бокам его - симметрично либо бодомы, либо ветви, либо перо , а то и вовсе пичаки.
Получается птица с крыльями
Еще один кумган-птица Усто Ибрагима Комилова. Крылья ее - ветви граната.
Какая изумительная сетка по ободу. Точность кисти мастера невероятна.
Вновь кумган, который птица.
Какой насыщенности бирюзовый цвет, который в центре. Такой цвет и фактуру может дать только ишкоровая глазурь.
Синий цвет, кажется светится местами. Это тоже тайна состава краски и волшебный эффект ишкоровой глазури
Бирюзовый саршуяк - женский умывальный прибор. В центр лили воду для умывания, снизу, по бокам подставки для мыла и масел.
Немногие знают, что риштанская керамика бывает не только синей. Бывает и коричневой(джигар) и зеленой.
У Ибрагимова огромная коллекция работ в густом зеленом цвете:
Это вновь чинни, подражание китайскому фарфору в керамике:
Тонов и оттенков зеленого не счесть:
Этот ляган ниже, семья Усто Ибрагима Комилова редко кому позволяет взять в руки. Это последний ляган великого гончара.
Он успел его расписать, но до обжига уже не дожил. Ляган таким и останется навеки, и уже не взорвется серо-черно-красная гамма характерным комиловским сочным синим и берюзовым.
Я очень долго фотографировала этот ляган. Казалось он не хотел уходить из лайтбокса. Тогда мы просто посидели с ним рядом. Я, опустив фотоаппарат, и он, ляган, незавершенная синяя песня мастера. Так и не ставшая синей.
Мой поклон и благодарность семье Ибрагима Комилова за оказанную честь и радость соприкосновения.