Уроки на кухне. Родительская беседа о борще, религии, национальном самосознании, математике и безопасности.
Рецепт приготовления борща, как меня учила мама, уж мною был описан.
- Не хочу борщ!- заявила с ходу младшая
- А надо. - фатально и неотвратимо изрекла мама
- А ты будешь меня спрашивать?
- Обязательно!
Лялька в секунды оказалась за столом, подняв ложку как стяг.
- Ты кислое молоко-то в борщ положи - говорит папа, не осознавая, что начинает урок. Лялька послушно добавляет.
- Ну вот, теперь у тебя борщ не кошерный. - определяю я.
- Знаю, знаю,- торопится лялька, - Потому что молоко не кошерное, - Папа от возмущения аж перестал есть. Ну тут мы объяснили вкратце про мясное и молочное.
- А кто сказал, что нельзя есть мясное с молочным?- спрашиваю
- Моисей, - уверенно отвечает лялька, и тут же все портит,- Там девять заповедей и всё такое.
- Малыш! Девять заповедей это в христианстве, - отвечает мама, - А Моисей передал 613
- Как жестоко! - вздыхает папа
- Да, и прелюбодеяние вошло, - парирует мама, - Но вернемся к борщу. А ты знаешь, почему борщ так полезен? Правильно, потому что там много овощей, а какие именно, перечислить можешь?
- Свекла, капуста, лук, картошка, фасоль…
- А вот и нет, картошки там нет, но ты не назвала помидоры, чеснок и морковь.
- Я морковь не вижу!
- Потому что она окрасилась. А помидоры тушились без кожицы - вот и растворились. А кстати от чего у борща такой яркий цвет?
- От свЕклы
- Ай! Ты неправильно говоришь. Нужно говорить свЁкла!
А как по-узбекски будет капуста? А по-татарски? Не знаешь… карам и кабэста. А морковь? Сабзи по-узбекски, кишер по-татарски. А лук? Правильно, по-узбекски пиёз. А по татарски? Что значит неправильные вопросы задаю? Специально спрашиваю, чтобы запомнила. Суган - лук по-татарски. Завтра я тебя эти слова спрошу. Так что запоминай. (Всё, ребенок расстроен своей неудачей, нужно задать вопросы, на которые он ответит)
- А чьим национальным блюдом является борщ?
- украинским
- Верно. А столица Украины?
- Не знаю…
- Ну как же, откуда Володя папе запчасти на Таврию привозил?
- Что, Киев что ли?
- А то!- вот уж и предположить не могла, что ребенок этого не знает. Тааак. Давим по национальному самосознанию.
- Вот у меня какая фамилия?
- Украинская
- А как ты определила?... - молчит. - Ну подумай, давай вспомним у кого из наших знакомых украинские фамилии : Н…ко, К…ко, Шт..ко, Х…ко
- Еще Литовченко, Михайличенко, Павлюченко, Шевченко - вставляет свое футбольное папа
- Ааа! На «о» заканчивается
- Но есть же Гюго, Шапиро, Тито - далеко не украинские фамилии. Дело в том, что они заканчиваются на «ко». Таких украинских фамилий очень много. А каких известных украинцев ты знаешь?
- Никого не знаю.- вздыхает лялька
- Ну может по телевизору что слышала, - помогаю я.
- Знаю! Юлия Тимошенко! - лялька просто счастлива от того что она хоть что-то может ответить
Вот вы понимаете, носитель национальных традиций не знает Хмельницкого, Шевченко, Франко, Тычину, никого. Единственно что у неё на слуху, так это Тимошенка. Ну кто ж кроме родителей виноват! Меняю тему. К этому времени младшая уже съела большую часть борща.
- А какая часть борща от того что было у тебя в касе осталась?
- Я не знаю. Мы деление с остатком только сегодня проходили, - отмазывается лялька
- А причем тут это? Я тебя про части-доли спрашиваю. Или ты решила, что если я про остатки супа спрашиваю, то это про деление с остатком. Нееет Это темы разные.
- Тогда это шестая часть. - решает младшая.
- Значит если я тебе в касу еще пять раз по столько же добавлю , будет полная?
- Неет, все на скатерть выльется - смеется лялька.
- Тогда думай, сколько раз по столько нужно долить, чтобы каса была полной.
- Это третья часть осталась! - счастливо светится лялька. Молодец!
- А вот про деление с остатком тебя спрошу. Я приготовила четыре литра борща. Это 4000 миллилитров. В средней касе 300 миллилитров. Сколько средних касушек борща получится? (Достаю мерный стакан, набираю воду в среднюю касу, переливаю в стакан и показываю ляльке. Кастрюлю на плите она видит.) Сразу по два нуля с 4000 и 300 убери.
Вижу что затрудняется.
- Найди ближайшее к сорока число, которое делится на три.
- 39
- Правильно, так сколько касушек?
- 13
- А сколько останется?
- 1
- Миллилитров, касушек? Ты два нуля вернуть-то в ответ не забудь!
- 13 касушек и 100 миллилитров останется.
- Умница! - искренне восхищаюсь я. Лялька счастлива. - Да, кстати, я забыла тебя спросить, как пишется слово «борщ»? В конце есть мягкий знак, али нет?
- Нет, - уверенно отвечает лялька, - потому что заканчивается на «щ»
- А как же тогда слова «вещь», «мощь»?
- А нет, нет, потому что борщ - мужского рода!
- Ну вот видишь, какая ты молодец! - радуюсь теперь и я.
А потом я рассказала младшей секрет про цвет свеклы в борще (ну, вы знаете, про уксус). К этому времени лялька уже справилась с борщом. Мы определились с тем из чего производят уксус и зачем он нужен, извлекли все мои запасы, где обнаружили виноградный, яблочный и уксусную эссенцию. Едва я начала рассказывать про эссенцию и о том, как жестоко ею можно обжечься, лялька перебила меня и рассказала жуткую историю. О том как «одну девушку в Казахстане в 15 лет выдали замуж за двоюродного брата и у неё случилось 4 выкидыша. А он женился на другой, и та родила ему ребенка. И он выгнал первую жену. А она пошла к матери, а та не захотела её принять. И девушка выпила уксус…»
- Уксусную эссенцию, - поправляю я
- Ну да… «И её еле спасли, и теперь у этой девушки в горле трубка, и в животе трубка», - завершает страшный рассказ лялька. Я не стала акцентироваться на связи кровного родства и выкидышей, а также на психологии мужчин.
- Да, да, - продолжила я, - Это у меня именно та эссенция. Видишь, она у меня в бутылке из-под Текилы.- И я вновь продемонстрировала бутылку, чтобы лялька запомнила. Потом мы осторожно открыли крышку и понюхали по-очереди едкий запах эссенции. Сказали «Бе-еее». А потом мы лизнули с ложки по чуть-чуть яблочного и виноградного уксуса. А потом всё обратно спрятали.
- Ну всё, малыш, иди делать уроки. Мне нужно работать, - сплавляю я младшую с кухни. Однако на протяжении часа, она в сопровождении кота Арчибальда периодически шныряет ко мне на кухню, и тяжело вздыхает, от того, что я не обращаю на неё внимания. Она достает из корзины яблоко, грустно разглядывает его, и я, подавив в себе раздражение, наконец, сдаюсь. Ну, я же понимаю, что она жаждет продолжения урока.
- А почему ты не ешь красные яблоки, а выбираешь только «Золотой Грин»?
- Они мне больше нравятся, - оживает в ожидании разговора лялька
- Ну еще бы, красные - по 1000 сум, а Золотой грин в два с половиной раза дороже. Кстати, посчитай, сколько стоили яблоки Золотой грин?
Лялька замерла в мыслях.
- Три с половиной тысячи, - заявляет она
- Нет, - качаю головой я. Достаю из своих бумаг лист, линейку и карандаш. Рисую отрезок в 5 см. - Нарисуй один отрезок больше этого в два раза, второй - в три раза, третий в три с половиной раза , а четвертый - в два с половиной.
- 2500 стоит «Золотой грин», - смеётся лялька
Ну умница же!
- А ты завтра что будешь готовить? - прилипает и обнимается лялька
- Не знаю пока, малыш. Один узбекский салат сделаю - точно, а остальное - не знаю. Ты хочешь еще урок на кухне?
Усиленно кивает.
Я его придумаю, малыш…