Черно-белая фарфоровая лирика. От ушедшего «Кувасайского фарфорового» до наших дней

Apr 29, 2012 12:26

Это было давным-давно. В Узбекистане тогда еще существовали  три знаменитых фарфоровых завода : Ташкентский, Самаркандский и Кувасайский. На каждом работали свои коллективы художников, чьи имена сегодня - легенды.
Каждое новое фарфоровое изделие проходило настоящие тернии многочисленных художественных советов. От местных, малых и больших, до всесоюзных.
Как-то раз, в далеких 80-х, на суд больших мастеров, главный художник Кувасайского фарфорового, вынес неведомую доселе форму. Это была белая сахарница в виде перевернутого усеченного конуса с изящно выгнутыми ребрами. На чистом белом фарфоре композиция из чёрных линий и точек.




Непосвященный может принять эту композицию за «нечто из японское». Но нет-нет! Это великолепный образец старинной арабской каллиграфии. Это фраза, записанная арабской вязью.

Но вернемся в советское время, на художественный совет, где гуру от фарфоровых искусств, члены партии, родом из мусульманских семей,  созерцали бело-черное чудо с неведомой надписью.
После долгого молчания, старший произнес, адресуя к автору:
- Вы хоть знаете, что здесь написано?
- Знаю! - ответил дерзкий мастер, и произнес слова восхваления Бога.

Как это не удивительно, большой советский худ.совет принял белую изящную сахарницу единогласно.

История этого великолепного образца арабского каллиграфического искусства удивительна. На одном из археологических раскопов в Узбекистане были найдены фрагменты керамики, покрытые фразами благословения. Датировались они временем раннего ислама на территории Узбекистана. Один из небольших фрагментов нес на себе именно ту композицию арабской вязи, которую вы видите на фотографии.

Изящество древнего текста поразило современного мастера. И вот, специально, чтобы нести эту единственную фразу, была создана и собственноручно выточена форма для фарфоровой массы.  И с древнего хрупкого обломка слова восхваления в точности перенесены на белое тело современного фарфора.

Имя мастера, в те годы главного художника Кувасайского фарфорового завода - Римма Газалиева. Сегодня Римма Газалиева знаменитый узбекский художник по фарфору, чьи работы находятся в экспозициях многих музеев мира.

Та творческая мысль, которую даровал осколок древней керамики не оставляет мастера до сих пор.  Знаменитая черно-белая, геометрических форм сахарница, положила начало целой серии черно-белой фарфоровой лирики.
И время от времени Римма возвращается  к ней:



Нет благороднее растений и милее,
Чем черный кипарис и белая лилея.
Он, сто имея рук не тычет их вперед;
Она всегда молчит, сто языков имея.
Омар Хаям
 Эта кружка со стилизованной надписью «Ташкент» навеяла картину, как сотни тысяч бывших «ташкентцев» по всему миру, сидят в своих московских, берлинских или лос-анджелосских офисах, попивая свой чай или кофе из таких кружек. Вот так заходишь в некую ай-ти фирму, а там многочисленные менеджеры, программеры, дизайнеры и почти у всех на столах - «ТАШКЕНТ». Скажешь им тогда «Салом Тошкент!», а они тебе в ответ: «Тошкент салом!» И будет у нас тогда тайное всемирное сообщество «ташкентцев»



Черно-белая фарфоровая коллекция Риммы Газалиевой огромна.
Великолепные пиалы. Они несут в себе множество традиционных национальных и знаковых символов: бодом(миндаль), лола(тюльпан), ислими (спираль с вьюнком). И нет-нет, да и встретится элемент арабской вязи.



Касы - суповые глубокие чаши. В росписи их стенок наше все - от орнаментов сюзане до черно-белых чустских тюбетеек.



Здесь лишь малая толика черно-белого фарфора Риммы Газалиевой. Её творения рождаются на свет и нетерпеливо уходят из родительского дома в другие обиталища. В новых местах, других городах и странах они становятся украшением дома и самыми любимыми вещами.



Впереди нас ждет еще один удивительный рассказ. Он будет черно-белых блюдах мастера Риммы Газалиевой.

Фотогалерея работ мастера на Facebook
Фотогалерея на сайте

История, Искусство, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Фарфор, Мастера

Previous post Next post
Up