Противостояние работорговле или история одного джизакского ННО

Sep 02, 2013 06:59


Дорога в рабство

Джизак. Джизакская область.  Бескрайние пространства хлопковых полей.  Еще со времен Союза - это одна из самых обделенных областей страны. Обделенная  вниманием, обделенная инвестициями. Беден край на воду и на природные ресурсы.  Лишь отводы каналов и богарное земледелие.  Не случайно весной этого года был подписан Указ Президента Республики Узбекистан о создании в Джизаке специальной индустриальной зоны со множеством льгот и освобождением от большей части  налогов. Краю экстренно нужна помощь. Людям в Джизаке нужна помощь.
У многих здесь нет работы, нет средств к существованию, нет перспектив. Особенно тяжело приходится жителям небольших поселков, разбросанных среди бесконечных хлопковых полей.



Большинство наших историй происходило именно там, в маленьких безводных кишлаках, потерявших надежду.  Безденежье, безработица  и отчаяние.

И вот, появляется в таком кишлаке хорошо одетые дама или господин приятной наружности. И рассказывают местной молодежи о том, как распрекрасно можно устроиться за рубежом. И рисуют перспективы радужные, о том,  как отправится весь отчаявшийся джизакский люд в края заморские, да на все готовое. С питанием и проживанием. И будут они во дворцах официантами, уборщиками, посудомойками, садовниками да строителями работать. И получать будут доллары тысячами. Сами будут жить на те доллары припеваючи, да еще и семьям тугие пачки отправлять.

Что же джизакские юноши и девушки, да их родители?  А они  верят. Они не видели в своей жизни ничего, кроме своего поселка, да хлопкового поля. «Интернетов» не читают, чтобы в курсе быть, что же за дворцы такие, и кто те люди, что рай заморский обещают? В газетах местных про то не пишут, по ТВ показательные суды над работорговцами не транслируют. И собирают они скудные вещички в клетчатую сумочку, и, сопровождаемые «добрыми» дамами, направляются за визой в края далекие.



Конец всех историй печален. По прилету в страну, где должны сбыться мечты, отбирают паспорта. Вместо дворца - грязная комнатушка для девушек и разбитый барак для мужчин. Здесь, на месте, объяснят, что они «теперь никто и звать их никак». Что потрачены на их доставку деньги немалые. И деньги эти, для начала нужно отработать. Как отработать? Трудом рабским. Потому что это в Узбекистане они все были люди, а здесь рабы.

Вот так и появляются в зарубежных борделях пугливые невинные девушки из узбекских провинций, а на мини-заводах и сельхозугодьях  смуглые мужчины, не говорящие по-русски.

В Джизаке - это не единичный случай. Это поток.  Недавно была арестована и осуждена группа работорговцев, которые еженедельно отправляли в Объединенные  Арабские Эмираты   чартерные рейсы с джизакскими девушками. И ведь это только те, кого поймали. А сколько еще таких вербовщиков и поныне агитируют молодежь по всей Джизакской области?

«Истиқболли авлод»: Никого не бойся! Мы с тобой

Джизак. ОВИР. В коридоре молоденькая девушка с заполненным заявлением  на получение визы в ОАЭ.  В глазах - страх.
- У вас проблемы? - спрашивает ее подошедшая женщина
Девочка кивает, сквозь слезы.
- Визу нужно получить.
- Куда ты едешь, зачем?
- В Эмираты, работать горничной в гостинице
- А кто твой наниматель? У тебя есть договор на руках?
- Есть. Только мне его на час только дали, потом заберут.
- Ты знаешь, что тебе один экземпляр должны были отдать? Покажи мне его, - женщина долго изучает текст. - Ты знаешь, что договор составлен очень опасным для тебя образом?
В ответ девушка разрыдалась.
- Меня увезут, и сделают проституткой, я знаю - горько всхлипывала она.
- Так почему же ты здесь сидишь? Почему никуда не обращаешься?
- Я боюсь,- навзрыд рассказывает она, - Они уже потратили на меня две тысячи долларов, они сказали, что если я не поеду, то должна их отдать. Если не отдам, то они возьмутся за моих родителей. А у меня мама больная, братишки маленькие и у отца работы нет. Я теперь должна ехать!
- Послушай, ты никому ничего не должна. Я из центра «Истиқболли авлод», мы сейчас пойдем, и составим заявление в милицию. Напишешь все как есть. И никого не бойся. Мы с тобой.



ННО «Истиқболли авлод» - это небольшой Центр Просвещения Молодежи в Джизаке. Маленькая команда, которая вершит большое дело.

Сотрудники «Истиқболли авлод» начали активное противодействие торговле людьми на своей земле.  Организовавшись в некоммерческое объединение, они начали  планомерную работу среди молодежи Джизака и области.  Проводят  беседы и встречи с молодыми людьми из групп риска. Собирают информацию у населения о встречах с «черными вербовщиками». Развешивают  плакаты и раздают информационные листы  с предупреждениями о возможном риске попасть в рабство.



Деятельность «Истиқболли авлод» затронула все сферы жизни джизакцев. Так местные отделы самоуправления и махалли информируют службу о намерении той или иной группы молодых людей отправиться на заработки в дальнее или ближнее зарубежье. Сотрудники ННО немедленно реагируют, проводят собеседования с будущими мигрантами, выявляют обстоятельства вербовки. Изучают трудовые договора на предмет подлогов и рисков попасть в зависимость от нанимателя.
И рассказывают, и отговаривают…



На следующем этапе - сотрудничество с паспортными столами и ОВИРами. И вновь собеседования, и вновь уговоры.  Кто-то верит, и останавливается, кто-то - нет.



Назифа Камалова - директор джизакского Центра Просвещения Молодежи, председатель правления «Истиқболли авлод»

Джизак. ОВИР. В коридоре несколько молоденьких девушек с длинными косами.  Также  в очереди за визой. Также на работу.  Вербовщики присмотрели их в каком-то сельском доме культуры, где они танцевали национальные танцы. Пригласили, не много не мало, в танцевальную шоу-программу в «крутой гостинице». Посулили отличные заработки за короткое время.
- Девочки, одумайтесь, столько случаев, когда такие же девчонки как вы, попадали там в сексуальное рабство!
- Нет, нет, опа. Нас пригласила очень серьезная женщина, она там сама хозяйка!
- Вы так молоды, вы совсем не знаете людей. Вы и законов не знаете, и языка иностранного не знаете. Куда вы едете? Если что случится, там вам будет некому помочь!
- Что вы, опа. Хозяйка нам будет помогать. Все документы за нас оформит, организует жилье и питание.
- У вас там паспорта отберут и в публичный дом отправят, не боитесь этого?!
- Что вы, мы всего на год едем. А хозяйка женщина порядочная. Она нам так помогает.
- Она вам уже денег дала?
- Да, на оформление документов, - кивают девчонки.
И их простых, непуганых провинциальных девочек никак не переубедить.  Им не дают визу первый раз, второй, десятый, двадцатый…
Визу им, все-таки, оформят.  Право такое есть у гражданина - получить визу, когда документы у него в порядке. А о порядке-то в документах уж позаботились ушлые вербовщики.
Тогда сотрудникам «Истиқболли авлод» остается только дать девочкам визитку с телефонами и адресами. «Позвоните нам, если что-то случится…»



Потом, когда случится, некоторые из них позвонят.  Найдут возможность. И начнутся долгие переговоры между странами, и польются потоки заявлений, просьб, разрешительных документов. Когда юридические вопросы будут решены, начинается поиск денег. Поиск благотворителей, которые не откажут помочь, оплатить штрафы, дорогу, и прочая, прочая…



Руководит ННО «Истиқболли авлод» удивительный человек, Назифа Камалова. Её трогает чужая боль. Её сердце болит за каждого своего подопечного. Она счастлива, когда удается помочь. Она в отчаянии, когда помочь не удается.



Назифа-опа подводит нас к стенду с фотографиями своих подопечных, чьи судьбы стали её заботой. На одной из фотографий совсем юный мальчик. Он, хрупкий и изможденный, лежит на больничной койке.
- Этого мальчика недавно не стало, - говорит Назифа-опа.
Мальчишка сразу после школы завербовался вместе со старшими родственниками в Сочи, на строительство олимпийских объектов. В один из дней ему стало плохо. Болел живот так, что невозможно было ходить. Ему сказали: полежи, поболит-перестанет. Лежал в рабочем бараке он пять дней. Оказалось аппендицит. В больницу доставили уже с перитонитом. Мальчишка лежал там, никому не нужный под капельницей еще несколько дней. Кто-то из врачей сжалился, нашел переводчика, вызнал у парнишки контакты родных. Позвонил в Джизак. Мол, забирайте, а то умрет.  Родственники бросились в единственный известный им  центр помощи - в «Истиқболли авлод»

Потребовались деньги, большие деньги. Мальчика нужно было медикаментозно подготовить к транспортировке, нужное лекарство можно было заказать только в Москве.  Назифа-опа не из тех женщин, кто останавливается перед трудностями. Она задействовала всех - гос.органы, бизнесменов, знакомых, друзей. В результате мальчика доставили в Джизак.
Он прожил на Родине несколько ней и умер, на руках у родных.

Назифа-опа подводит нас к другой фотографии, на ней - худощавый мужчина средних лет.
- Его тоже уже нет с нами, - говорит Назифа-опа. И коротко добавляет - Суицид.
История мужчины - это история раба в сибирской глубинке. Когда он попытался сбежать из неволи, на него просто натравили собак. Рабовладельцы дождались когда собаки изорвали человека, и, решив, что он мертв, оставили лежать у лесной дороги.
Нашлись сердобольные люди, которые не прошли мимо, подобрали, довезли до больницы. Выкарабкался он. Но без документов путь на Родину закрыт. Денег уже не заработать, потому что здоровья отныне нет.  Его разыскала социальная служба «Истиқболли авлод» , помогли с восстановлением и пересылкой документов, привезли на Родину.  Оформили инвалидность.
Здесь, без денег, без собственного жилья, с сильнейшими болями, он не выдержал.



Из основных документов ННО «Истиқболли авлод».

- Назифа-опа, а  у вас не «опускаются руки», после таких случаев?
- Да нет же! Конечно, нет. Ведь стольким людям помогли спастись и наладить жизнь. Вот, посмотрите, какая у меня радость!
Назифа-опа  показывает фотографию  молодой пары.
- У нас недавно была свадьба!
На фотографии - также подопечные ННО «Истиқболли авлод». Девушку пару лет назад вызволили из сексуального рабства, молодого человека - из рабства трудового. Они познакомились в Центре, у Назифа-опа. Познакомились, полюбили друг друга. Поженились.
- Им так трудно вернуться к нормальной жизни! - сетует Назифа-опа. - Им столько приходится преодолеть и пережить. Почти от всех отказываются родственники, многим негде жить. Но мы прикладываем усилия, находим хотя бы съемное жилье. Устраиваем на работу. Вот, теперь для наших молодоженов хлопочем о предоставлении им жилья. Я так хочу, чтобы у них все сложилось хорошо!



Центр «Истиқболли авлод» сегодня поддерживают многие. Был  государственный грант. Не отказывают в помощи ни хокимият, ни органы МВД. Всегда поддержит Министерство труда и социальной защиты Республики Узбекистан. Большой надеждой и опорой Центра стал сегодня проект ПРООН  «Социальное партнерство в обеспечении занятости». Его сотрудники по первому зову спешат на помощь. Помогают во всем. От печати информационных листков до покупки оборудования.
Сотрудникам проекта даже доводилось самим проводить собеседования с потенциальными трудовыми мигрантами, отговаривая их от рискованного шага.



Сегодня джизакский Центр просвещения молодежи с успехом продолжает свою работу.  На счету - десятки спасенных соотечественников.  История «Истиқболли авлод» -  прекрасный пример того, как группа неравнодушных людей, объединившись в ННО,  сумела противостоять большой беде.  В народе говорят «Yaxshilik yerda qolmas» («Добро не останется без внимания»). Деятельность  ННО «Истиқболли авлод»   - яркое тому подтверждение.

Джизак, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Социальные службы

Previous post Next post
Up