Дильдора. Красивое узбекское имя. В переводе с узбекского «дил» - душа, сердце. «Дори» - лекарство, бальзам. «Бальзам для души и сердца», - говорило мне имя мастерицы. Воистину имена даруют не случайно.
Именно бальзамом для моей души стали работы мастера Дильдоры Хафизовой из благославенной Бухары. Издалека я обратила внимание на кардиган цвета сгущенного молока, расшитый нежно-розовыми цветами. Светло-зеленый вьюн окаймлял его края.
Молочный, нежно-розовый и светло-зеленый. Сочетание ласкало взгляд. И уже было собралась разглядеть подробно, подошла поближе к стенду...
И буквально утонула в многочисленных творениях разных цветов, материалов и стилей.
Первым покорил меня женский жакет, сшитый из яркого, традиционного бекасаба. По технологии шиться жакет был знаменитым чапаном. Мягким, добрым и теплым. Он великолепно мелко простеган на тонкой подкладке из нежнейшего хлопкового волокна, от чего казался равномерно «жатым».
Идеальная геометрия линий узора подчеркивалась вышивкой золотом по вороту, борту и манжетам, и вдруг дерзко нарушалась трогательными карманами.
Жакет-чапан казалось соскользнет со стены, обнимет тебя, и оживет на тебе, обволакивая все изгибы словно вторая кожа. Столь прекрасно сшит, ярок и одушевлен он был.
Цена этого чуда приятно удивила меня. Девочки, будете покупать одежду у Дильдоры в Бухаре, даже не смейте торговаться. Это такое малое воздаяние за великолепную работу и материалы творений мастера.
И вот кажется, что я нашла свой чапан, и время примерять. Но взгляд мой опускается на стол перед Дильдорой.
Я пропала!
Высокая стопка пиджаков-жакетов-чапанов. Каждый уникален. Разные материалы, разные техники, разные стили…
Еще один чапан из адраса цвета чистой бирюзы отделанный по краям и карманам белоснежной вышивкой с мелким бисером. Это традиционная бухарская кайма.
Дарил этот нежный женский чапанчик-жакет особое ощущение чистоты и свежести. Если вас удивит пестрая веселенькая хлопчатобумажная подкладка, так не беспокойтесь. Это не по бедности. Так положено. Так, говорят, чапан лучше греет.
Я продолжаю снимать со стопки одну за другой вещь. Обнаруживаю очень длинный, облегающий мягкими линями плащ, сплошь покрытый вышивкой красного и черного цвета. Он легок, но под густым кудрявым слоем шелковой вышивки очень теплый.
- Еще есть вещи вышитые в таком стиле? - спрашиваю я мастера
Дильдора показывает мне жакет, спускающийся чуть ниже колена с композиционной узбекской вышивкой крупными розетками
Творческая мысль мастера не знает границ. Ни одна вещь не похожа на другую. При этом каждая несет в себе мощную национальную тему.
Загадочный момент. Когда я пришла на выставку мастеров к закрытию и подошла к Дильдоре Хафизовой попрощаться, увидела , что непроданными остались лишь те несколько жакетов, так затронувших меня. Знаково. Они меня ждали.
Вот что значит вещь, в которую вдохнули душу. Начинает жить самостоятельно и выбирать хозяина.