Площадь Регистан - сердце Самарканда. Противостояние трех медресе: Улгбека, Тилля Кори и медресе со львами, Шер-дор
Посмотреть фотографию в полном размере (1 Мб)Отправляемся в то медресе, что слева, в медресе Улугбека. Осмотрев фантастической красоты убранство портала, выходим в большой внутренний двор. Там, по всему периметру небольшие лавки сувениров, национальных изделий и антиквариата.
Случается слышать от гостей Самарканда, что им не удалось найти в городе аутентичной узбекской керамики. Решила проверить. Наугад зашла в три лавки - на большее не хватило времени.
В одной из лавок меня ждало настоящее потрясение. На старой стене медресе висели десятки ляганов от лучших узбекских мастеров керамики. Не было времени фотографировать - потратила его на рассматривание и ощупывание. Я стояла в центре лавки и лишь называла имена мастеров, переводя взгляд с лягана на ляган:
Усто Алишер Назиров, Риштан; Усто Одилбек Матчанов , Хорезм; Усто Рустам Усманов, Риштан; Усто Алишер Нарзуллаев, Гиждуван; Усто Нуман Аблакулов, Ургут…
Перед ляганом усто Нумана Аблакулова не устояла, заставила хозяина лавки снять его со стены. Очень хотелось послушать как поет ляган. Дело в том, что керамика Нумана Аблакулова - высочайшего качества. Температура обжига его изделий столь высока, что в готовом виде каждая его пиала звучит как хрустальный колокольчик.
Я взяла в руки огромный ургутский ляган, полюбовалась перламутровыми переливами и игрой света на его поверхности. Потом легонько побарабанила пальцами по тыльной стороне, словно играя на дойре. И ляган запел…
Как он запел! Долгим , нежным, бархатным чистым звуком. Это было чудом.
Поинтересовалась ценами. Для меня они были запредельно высоки. Впрочем, зная цену на ургутский ляган от самого мастера, и приплюсовав к нему стоимость дороги Ташкент- Ургут и обратно, в общем « то на то» и выходило. Даже дороже.
1
Утешившись расчетами поблагодарила хозяина, Дильшода Набиева, за терпение, и поспешила дальше.
Пока мои спутники осматривали Тиля Кори, скользнула еще в одну лавку. В ней ничего не было особенного для меня. Лишь один ляган.
Он висел где-то по потолком, и, судя по слою пыли на нем, не снимали его не один год. Видно хозяева отчаялись его продать. Мне же очень знакомым показался почерк риштанского мастера. Попросила продавца снять ляган. Ему явно этого делать не хотелось. Он пояснил, что ляган старый и имеет сколы на поверхности.
Меня это не смутило. Я подробно осмотрела ляган. Он был не такой уж старый - ему лет 30-35. Явно сделан очень хорошим мастером. Аутентичный Риштан, в сочных синих тонах.
Мне давно хотелось иметь ляган с изображением кувшина. Собственно этот кувшин - не кувшин вовсе, а верблюд. Верблюд - символ богатства. Так шифровали верблюда под кувшин мастера во времена запрета на изображение животных.
2
Сильно поторговавшись, я выкупила старый ляган. Решила дома по своим архивам установить риштанского мастера, сотворившего его. Сейчас практически уверена, что это работа усто Мухаммадали Таджалиева, сына усто Акбарали Таджалиева из Риштана.
Как только доберусь до Риштана, буду знать на все сто процентов.
Так что вывод однозначен: в Самарканде очень запросто можно купить великолепные образцы узбекской керамики от лучших мастеров из разных керамических центров Узбекистана. Главное знать, что искать, и уметь увидеть настоящее и вечное в море национальных сувениров.
3