(no subject)

Jan 23, 2011 01:17

ну ладно, раз никто не каментит стихи, придется написать пост про стихи. вообще, постов будет два. от лица доброго полицейского и злого. поэтик-наци. поскольку нынче я ненавижу практически все, пост доброго полицейского подождет до лучших времен.

мучителен сдвиг сегодняшней культуры во всех ее проявлениях, от повседневности до областей полного обвм, - замена жизни "по приличиям" на жизнь "по понятиям". во всех смыслах. никто уже не знает, каким ножом он эту рыбу резать должен (с), и ругаться при гостях нам теперь никто не запретит, зато кодекс братана велит не уводить цыпочку у своего второго пилота, это мы все помним и руководствуемся критерием "не западло". (см.тж.)

в культуре это проявляется довольно изящно и замысловато, но, если вдуматься, совершенно закономерно: основным жанром, воздействующим на обширные аудитории, становится т.н. жальнàя, прием родом из сентиментального городского/воровского романса с посылом "но даже у таких толстокожих пацанов, как я, есть в глубине души уголок...". и этот вот уголок и становится основной лирической темой. бравирование якобы скрытым нежным сердцем и богатым внутренним миром.

казалось бы, если уж ты его скрываешь, так будь любезен, соблюдай свою конституцию! но нет, обязательно надо в конце подпустить слезу. не дать читателю домыслить. ко всему привести его за ручку и назвать словами то, чего не стоило бы называть, потому что ряд вещей существует не для того, чтобы его выражать в словах. слова меньше явлений. (+ к тому, как пишет лидия гинзбург в записных книжках, человек вообще-то не должен быть написан у себя на лбу.) опошленный хэмингуэй, артикулированный до последней буквы, для последнего идиота, - вот модель поведения современной городской культуры. кишка тонка молчать, а строить из себя героя все-тки очень хочется. и вместо ярославны на стене в путивле - которая не стесняется называть горе горем и боль болью - мы получаем армию пьющих девок, в храброй позе которых проглядывается побитый щенок. причина: многие не дают себе труда знать, что же собственно с ними происходит (потому что в 3/4 случаев с ними не происходит ничего - что порождает бессмысленное и неадекватное употребление слов, что, в свою очередь, порождает обесценивание) - и оказываются беспомощны перед настоящими, сильными явлениями.

а в повседневной жизни все это проявляется как потеря культуры общежития. когда каждый кричит на другого "ты совсем не думаешь обо мне/ты думаешь только о себе". ну или хотел бы кричать. нету уважения друг к другу и к себе, нету понятия "неприлично", нету такой ценности, как человеческое достоинство. вместо элементарного уважения - стремление пожалеть себя (одновременно выставившись мучеником) и обвинить в своих мучениях остальных. потому что я же свободная женщина, эдди, и мне не нравится, как ты со мной обращаешься, и нам надо поговорить. а это строительство на пустоте: не всем же, в самом деле, обладать личностью такого размаха, чтобы ее можно было обсуждать ежедневно и она бы не иссякала.

восстание масс, говорим мы, сэй, еще сто лет назад об этом писали лучше нас.

и в свете этого всего любой разговор о добре и ценностях звучит как фарс или пьяные откровения (ну или эмоциональные бабские выплески, кому что ближе), которые наутро вспоминаешь со стыдом. вы вот щас наверняка прочли слова "добро" и "ценности" и внутренне усмехнулись. многие из вас. это проявление того же, о чем я говорю выше (а еще культуры постмодерна конечно, но ее пока оставим в покое). гражданская позиция? смешно. любовь и уважение к человеку? посмотри, как он напился и блюет. понимание настоящей поэзии? ггг, да это же у него тащемта обвм, например.

ars poetica

Previous post Next post
Up